4218

Заколдованный участок, или Да здравствует бюрократия!

Вам когда-нибудь приходилось получать госакт на земельный участок? Нет? Тогда вы глубоко несчастный человек, дорогой читатель! Оформление госакта - это просто песня, это блаженство, которое нельзя испытать даже на дыбе или при колесовании. Но давайте все по порядку - о том, как государство заботится о своих гражданах, а отдельно взятых его представителей делает просто счастливыми.

Началось все с очень скорбного для меня события - умерла моя мама, Царствие ей небесное! Поскольку она была основной домо­владелицей, а я там всего лишь прописан, пришлось оформлять дом и участок как наследство. Тут надо пояснить, что жилье это находится в поселке Караой Илийского района Алматинской области.
Итак, придя в себя от постигшего горя, отправляюсь к нотариусу в микрорайон “Водник”, что в пригороде Алматы, ибо только он обслуживает наш округ. В конторе меня встретила довольно милая женщина средних лет, оформила нужные документы и даже проконсультировала. Как оказалось, мне необходимо получить новый госакт, поскольку в старом значится улица Больничная, а сейчас она носит официальное название Балдырган. Помнится, когда лет десять назад эту улочку на отшибе села переименовали, счастью местных жителей не было предела. Они даже хотели сильно отблагодарить за такой подарок, но так и не нашли этого ономаста. А жаль! Вот бы человек бонусов отхватил!
Для начала я поехал в райцентр Отеген-Батыр, где находится ЦОН. Ну, думаю, сейчас сдам старый акт, заплачу пошлину и через пару дней получу новый со всеми исправлениями. Но все оказалось гораздо романтичнее. Перво-наперво, как оказалось, нужно получить адресную справку. Здесь, правда, меня ждало глубокое разочарование: через пять минут я вышел из ЦОНа с нужной бумагой. Никакой интриги.
Следующим пунктом значился земельный комитет, который находится в этом же райцентре. Вот тут-то все и закрутилось. Девушка в окне, выслушав мои проблемы, почему-то на клочке бумаги нарисовала цифру “70 000”: мол, столько будут стоить услуги по получению госакта. Но сначала я должен пригласить на свой участок топо­графа и землемера, чтобы они все досконально сфотографировали и запротоколировали. И для пущей верности дала мне телефон одного из них. Позвонил - договорились. В назначенный день ко мне домой приехал замечательный парень по имени Нурхан. Он довольно быстро сделал свою работу по замеру участка, взял за свои услуги 15 000 тенге и уехал со словами: “Если будут какие-то проблемы, звони”. Кстати, хорошо, что я сохранил его телефон. Позднее он мне очень пригодился.
Следующим визитером в мой дом был топограф. Тоже, надо сказать, неплохой парень. Все замерил с космической точностью, взял 23 000 тенге за услугу и был таков. Все эти данные землемеры аккуратно передали архитектору нашего района. Тот подозрительно быстро начертил схему участка и через неделю все документы перекочевали в земельный комитет. Козе понятно, что за ними надо ехать в райцентр. Приезжаю и слышу: “Вам надо получить выписку в акимате по месту прописки”. В голове пронеслось: “Боже, как мне повезло! Ехать туда, да еще по капшагайской трассе, - это же мечта всей жизни. Правда, дорога коротка - всего-то километров сорок. А я так люблю поразмышлять в пути о бренности отечественной бюрократии!”
Стоп, приехали. Захожу в акимат. Степенная дама посмотрела документы и тут же выдала бумагу: вот, дескать, поезжайте в райцентр и соберите три подписи. Но имейте в виду, сказала она, один начальник находится в районном акимате, другой - в земельном комитете, а третий обретается в здании на улице Титова. На крыльях счастья я опять помчался в Отеген-Батыр.
Первые две подписи удалось получить до обидного быстро - оба чиновника находятся в одном здании, хотя и на разных этажах. По­ехал за третьей на соседнюю улицу. “А шеф на больничном, - успокоила меня секретарша. - Заходите через неделю”. Если б вы знали, какой радостью переполнилось мое сердце: ведь в скором времени я опять посещу этот храм, где нет ни одного мало-мальского заместителя с правом подписи. Госслужащие даже не представляют, сколько добрых слов роилось в моей голове в их адрес на обратном пути. К сожалению, через неделю я все-таки получил эту волшебную визу.
Через пару дней, в очередной раз отпросившись с работы, я заехал в родной Караой со стороны Шелекимира. В поселковом акимате было тихо, как в аквариуме. Здесь меня снова несказанно обрадовали: оставьте документы, через три дня все будет готово. “Приемные дни у нас по вторникам и четвергам, так что будьте любезны!” - вежливо предупредила меня ответственная работница.
Через неделю, как вы понимаете, снова дальняя дорога в казенный дом. И вдруг мне выдают вожделенную бумагу с самой что ни на есть настоящей печатью. Очень было жаль, но отныне, как мне показалось, я навсегда избавился от визитов в поселковый акимат.
Теперь предстояло вновь посетить земельный комитет, чтобы отдать эту самую выписку, а там взамен получить приказ. Не сразу, конечно, но через недельку точно. Так оно и вышло. “Сейчас дуйте в ЦОН и сдайте документы на утверждение”, - напутствовала меня улыбчивая девушка в окне.
В ЦОНе все как обычно - номерок, короткое ожидание, прием. “Заберете через пять рабочих дней”, - предупредили меня. В назначенный день снова появляюсь в ЦОНе. Серьезная девушка выдала мне пачку бумаг со словами: “Все. До свидания”. “Теперь я могу ехать к нотариусу?” - спрашиваю. “Да, конечно. Счастливого пути”, - ответила она.
Дорога в “Водник” лежала через любимые пробки. Но опять-таки 40 километров для счастливого обладателя госакта не крюк. “Что-то быстро вы собрали все документы. Не прошло и полгода, - с улыбкой встретила меня нотариус. - А где оригинал госакта?” Затем она пояснила, что в ЦОНе, вероятно, ошиблись и мне надо не к ней, а в земельный комитет. Ликуя от радости на чем свет стоит, возвращаюсь в райцентр. Уже знакомая девушка в окне, бегло взглянув на кипу бумаг, вымолвила: “Вот же у вас приказ. Езжайте в ЦОН”. Делать нечего - еду.
В ЦОНе, как всегда, многолюдно и весело. Я подошел к начальнику и поведал ему свою дивную историю о том, как меня его сотрудница отправила по всем инстанциям, но все пути привели обратно в ЦОН. Ладно, говорю, у меня есть какая-то возможность мотаться по всей области. А как же та армия людей, у которых переименовали целые поселки? Среди них ведь есть и больные, и малоимущие... Он сочувственно покачал головой, поблагодарил за сигнал и пообещал принять самые строгие меры. Я охотно поверил и опять сдал документы - теперь уже на получение госакта. Оказывается, в первый раз их брали только на утверждение. “Через пять дней будет готово”, - слышу до боли знакомую фразу.
Разлука мигом пронеслась. Приезжаю. И вот тут я в полной мере ощутил себя настоящим Гражданином своей страны, а не каким-то там жалким журналистишкой: мне выдали чудную бумагу - “отказать”. На том основании, что на моем участке числится некий А. Г. Этим А. Г. является мой сосед, который живет в доме № 2. Как он оказался на моем участке под номером три, для меня так и осталось загадкой. На каком этапе оформления произошла эта накладка, выяснить не удалось: ни одна из многочисленных контор не взяла на себя смелость признаться в этом.
Да здравствует наша благословенная бюрократия! Эта песня хороша - начинай сначала.
Вот так. Госакт получить, как сказал Михаил ЗОЩЕНКО, это вам не в баню сходить. А вы говорите - “принцип одного окна”, корпорация “Правительство для граждан”, электронный кабмин... Баловство это все - отдал документы, получил через день готовые - и никакого удовольствия. Даже думать об этом противно. Так что бегайте на здоровье, дорогие граждане, и ни в чем неудобств не испытывайте!

Продолжение следует.

Феликс ГАБИТОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматинская область

Поделиться
Класснуть