Продажный интерес
Доля Казахстана в импорте Китая - всего 0,1 процента
В первом квартале этого года при участии внешнеторговой палаты (ВТП) Казахстана было экспортировано отечественной продукции на сумму около 35 млн. американских долларов. Однако вклад нашей страны в мировую корзину товаров, в особенности пищевых продуктов, пока остается мизерным. Такое впечатление сложилось после вчерашней пресс-конференции председателя правления ВТП республики Меирбека МАЖИТОВА.
На днях палата провела три важных заседания деловых советов с участием бизнес-кругов Казахстана, Ирана, Египта, организовано шесть торгово-экономических миссий в РФ, Иране, Афганистане и Таджикистане. В результате во внешнеторговые операции вовлечено более 400 отечественных предпринимателей.
Первым результатом двустороннего сотрудничества с Ираном после снятия санкций с этой страны стал долгосрочный коммерческий контракт на поставку мяса говядины и баранины на 30 млн. долларов.
Между тем акмолинское зерно, актюбинские мука и макароны, кызылординский рис и костанайские конфеты, а также таразский цемент теперь будут экспортироваться в Таджикистан, с предпринимателями которого казахстанские партнеры заключили контракты на сумму более 4 млн. долларов.
Открытие при содействии ВТП торгового дома в Кабуле позволило организовать экспорт в Афганистан зерна и мучной продукции более чем на 700 тыс. долларов.
У этой и другой статистики есть обратная и не менее занимательная сторона. Например, по итогам прошлого года Казахстан, как сообщили на брифинге представители ВТП, заработал 48 млрд. долларов за счет экспорта нефти (правда, по данным Нацбанка, наша страна экспортировала нефти и газоконденсата в 2015 году на 26,8 млрд. долларов). Однако на поставках отечественного продовольствия на мировые рынки столько заработать не удается. Хотя потребительский спрос соседних с нами стран имеет устойчивую тенденцию роста, мы не в силах удовлетворить его даже наполовину.
- Напомним, что вокруг нас Китай и Россия - это 130 млрд. долларов потребительского рынка, именно по той линейке продуктов, которую экспортирует Казахстан. Однако наш экспорт пока составляет всего лишь 1 млрд. 28 млн. долларов. Все это говорит о том, что наши товары пока только должны узнать на мировом рынке, -
отметил г-н Мажитов.
При этом наибольший интерес к казахстанской продукции проявляет Китай, чем грех не воспользоваться, считают в ВТП.
Пекин хоть и стремится к тому, чтобы обеспечивать свой народ китайской продукцией, но вынужден признать, что собственных ресурсов недостаточно и приходится прибегать к импорту. К примеру, казахстанского растительного масла, которого сегодня полуторамиллиардному государству не хватает.
- Особенности китайской национальной кухни сконцентрированы на масле. Все они готовят только на этом продукте. Все жарится. Это повышает огромное потребление масличной продукции. В год они тратят порядка 40 млрд. долларов только на экспорт масла! - воодушевленно рассказывал глава ВТП. - Сегодня китайские партнеры говорят, что мы готовы потребить столько масла, сколько вы произведете.
Однако в прошлом году, по данным палаты, Казахстан поставил в Китай семян и плодов масличных растений лишь на 35,5 млн. долларов. В силу различных обстоятельств в нашей стране, увы, пока не могут производить масло в промышленном масштабе.
- Если раньше в Южно-Казахстанской области было 200 совхозов, то на сегодняшний день там насчитывается 60 тыс. мелких крестьянских хозяйств размером всего 10 - максимум 50 гектаров каждое. И все они в частных руках. То же самое в других регионах. Поэтому в стране и был принят закон о кооперации. Нам следует объединить наши мелкие предприятия, которые производят небольшое количество этого масла. Но для масштабного производства важно создать единого оператора, который будет внедрять единые технологии, обслуживать и содержать всю производственную базу. То же самое касается производства на экспорт любого другого местного продукта, - пояснил Меирбек Мажитов.
Помимо масла в Китае повышенный спрос на казахстанские зерно, сахар, кондитерские и мучные изделия.
По информации ВТП, Казахстан в 2015 году поставил в Китай мяса и пищевых субпродуктов на 377,4 тыс. долларов, рыбы и ракообразных, моллюсков, водных беспозвоночных - на 1,06 млн., молочных продуктов, яиц, меда - на 579,4 тыс., овощей, фруктов, корнеплодов, клубней, плодов и орехов - на 4,2 млн., зерновых культур - на 30,1 млн., жиров и масла животного и растительного происхождения - на 12,4 млн., сахара, кондитерских и мучных изделий - на 10,6 млн., алкоголя и безалкогольных напитков, уксуса, растительных соков и экстрактов - на 4,9 млн., готовых кормов для животных - 682,9 тыс. долларов.
Но самую интересную статистику представители ВТП оставили “на десерт”.
- Что касается в целом импорта КНР за 2015 год, то он составил 103,984 млрд. долларов. То есть это то, что КНР покупает во всем мире. Доля Казахстана в импорте Китая всего 0,1 процента. Наша задача - нарастить этот объем, - сказал почти в самом конце брифинга, внушая оптимизм, Меирбек Мажитов.
Арсен НУРТАЗИН, фото автора и с сайтов altyn-orda.kz и liveinternet.ru, Астана