5675

Нурсултан Назарбаев: Наши граждане должны учиться быть богатыми

В понедельник в Астане глава государства обратился с традиционным ежегодным посланием к народу страны. На этот раз его тема - “Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие”. Квинтэссенция нынешнего выступления президента - необходимость перестроить экономику и социальную политику государства так, чтобы успешно противостоять новым вызовам глобальной реальности.

Наши антикризисные возможности и главная стратагема

Независимый Казахстан всегда развивался наперекор внешним экономическим стихиям. Разве была благоприятной для нас первая половина 90-х годов прошлого века, когда мы провозгласили свою независимость? В то время остановилось производство, люди оказались без работы и средств к существованию. Мы достойно, шаг за шагом преодолели все предыдущие кризисы.
Нынешний глобальный кризис не свалился неожиданно нам на голову. В этот раз Казахстан впервые применяет упреждающую антикризисную стратегию.
Сейчас и в любое другое время наша главная антикризисная стратагема тождественна трем простым, но важным понятиям: рост, реформы, развитие.
Первое - это рост. Речь прежде всего идет об экономическом росте. Применительно к текущим задачам нам необходимо восстановить такие темпы роста экономики, которые обеспечат вхождение Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира.
Второе - это реформы. Они обеспечивают стабильность экономики, общества и государства. Сейчас мы реализуем “План нации - 100 конкретных шагов”. Они сопоставимы по своему масштабу с теми масштабными реформами, которые мы проводили в 90-х годах.
Третье - это развитие. В ХХI веке главным фактором развития становится непрерывная модернизация всех сфер общества. Мы ведем работу по масштабному преобразованию всех государственных, общественных и частных институтов на принципах Общества Всеобщего Труда, высокой социальной ответственности, адресной помощи наиболее уязвимым слоям населения.

Пять направлений антикризисных и структурных преобразований

Стабилизация финансового сектора
Принципиальный момент заключается в том, что возврата к практике бесконечного поддержания курса национальной валюты за счет средств Нацфонда не будет. При этом важно добиться укрепления доверия к национальной валюте через расширение инструментов дедолларизации.
Во-вторых, в рамках инфляционного таргетирования Нацбанк должен снизить уровень инфляции до 4 процентов в среднесрочной перспективе.
В-третьих, надо устранить имеющиеся у Нацбанка институцио­нальные дефекты. Из-под его контроля надо вывести Единый пенсионный фонд (ЕНПФ), Фонд проблемных кредитов и другие финансовые институты.
В-четвертых, в 2016 году пенсионные активы должны быть переданы под управление частных казахстанских или иностранных компаний. В целях повышения доходности пенсионных накоплений надо пересмотреть подходы к инвестированию пенсионных средств. Надо относиться и управлять ЕНПФ так же, как и Нацфондом.

Оптимизация бюджетной политики
Сейчас мы констатируем снижение налоговых поступлений в бюджет почти на 20 процентов. Объемы уплаты НДС упали на четверть, а по корпоративному налогу на доходы - на 13 процентов. Повышение налогов - не выход из сложившейся ситуации. Это будет означать лишь дополнительное давление на бизнес. Покрывать бюджетные расходы за счет Нацфонда - недальновидно. Поэтому моя позиция принципиальна: использование средств Нацфонда на текущие расходы должно быть прекращено. Единственным механизмом должен остаться ежегодный гарантированный, фиксированный трансферт из Нацфонда в республиканский бюджет.
В 2017 году надо ввести вместо нынешнего НДС налог с продаж. Следует отменить все неэффективные налоговые льготы. Налоговые режимы надо оптимизировать - оставить только три уровня: общий, патент для индивидуальных предпринимателей и специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса, а также аграрного сектора. Такой механизм будет выводить теневую экономику на свет.
Поручаю правительству еще раз проанализировать условия легализации имущества и при необходимости усилить гарантии ее участникам. Я призываю всех, кто еще раздумывает об участии в легализации, которая продлена до 31 декабря 2016 года, воспользоваться этой возможностью. С 1 января 2017 года вступит в силу всеобщее декларирование доходов и расходов. После этого будут приняты меры по раскрытию счетов и активов, где бы они ни находились, для выяснения их происхождения и налогообложения.
Поручаю правительству провести полную ревизию всех бюджетных программ. Неэффективные расходы или те расходы, которые могут быть покрыты за счет частного сектора, должны исключаться из бюджета. Для разгрузки бюджетных расходов надо активнее применять механизмы государственно-частного партнерства.

Приватизация и стимулирование экономической конкуренции
Что сегодня сдерживает экономический рост и конкуренцию? Прежде всего большой госсектор - более 7 тысяч предприятий. Холдинги “Самрук-Казына” и “КазАгро” неэффективно контролируют огромные активы промышленности и сельского хозяйства. Активы фонда “Самрук-Казына” составляют более 40 процентов ВВП, включают более пятисот “внучек” и “правнучек”. “КазАгро” и “Байтерек” превратились в неэффективных посредников между бюджетом и банками. Все это сопровождается раздутыми штатами и потреб­лением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы.
Сейчас важно снять ограничения на приватизацию объектов госсектора. Необходимо пересмотреть ряд положений Закона “О государственном имуществе” и Гражданского кодекса, сократить перечень стратегических объектов, не подлежащих приватизации. Поручаю правительству разработать новую программу приватизации, включив в нее все организации, находящиеся в госсобственности, в том числе входящие в “Самрук-Казына”, “Байтерек” и “КазАгро”. После приватизации все три управляющих холдинга должны быть преобразованы в компактные организации.
Для эффективной приватизации надо создать условия для максимального участия в ней казахстанских и иностранных инвесторов. Поручаю правительству отменить преимущественные права всех акционеров на приобретение отчуждаемых активов.
В целях свободной и здоровой конкуренции поручаю правительству выработать конкретные предложения по усилению антимонопольной деятельности. Нам нужен отдельный закон об антимонопольном ведомстве с четкой регламентацией его статуса и порядка работы.
Необходимо устранить искажение рыночных стимулов в виде искусственного регулирования цен. Поручаю правительству продолжить дальнейший переход на рыночное ценообразование во всех секторах экономики.
Политика в области конкуренции должна идти рука об руку с эффективным регулированием процессов банкротства и реабилитации неэффективных компаний. Мы не должны “тянуть” неконкурентные компании за счет государства.

Основы новой инвестиционной политики
В ближайшее десятилетие Казахстану необходимо:
- обеспечить ежегодный рост экономики на уровне 5 процентов;
- увеличить экспорт обработанных товаров не менее чем в два раза по сравнению с 2015 годом и довести его до 30 млрд. долларов в год;
- увеличить ежегодный объем инвестиций в экономику более чем на 10 млрд. долларов, а в целом за 10 лет - не менее чем на 100 млрд. долларов;
- создать более 660 тысяч новых рабочих мест, увеличить производительность труда в два раза.
Нам нужна новая инвестиционная политика.
Во-первых, важно привлекать частные инвестиции с акцентом на транснациональные корпорации. Мы должны формировать благоприятную среду для привлечения “сложных инвестиций”.
Поручаю правительству в трехмесячный срок представить детальный план по улучшению инвестклимата. Кроме того, для активизации работы с инвесторами поручаю создать правительственный совет, ориентированный на привлечение инвесторов и улучшение инвестиционного климата. В регионах надо создать аналогичные советы по привлечению инвестиций для реализации проектов местного значения.
Во-вторых, важно сформировать региональные драйверы экономического роста. Необходимо разработать отдельные программы для 6 макрорегионов: Южного, Северного, Центрально-Восточного, Западного, Алматы и Астаны. Вокруг крупных региональных проектов необходимо развивать малый и средний бизнес.
Макрорегионы должны объединяться единой транспортной, логистической и коммуникационной архитектурой, создаваемой в рамках программы “Нұрлы жол”. Сейчас за счет госбюджета строится много дорог. В ближайшей перспективе проекты программы “Нұрлы жол” необходимо привести к модели финансирования с привлечением частного, в том числе иностранного капитала.
В-третьих, сейчас следует активнее осваивать экспортные ниши на мировом и региональном рынках.
В-четвертых, нам необходимо максимально развивать систему подготовки технических кадров.
В-пятых, следует повысить инновационный потенциал казахстанской экономики. Необходимо развивать компетенции в сфере смарт-технологий, искусственного интеллекта, интеграции киберфизических систем, энергетики будущего, проектирования и инжиниринга.

Новая социальная политика
Несмотря на кризисы, за десять лет госрасходы на социальную сферу выросли в реальном выражении почти в три раза.
С 1 января 2016 года будут повышены зарплаты работникам здравоохранения - в среднем до 28 процентов, образования - до 29 процентов, социальной защиты - до 40 процентов. При этом целесообразно применить дифференцированный подход к различным категориям бюджетников. В следующем году будет обеспечено 25-процентное повышение размеров соцпособий по инвалидности и утере кормильца, а также стипендий.
С 1 января 2016 года мы индексируем солидарную пенсию с опережением уровня инфляции на 2 процента. В 2016 году будет повышена зарплата госслужащим корпуса “Б” - на 30 процентов.
Таким образом, мы находим средства для роста зарплат и выполняем свои социальные обязательства перед народом!
В целях расширения социальной поддержки граждан поручаю правительству до конца первого квартала 2016 года разработать новую Дорожную карту занятости. Будут снова организованы масштабная краткосрочная переподготовка кадров и повышение квалификации.
Я ставлю задачу разработать новую социальную политику. Государственная адресная поддержка будет оказываться только нуждающимся гражданам на основе оценки их реальных доходов и условий жизни. Все остальные должны зарабатывать сами, своим трудом. Учитывая особые потребности отдельных категорий наших граждан, необходимо установить разные величины прожиточного минимума с пересмотром его структуры. Поручаю правительству в течение трех месяцев внести предложения по оптимизации системы социального обеспечения.
Господдержка тем, кто может трудиться, должна предоставляться только на основе их участия в переобучении или программах занятости. Мы должны продолжать модернизацию сфер образования и здравоохранения согласно ранее принятым программам. Я объявляю, что с 2017 года будет дан старт новому проекту - “Бесплатное профессионально-техническое образование для всех”.
Я призываю нашу молодежь активно осваивать рабочие специальности. Надо осваивать рабочие профессии. В свое время я тоже начинал с рабочей спецовки, стоял у горнила доменной печи. Берите пример! Этот жизненный опыт обязательно вам пригодится, какую бы судьбу вы ни избрали.
С начала нового, 2016 года заработают новые законы, принятые в рамках “Плана нации”. Эти реформы, а также выполнение взаимосвязанных с ними задач, которые я поставил в данном послании, будут непростыми и, возможно, даже болезненными. Но им нет альтернативы. Если мы не будем делать всего этого, мы безнадежно отстанем от мирового развития.
Мы обязательно победим новый глобальный кризис. Для этого у нас есть единая воля, прочные традиции единства народа. Мы выведем наш Казахстан на новые рубежи развития!

Акорда, 30 ноября 2015 г.

(Публикуется в сокращении и изложении)

Поделиться
Класснуть