Общественники - чиновникам: Доступнее надо быть, господа!
Активисты НПО попросили парламентариев разрешить гражданам доступ к информации о доходах своих избранников, а также чиновников и судей. Такое предложение прозвучало в ходе международной конференции, где обсуждали законопроект “О доступе к информации”.
Директор научно-исследовательского центра “Санж” Жанара ДЖАНДОСОВА (на снимке) не стала ходить вокруг да около.
- Сейчас подтверждением того, что в стране нет открытого доступа к информации, служит это заседание. Журналисты сидят по краям. Это какая-то насмешка! Мы обсуждаем Закон “О доступе к информации” и при этом не предоставляем журналистам права взглянуть на экраны с презентацией. К тому же ни у кого из них на руках нет, этого законопроекта, - заявила она.
Общественница обратила внимание на закрытость информации о доходах чиновников, депутатов и судей.
- Все государственные служащие сдают эту декларацию (о доходах. - Т. К.). На самом деле она нигде не публикуется. Очень трудно сверять и убеждаться в достоверности этих данных. У нас невозможно публиковать никакую информацию о государственных чиновниках, депутатах и судьях. - Считается, что это вторжение в их личное пространство. Когда мы обнародуем информацию о “дворце” чиновника, который проработал всего год на таможенном посту, мгновенно начинают поступать иски: это, мол, его личные данные, которые нельзя публиковать! - посетовала г-жа Джандосова.
Пытаясь снизить градус обсуждения, депутат мажилиса Маулен АШИМБАЕВ (на снимке) сообщил: в законопроекте определен перечень информации, которая не подлежит ограничению.
- Мы составили список информации, которая не просто не подлежит засекречиванию, но и не подлежит ограничению. То есть на нее не может налагаться гриф “Для служебного пользования”. Мы этот перечень достаточно серьезно расширили. Включили такую информацию, как совершение актов терроризма, о состоянии пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологической обстановке, о безопасности пищевых продуктов. Также о расходовании средств из республиканского и местного бюджетов и другую информацию, которая не должна скрываться от общественности.
Он напомнил: субъектами, которые обладают информацией, являются не только государственные органы, но и национальные компании, а также неправительственные организации, ТОО или АО, финансируемые из госбюджета. Должны делиться информацией и юридические лица, являющиеся субъектами рынка, занимающие на нем доминирующее или монопольное положение.
- Для себя мы с большим удивлением узнали, что в Казахстане сотни организаций отнесены к субъектам рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение. И, соответственно, возникают вопросы: почему они доминируют? какой информацией владеют? - задался вопросом депутат.
Разработчики законопроекта прогнозируют: открытая информация составит 70 процентов от всего информполя, которым обладают государственные органы. Госсекреты - около 10 процентов плюс 20 процентов информации служебного характера.
Заместитель генерального прокурора Жакип АСАНОВ уверен: с развитием информационных технологий нарушителям закона станет все труднее разводить проблему на месте.
- Люди снимают происходящее на камеру, выкладывают в Интернет, в соцсети, требуют, чтобы полиция и госорганы разобрались. Информация об отдельных событиях разлетается вмиг и становится резонансной. Камеры на улицах дисциплинируют людей. Судебные процессы фиксируются на аудио и видео. Дорожные полицейские уже носят видеорегистраторы. Мы уже требуем, чтобы и в тюрьмах такой техникой были оснащены не только сотрудники, но и все общедоступные помещения, - сказал замгенпрокурора.
Все это, по его мнению, заставляет понимать, что работа чиновников - под постоянным объективом общества.
По его словам, законопроект “О доступе к информации” очень актуален.
- Мне как представителю надзорного органа важен вопрос: насколько эффективно завтра будет работать этот закон? достаточно ли в нем инструментов для обеспечения доступа к информации? Полагаю, да! - сам себе ответил г-н Асанов.
На том и порешили...
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана