3747

Антиобщественный транспорт

 

В Шымкенте, власти которого стараются превратить город, как и обещали, в Лас-Вегас местного разлива, транспортные артерии отданы на откуп ловкачам на колесах и бомбилам. Любое поползновение извне изменить положение дел натыкается на железное внутреннее сопротивление. Вот и попытка нашего корреспондента разобраться в истинных причинах общественно-транспортных бед третьего по счету мегаполиса страны и в том, кто в них виноват, превратилась в настоящий детектив.

По приглашению местных властей в Шымкенте полмесяца работали специалисты из солидного отечественного научно-исследовательского заведения, заточенного на вопросах организации работы транспортной сферы. Они досконально проинспектировали систему городского общественного транспорта и сеть автодорог, чтобы потом внести предложения по их оптимизации. Увиденное настолько поразило экспертов, что они не стали скрывать своего негативного отношения и даже устроили пресс-тур корреспонденту “Времени” по некоторым показательным объектам. Но уже спустя несколько дней профессионалы - то ли после нажима сверху, то ли из других соображений - попросили повременить с публикацией, а потом и вовсе отказались от интервью. Именно поэтому мы не можем назвать имен, фамилий и должностей наших собеседников и ведомство, которое они представляют. Но и замалчивать выявленные ими факты не станем.

- Ситуация с общественным транспортом в Шымкенте действительно катастрофическая, - отмечает один из прикомандированных знатоков. - Из 29 компаний, занимающихся пассажироперевозками, только шесть располагают более-менее снос­ной материально-технической базой. Остальные, образно говоря, имея лишь стол и ручку, банкуют путевыми листами и гребут деньги.
Увиденное автором этих строк заставляет крепко задуматься о безопасности поездок шымкент­цев в городском автотранспорте. Прежде всего под большим вопросом техническое состояние автобусов. По заключению экспертов, на многих так называемых автобазах, в числе которых ИП Сулейменов, ТОО “Береке-КИТ”, ИП Абдуганиев и другие, нет собственного оборудования для ремонта, нет слесарей, токарей и других специалистов, способных привести в порядок авто. Нет даже медпунк­тов, где водителя перед выходом в рейс должны тестировать на наличие в его организме алкоголя да и вообще контролировать его здоровье. Случается, что ангары и боксы, где автобусы после рабочего дня проходят техконтроль, сдаются... под склады различного ширпотреба!
- В ТОО “Тулпар сервис” числится более 100 машин, но база этого предприятия настолько мала, что не способна вместить весь парк, - отмечает эксперт. - Более того, производственный участок и другие помещения отданы под складские помещения, где хранятся продуктовые и промышленные товары. Мы были там утром и видели, как водители приезжают из дома на базу на автобусах, получают путевки и выходят на маршруты. Разве так должно быть?!
О каком соблюдении норм и о какой безопасности людей может идти речь, когда мы стали свидетелями того, как два маршрутных автобуса ТОО “Green bus service” ремонтировались в частном доме! - продолжает возмущаться эксперт. - По нашим данным, эта фирма вообще не имеет ни одной собственной машины. Все 80 автобусов, что ездят под маркой Green bus service, на самом деле привлечены ими со стороны. Но при этом фирма обслуживает в городе четыре маршрута! Попросту говоря, они каким-то образом на тендере взяли маршруты и торгуют путевыми листами, не имея мало-мальской маттехбазы. Что самое ужасное - это для Шымкента норма.
По мнению аналитиков, в такой мутной водичке водятся большие деньги, и утекают они далеко не в государственный кошелек. Ловкачи, подвизавшиеся на ниве пассажироперевозок, регистрируются в налоговых органах как индивидуальные предприниматели (ИП) и платят всего три процента от дохода. При этом ни фис­калов, ни чиновников, похоже, не особо интересует, насколько достоверную сумму прибыли указывают ипэшники в своих отчетах. Впрочем, справедливости ради отметим, что в Шымкенте есть и добропорядочные перевозчики, зарегистрированные как ТОО, и они, конечно же, несут более внушительное налоговое бремя.
Аналитиков поражает и схема движения пассажирского транспорта в Шымкенте. Как ни силились, они так и не смогли понять логику прокладки городских маршрутов. На главных улицах города - Тауке хана, Казыбек би, Толе би, Байтурсынова, Рыскулова, на Темирлановском шоссе, проспекте Республики и других автобусов и маршрутов так много, что в часы пик на некоторых участках, обгоняя друг друга, утрамбовывая под завязку пассажиров, они блокируют трассы. Зато на так называемых низкобюджетных улицах даже в самом сердце города, таких как Калдаякова, Тимирязева, не говоря уже об окраинах, автобусы и маршрутки встречаются крайне редко. Люди вынуждены идти пешком или ловить такси. Ну а ближе к половине девятого вечера автобусы вообще исчезают с городских улиц, и полновластными хозяевами автотрасс становятся бомбилы. Лишь одна транспортная фирма по настоянию акимата составляет им конкуренцию, и то лишь до 22.00.
- Есть еще одна проблема, которая также актуальна для большинства шымкентских перевозчиков, - отмечает эксперт. - Водители на маршрутах работают по 15 часов в сутки. То есть люди в погоне за деньгами работают на пределе своих возможностей. Не замечают или делают вид, что не замечают этого и контролирующие органы.
Но у контролеров своя правда. На каждый выпад экспертов они мгновенно находят ответ: навести порядок на дорогах им мешают закон, рыночные условия или административные запреты.
- Да, некоторые фирмы не имеют технически оснащенной автобазы, однако призвать их к порядку мы не можем, - парирует на голубом глазу начальник отдела транспорта и автомобильных дорог Шымкента Куатжан ЖУМАТАЕВ. - Если раньше раз в полгода мы могли зайти к ним с проверкой, то сейчас это невозможно. Ограничение спущено нам из министерства.
Хозяин шымкентских дорог жалуется и на суды. Только в этом году Жуматаев от имени государства попытался расторгнуть договоры с ТОО “Автоимпульс” и ТОО “Бек-сервис” - они не обновляли свои автопарки, однако Фемида отклонила соответствующие иски.
К слову, согласно правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, перевозчик обязан раз в год обновлять как минимум на 20 процентов свой автопарк. Но, по данным экспертов, лишь 30 процентов курсирующих по Шымкенту автобусов соответствуют техническим требованиям.
Завернули суды, по утверждениям чиновников, и иски городского акимата о расторжении договоров с перевозчиками, отказывающимися полноценно обслуживать маршруты после восьми вечера. Как пояснили в гор­администрации, транспортники, оказывается, вправе работать в вечернее время лишь на 30 процентов от потребного.
Кроме того, закон, если верить Куатжану Жуматаеву, дозволяет работать перевозчикам, не имеющим собственного автопарка:
- Если в Усть-Каменогорске 90 процентов подвижного состава компаний находятся на их собственном балансе, то в Шымкенте 75-80 процентов автобусов победители тендеров на обслуживание городских маршрутов привлекли со стороны, и законом это не запрещено. Мы не можем заставить их взять себе на баланс эти автобусы!
В общем, шымкентские госчины разводят руками и сетуют: в рамках действующих правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом они бессильны навести порядок на дорогах. Хотя в тех же правилах четко прописаны случаи, когда договоры с недобросовестными перевозчиками подлежат досрочному расторжению. Вот лишь некоторые из них: передача маршрутов третьей стороне; неоднократное использование на маршруте автобусов, не соответствующих требованиям договора; отсутствие ежедневного предсменного техосмотра; грязь, духота либо холод в салоне, а также порванные сиденья, поломанные поручни.
Вместо реального наведения порядка в общественном транспорте местные власти кормят шымкентцев завтраками: дороги станут шире, запустят новые маршруты, автобусы будут новее и чище, а ездить - регулярнее и чаще, и будет на дорогах Шымкента полный ажур! Надо, мол, только набраться терпения и дождаться светлого будущего.
Пока же простому человеку в этой неравной схватке с железными “коробками”, их рулевыми, хозяевами и покровителями отведена, похоже, роль жертвы. По данным полиции, с начала года в Южно-Казахстанской области произошло 34 крупных аварии с участием общественного транспорта, в которых погибли 10 человек, ранено более 50.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент

Из досье

Согласно официальным данным, в миллионном Шымкенте в пассажирских перевозках задействованы 29 фирм и компаний. В городе 83 автобусных маршрута. Ежедневно на линию выезжают 1213 автобусов и маршруток. Стоимость одного проез­да составляет 70 тенге.
По информации горакимата, точный подсчет пассажиропотока производился в 2014 году и составил 420 тысяч человек в день. С того времени к Шымкенту присоединили часть территорий Сайрамского, Толебийского и Ордабасинского районов с общим числом населения 120 тысяч человек.

Поделиться
Класснуть