Алматы - не простой город!
Проблемы городского общественного транспорта, плата за детские сады, использование земельных участков стали главными темами вчерашней пресс-конференции в Астане акима южной столицы Бауыржана БАЙБЕКА (на снимке).
Но, естественно, молодой и амбициозный аким желал не только говорить о наболевшем, но и похвастаться последними успехами казахстанского мегаполиса. Алматы до сих пор остается едва ли не главным донором республиканского бюджета: на его долю приходится 27% налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. В прошлом году в госбюджет перечислено 1,36 трлн. тенге (по сравнению с 2014-м больше на 9%), в том числе в республиканский - 1,04 трлн. тенге (больше на 10% соответственно), местный - 326,7 млрд. тенге (плюс 6%).
Тем не менее с начала кризиса все же наблюдаются и негативные тенденции: грузооборот упал на 12,6%, услуги связи сократились на 4,6%, стройработы - на 11%, внешнеторговый оборот снизился на 34,7%, экспорт - на 36%, импорт - на 34,4%. Помимо этого с середины прошлого года наблюдается падение покупательской способности населения южной столицы и его деловой активности. Так, по данным налогового гордепартамента, в последние месяцы наблюдается снижение торговых оборотов на четверть!
В этой связи акимат активно борется с теневой экономикой, в то же время следуя политике разгосударствления и приватизации. Вы только оцените: 605 (!) неиспользуемых земельных участков в Алматы общей площадью более 400 га могут быть изъяты у их владельцев и выставлены на аукцион.
- Вопрос земли очень важный. Это огромный инвестиционный ресурс в городе. Мы провели большую ревизию и выявили 605 участков - это более 400 га, которые на сегодня не используются! На них налагается обременение. Причем обременение налагается на год. В том случае, если на участке и далее будет тишина, то он будет изыматься и выставляться на аукцион, - сообщил Бауыржан Байбек.
По его словам, таким образом акимат хочет стимулировать возвращение зависших земель в оборот. Но если владелец земучастка начнет осваивать его, то в течение года обременение может быть снято.
Прокомментировал аким и передачу городской транспортной компании “Алматыэлектротранс” в частные руки:
- У “Алматыэлектротранса” задолженность более 1 млрд. тенге. И встал вопрос: опять окупать за счет кредита из бюджета? Но пришел инвестор, который взял компанию на пять лет без права выкупа. На самом деле это большой риск. Они обязались в течение первого года погасить задолженность, купить новые машины. 33 автобуса находятся в плохом состоянии, нужно осуществлять ремонт, и это тоже 280 млн. тенге. То есть они обязались до 2017 года вывести компанию на прибыльность.
Другая транспортная проблема возникла с запуском новой системы электронного билетирования пассажиров “Оңай!”.
- Мы начали выводить их (водителей общественного транспорта и некоторые автопарки в целом. - А.Н.) из серой зоны. В итоге теперь они (водители. - А.Н.) будут уже не так байговать. А почему они так сегодня байгуют? Кто первый приехал (к остановке. - А.Н.), тот больше людей взял. Заработал и положил себе в карман, - пояснил их логику действий градоначальник. - А в Европе они так не торопятся, поскольку там нет разницы, сколько ты людей посадил. Все водители одинаково получают - по тарифу! Поэтому мы должны были это сделать, внедрить единый маршрутизатор, поменять систему оплаты и таким образом навести порядок в сфере транспорта.
Аким заверил, что с помощью новой системы проезда намерен вывести порядка 6-7 млрд. тенге из теневой экономики всей транспортной сферы города. Более того - он даже пообещал восстановить проездные билеты, которые были упразднены с внедрением системы “Оңай!”:
- Думаю, завтра (то есть сегодня, 27 января. - А.Н.) на маслихате, если депутаты поддержат, мы примем такое решение, что будут восстановлены проездные билеты. До 7 лет, вы знаете, дети бесплатно ездят, дети школьного возраста - 1 тыс. тенге, пенсионеры - 2 тыс. тенге. Причем в этой категории ранее не было многодетных матерей, теперь дается скидка 50%, которая будет субсидироваться из местного бюджета, - 2 тыс. тенге для них (будет стоить проездной. - А.Н.). Плюс 3 тыс. тенге для студентов. Инвалиды первой и второй групп, ветераны Великой Отечественной, и добавляются еще люди, приравненные к ним, им предоставляется бесплатный проезд в городе. Это обойдется местному бюджету в немаленькую сумму. Мы закладываем также 2 млрд. тенге субсидирования в бюджете, и потом по мере того, как доходы будут расти, посмотрим.
Вместе с тем градоначальник южной столицы ошарашил еще одним громким заявлением: стоимость парковочного места в Алматы в перспективе заметно вырастет. Таким нехитрым способом Байбек и его команда намерены решить проблемы с пробками на дорогах. Как это делают в передовом западном мире.
- Почему парковки в Европе стоят очень дорого? Потому что их задача не собрать деньги в бюджет, а чтобы люди не ездили на машинах. Если вы ставите 100 тенге, то вы просто собираете деньги, а если ставите 500 тенге - то вы даете посыл человеку: желательно на машине не приезжать, езжай на автобусе! - пояснил Бауыржан Кадыргалиевич.
А вот и приятная новость для всех алматинцев: тариф в государственных детсадах южной столицы снизят!
- Месячный расчетный показатель увеличился (с нового года составляет 2121 тенге. - А.Н.). Родители платили 27 тысяч тенге, и по факту сегодня 38 тысяч тенге стоит одно место в государственном детском садике, - сообщил Бауыржан Байбек, заметив, что такая разница в оплате заставила многих родителей отказаться от детского сада.
- Этот вопрос мы поднимали, обсуждали детально. Принято решение о том, что из местного бюджета будет выделено 3 млрд. тенге, и родители (детей в возрасте от двух до пяти лет. - Ред.) в среднем будут оплачивать только 15 тысяч тенге. Экономия где-то 20-21 тысяча тенге, это охватит 17 тысяч детей. Это очень важный вопрос. Будут поддержаны социально уязвимые слои населения, - отметил аким Алматы.
Коснулся он и проблемы алматинских дольщиков.
- Это был очень сложный вопрос начиная с 2007 года, - проинформировал мэр мегаполиса. - На момент кризиса было 16 тысяч дольщиков. Сегодня 97 процентов проблем дольщиков решены. Есть три проблемных объекта, которые мы мониторим: это жилые комплексы “Бес Тулга”, “Тристар” и “Оскар”. Это где-то 408 дольщиков. Что в этом направлении делается?
Самый большой объект - это “Бес Тулга”. Сегодня найдена компания, которая осуществляет строительство. Во втором квартале 2016 года они объект должны сдать, - продолжил он. - “Тристар” построили. Весь объект завершенный, но у застройщика не хватало средств, он попросил, чтобы мы подвели инженерные коммуникации, мы решили. Мы рассмотрели вопрос в виде исключения. На 121 млн. тенге мы сети доведем и во втором квартале 2016 года этот объект сдадим.
Одним из самых проблемных объектов аким назвал “Оскар”:
- Стоит котлован, строительство не было начато. Но на самом деле здание очень дорогое, квартиры дорогие. То есть это не средний класс, это высокий сегмент. На присоединенной (к Алматы. - А.Н.) территории Наурызбайского района есть жилой комплекс “Премьера”, который при поддержке государства был достроен. Там свободные квартиры в резерве оставались. Мы предложили дольщикам объекта “Оскар”, чтобы они туда переехали. Вначале, конечно же, многие отказались. Было предложено так: или вы ждете до лучших времен, потому что дорогое жилье, или сегодня, но другие квартиры. В итоге все собственники - их, по-моему, 83, со всеми мы переговорили - дали добро.
В заключение брифинга аким Байбек отметил, что падение курса тенге позитивно сказалось на туризме в Алматы:
- Сегодня каждый второй турист нашей страны приезжает в Алматы. 25 процентов всех доходов в сфере туризма дает Алматы. И вот корректировка курса на самом деле очень плодотворно сказалась на туризме. В советское время 10 тысяч человек ездили на Шымбулак, а за последние выходные приехали 15 тысяч!
По его словам, иностранцы то и дело жаловались, что в Алматы дорогие рестораны, гостиницы, туристические пакеты. Сегодня для них все стало гораздо дешевле, резюмировал Бауыржан Байбек.
Арсен НУРТАЗИН (с использованием информации КазТАГ и Tengrinews), фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Астана
А тем временем
От общего - к частнику
Во вторник в акимате Алматы нам заявили, что тарифы на проезд в городском общественном транспорте в ближайшее время не вырастут.
Последний раз подобные слухи появлялись в начале сентября прошлого года почти сразу после августовской девальвации, когда поползли вверх цены и на бензин. Но тогда в акимате заверили, что до 1 января цены на проезд в общественном транспорте повышаться не будут. И вот уже после нового года об этом заговорили вновь, на этот раз - в связи новостью о передаче муниципального автопарка в частные руки.
- Во-первых, хотел бы сказать, что муниципальные автопарки не продали, как думают некоторые, а передали в доверительное управление на пять лет без права выкупа, - прокомментировал “Времени” и.о. руководителя управления пассажирского транспорта Алматы Даурен АЛИМБЕКОВ. - В соответствии с договором инвестор должен погасить кредиторскую задолженность перед поставщиками - это порядка 700 миллионов тенге, отремонтировать 33 аварийных автобуса и привести в технически пригодное состояние оставшийся парк. Все это он должен сделать до конца года. Только в этом случае мы продлим с ним договор еще на четыре года. При этом в течение всего этого периода он должен будет выплачивать часть дохода, поступающего от пассажирских перевозок, - от 10 до 15 процентов.
Предполагается, что за это время инвестор “отобьет” свои немаленькие вложения, которые в общей сложности составляют около полутора миллиардов тенге.
По словам Алимбекова, ТОО “Алматыэлектротранс”, объединяющее муниципальные автопарки, троллейбусный парк и трамвайное депо, было хронически убыточным, содержалось за счет бюджета. Именно по этой причине парк передали в доверительное управление.
- За счет чего собирается зарабатывать инвестор?
- Он будет сокращать расходную часть и повышать собираемость платежей в транспорте - ведь раньше многие пассажиры именно городских автобусов ездили без билета или платили водителю. Инвестор провел расчеты и понял, что сможет заработать.
- И все-таки: не подорожает ли в связи с этим проезд в общественном транспорте?
- Стоимость проезда не привязана к какому-то конкретному автопарку, ее рассматривают в целом по городу. Но могу сказать, что в ближайшее время он не подорожает. Перевозчики не могут сделать это без согласования с акиматом и маслихатом, а официальных обращений по этому поводу к нам не поступало.
Оксана АКУЛОВА, Алматы