3894

Сирийский след

Во вторник министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ (на снимке) раскрыл новые подробности теракта в Актобе. Как выяснилось, изначально к джихаду в городе готовились 45 экстремистов, однако некоторые из них в последний момент передумали. Их вербовкой с призывом убивать “неверных” занимался некий имам из далекой Сирии.

- Количество их было - уже достоверно установлено - 45. Но когда они объявили джихад и вышли из квартиры, то 16 человек отказались. Мы сейчас их всех установили, допрашиваем. 29 человек согласились и пошли, по дороге еще три человека отказались. Когда подошли к магазину (“Паллада”, охотничий. - А. Н.), мы по видеокамерам видим, что в него зашли 25, то есть еще один отказавшийся ушел, - рассказал Касымов в ходе отчетной встречи с населением вчера в Астане.
По данным министра, среди террористов как минимум семь человек были ранее судимы. Вместе с тем точно установлено, что во время спецоперации погибли трое военнослужащих Нацгвардии, пять гражданских лиц. Ранения получили семь военнослужащих и 12 полицейских.
Перед терактом в Актобе, продолжил глава МВД, преступники прослушали аудиообращение некоего духовного лидера - имама из Сирии - с призывом к джихаду:
- Тот предложил прямо сегодня (5 июня. - А. Н.) начать. Организаторы, конечно, готовились. Они знали объекты, куда пойдут, когда пойдут.
К слову, все встречи будущие террористы проводили в одной и той же квартире.
- Мы эту квартиру установили, осмотрели. Они даже оставили телефоны в этой квартире, чтобы ни один из этих участников не мог позвонить, сообщить родственникам, - поведал главный полицейский страны.
Касымов заявил, что сейчас, после событий в Актобе, МВД совместно с Министерством юстиции разрабатывает поправки в законодательство, предусматривающие ужесточение требований к оружейным магазинам и охранным агентствам.
Сегодня в стране 123 оружейных магазина.
- Некоторые расположены даже в спортивных магазинах. Чуть ли не переходите от спортивной одежды сразу к ружьям. В мире прак­тика совсем другая, здесь мы, видимо, упустили. Поэтому будут ужесточены требования к оружейным магазинам, запрет оружия, в продаже (по тем правилам, которые действуют сейчас. - А. Н.) не будет охотничьего, - заметил глава МВД, продолжив: - Вы знаете, что у нас охранные структуры давно переведены в конкурентную среду и охраной занимаются они, а не полиция. И требования к этим охранным структурам мы усилим. В магазинах должны стоять охранные структуры.
Наряду с этим в МВД намерены законодательно обязать всех владельцев магазинов, ресторанов и автозаправок устанавливать камеры наружного видеонаблюдения.
- Видеокамеры - это большая помощь в охране общественного порядка. Мировой опыт такой, что там почти на каждом углу стоит видеокамера. То, что у нас произошло в Актобе… только благодаря видеокамерам, которые были установлены возле и в оружейном магазине, мы полностью знаем, как они зашли, куда зашли, и можем описать действия каждого преступника. То есть доказательная база имеется хорошая, - сказал Касымов.
Как выяснилось, в настоящее время в стране установлено в общей сложности 3900 видеокамер, которые передают сигналы в центры оперативного управления полиции. Еще 19 тысяч камер установлено в рамках программы “Безопасный двор”.
Кроме того, в стране будет усиливаться адресный контроль за так называемой пропиской, а также за фиктивной регистрацией граждан.
- У нас есть регистрация в квартирах, но есть такое понятие, как “резиновые квартиры”. В некоторых квартирах зарегистрировано по 200-300 человек. Мы будем предусматривать ответственность за проживание без регистрации и ответственность владельцев за регистрацию большего количества людей и за то, что зарегистрированные люди у него не проживают, - сказал Касымов.
- Сегодня в Актобе учреждения работают в нормальном режиме. Правоохранительные органы усиленный вариант сняли со вчерашнего дня. Все спецподразделения, которые были прикомандированы, уже вернулись на свои места дислокации. Уголовное расследование проводит Комитет национальной безопасности совместно с Генеральной прокуратурой.
По тем операциям, которые мы провели, мы, естественно, сделаем разбор полетов, есть вопросы, которые мы хотим задать и патрульной полиции, и руководству по отдельным действиям. Как только примем решения, мы вам сообщим! - сказал в заключение глава МВД.

Арсен НУРТАЗИН, Астана

Кстати

Террористы в Актобе планировали напасть на исправительные учреждения и здания госорганов, сообщила вчера пресс-служба Комитета нацбезопасности.
В результате длившейся целую неделю масштабной антитеррористической операции, для проведения которой пришлось подключать силы из других регионов страны, было задержано девять и убито 18 террористов. Захваченные ими в оружейных магазинах 23 единицы оружия изъяты. Возбуждено 25 уголовных дел, объединенных в единое производство, расследованием которых занимается межведомственная следственно-оперативная группа КНБ, МВД и Генеральной прокуратуры.
По информации КНБ, сейчас задержанные дают признательные показания. По предварительным данным, террористы планировали вначале захватить оружие, для чего напали на оружейные магазины и воинскую часть, а затем атаковать исправительные учреждения и здания госорганов. Жертв в таком случае могло быть намного больше.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

А тем временем

Казнить, нельзя пожизненно

Столичные судьи предлагают ввести смертную казнь за терроризм.

Во вторник в Службе центральных коммуникаций служители Фемиды рассказали о реформах в судейской системе, обусловленных реализацией Плана нации “100 конкретных шагов”. Журналисты, ссылаясь на недавно высказанное сенатором Сериком АКЫЛБАЕМ предложение казнить террористов, поинтересовались мнением судей на этот счет.
- Действительно, по некоторым категориям дел имеется необходимость ввести смертную казнь. Особенно в отношении терроризма. Но, конечно, решение будет принимать законодательный орган, - высказала свое мнение судья Сайран АЛИМБАЕВА.
Аналогичного мнения придерживается и председатель апелляционной судебной коллегии по уголовным делам суда Астаны Аскаржан КЕНЖЕГАРИН:
- Мы считаем, если террористам введут смертную казнь - это будет правильно, потому что этого требует сегодняшняя ситуация.
Не обошли вниманием журналисты и всегда актуальный вопрос о справедливости выносимых судебных решений. В частности, почему одинаковое наказание - два года лишения свободы - вынесли экс-руководителю департамента строительства нацкомпании “Астана ЭКСПО-2017” Кажымурату УСЕНОВУ, виновному в хищении бюджетных средств, и жителю Актобе, укравшему несколько пакетов с колбасой? Почему полицейского, облитого мочой, садят на пять лет, а “мистера Х6” Максата УСЕНОВА, сбившего в Алматы шестерых человек, один из которых погиб, всего лишь штрафуют и лишают водительских прав.
- Судья при вынесении того или иного решения руководствуется только законом и в некоторых случаях совестью, - ответила Сайран Алимбаева. - Но все эти акты, о которых вы говорите, обжалованы сторонами, которые были не согласны с решениями, и вышестоящими судами большинство решений было оставлено без изменения. В соответствии с Конституцией данные судебные акты вступили в законную силу и подлежат исполнению. Поэтому говорить о том, что эти судебные акты незаконные, несправедливые, нельзя, наверное.
В свою очередь Аскаржан Кенжегарин напомнил, что Кажымурат Усенов заключил процессуальное соглашение с прокурором.
- Суд при рассмотрении дела не может увеличить наказание, которое указано в процессуальном соглашении, поэтому суд первой инстанции назначил такое наказание. А законность будет проверяться при поступлении дела в апелляционную инстанцию, - пояснил Кенжегарин.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть