5900

Хватит заливать!

Ерлен БАДЫХАН, аналитик: Осеннего повышения цен на бензин не будет. Оно станет всесезонным

Очередное осеннее подорожание ГСМ больно ударило по кошелькам казахстанцев. При этом многие наши соотечественники так до конца и не поняли, почему бензин в Казахстане дорожает и при высокой цене на нефть, и при низкой. Так какова же справедливая стоимость АИ-92? Свой вариант ответа предлагает аналитик из Астаны Ерлен БАДЫХАН (на снимке). 

- Сейчас много споров вокруг понятия рыночной цены топлива. Одни говорят, что АИ-92 казахстанского производства должен стоить не меньше 140-150 тенге, другие утверждают, что на самом деле эта марка топлива, произведенная в Казах­стане, не может быть дороже 80-85 тенге. Какая из версий вам нравится больше?
- Утверждения о том, что у каждого товара есть так называемая “справедливая цена”, при которой бензин должен стоить 150 тенге за литр, американская валюта - 350 тенге за доллар, а хлеб - 300 тенге за булку, оторваны от действительности: они не учитывают реальную покупательскую способность казахстанского населения!
Цена на бензин (как и на другие товары) должна формироваться по единому принципу: стоимость сырья + стоимость переработки + другие издержки (налоги, заработная плата, транспортировка и прочее). Эти составляющие складываются в цену для конечного потребителя. Если произвести эти расчеты, то отпускная цена АИ-92 как раз сложится на уровне 80-85 тенге.
- Вам на это возразят: мол, поскольку Казахстан весьма ощутимо зависит от импорта российского бензина, постольку наш бензин не должен быть дешевле, чем у соседей, ибо в этом случае, во-первых, наше топливо начнет утекать за границу, а во-вторых, нам самим невыгодно будет завозить российскую горючку.
- Именно эту причину отправки цен на ГСМ в свободное плавание назвали представители Министерства энергетики: давайте поднимем цены до уровня российских - иначе все топливо вывезут, а нового не завезут. Цены поднялись, да так, что бензин в Казах­стане стал дороже, чем в России. Топливо местного производства, которое, казалось бы, дорожать не должно было, также подскочило в цене - чтобы и оно не утекло на север. Ну и чтобы местным производителям не было обидно.
По доброй традиции прозвучал “тост”: “Казахстан полностью обеспечит себя бензином после завершения модернизации наших нефтеперерабатывающих заводов”. Эта мантра повторяется из года в год уже на протяжении восьми лет. Думается, что мы будем слушать ее еще долгие годы.
А заверение в том, что “мы не позволим необоснованно завышать цены на бензин”, напоминает привычную всем картину, когда через несколько дней после очередной девальвации аким какого-либо населенного пункта приходит на местный базар и сурово заявляет в камеру местного телеканала: создадим штаб, прижмем всех спекулянтов к ногтю, не допустим повышения цен! Заранее проинструктированные продавцы в нарядных отглаженных фартуках согласно кивают: мы не повысим - не мироеды же! Как только аким со свитой покидает базар, из-под прилавка извлекаются новые ценники. При этом и аким, и журналисты, и продавцы, и покупатели все понимают, но старательно исполняют свою партию.
- Так кто же извлечет максимальную выгоду из подорожания топлива на 15-20 процентов - НПЗ, продавцы или посредники?
- Максимальную прибыль получат посреднические структуры, втиснувшиеся между производителем бензина или трейдером, закупающим бензин в России, и водителем, приехавшим заправить свой автомобиль. Заводы также получат определенную прибыль, поскольку их бензин также вырос в цене. То есть выгодно всем, кроме конечного потребителя.
- Очень важно понять, есть ли предел у “рыночной” стоимости ГСМ. Сейчас антимонопольное ведомство запрещает поднимать цену 92-го выше 130 тенге за литр. Означает ли это, что традиционное осеннее подорожание уже случилось и как минимум до Нового года цифры на заправках останутся на этом же уровне?
- Важно понять, что с отменой государственного регулирования цены на бензин его подорожание из однократного явления превратилось в перманентный процесс. Остается лишь надеяться, что темпы этого подорожания будут не слишком высокими. Поэтому я не стал бы говорить об “осеннем обострении” - оно будет теперь всесезонным...
Если в России, откуда завозится более трети потребляемого в Казахстане бензина, цены продолжат тенденцию к росту, то обновятся ценники и на наших АЗС, причем не пропорционально, а с запасом - на всякий случай.
- Другой немаловажный вопрос - объем запасов топлива. Ровно год назад страна задыхалась от дефицита ГСМ. В этом году удастся избежать коллапса на заправках или мы опять столкнемся с нехваткой горючего?
- Будем надеяться, что тезис “выше цена - меньше дефицит”, озвученный Министерством энергетики в качестве основной причины отмены государственного регулирования, сработает и дефицита не произойдет. До конца сентября в Казахстан должно поступить свыше 100 тысяч тонн российского бензина. На какое-то время этого хватит...
- Аналитики предсказывают повышение цен на нефть уже к Новому году. Как на это отреагирует не самый предсказуемый бензиновый рынок Казах­стана - подорожает топливо или подешевеет?
- Ответ кроется в вашей характеристике отечественного топливного рынка как “не самого предсказуемого”. Действительно, трудно предсказать, насколько подорожает бензин. Именно подорожает, а не подешевеет. Наивно полагать, что если кудесники из Минэнерго смогли поднять цену на бензин при дешевой нефти, то они не смогут этого сделать при дорогой. Хотя здравый смысл и пасует перед казахстанской схемой ценообразования бензина, удорожание барреля нефти даст правительству дополнительный повод поднять цену на топливо - в этот раз вполне обоснованный. Как говорят, не придерешься.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Астана

Комментарий в тему

Олег ЕГОРОВ, главный научный сотрудник отдела проблем развития реального сектора экономики Института экономики комитета науки МОН Казахстана:

- Повышение цен на бензин выгодно не только нефтеперерабатывающим заводам или посредникам, но и государству. Дорожает топливо - начинается общее повышение цен на все виды товаров и услуг, а часть прибыли попада­ет в копилку государства. А какова рыночная цена ГСМ, сказать очень трудно. Я помню, что с 1992-1993 года нам говорили: все, переходим на рыночную экономику, у нас на все будут рыночные цены, как на Западе. Но фактически за все эти годы у нас никогда не было рыночной цены на ГСМ. Для того чтобы понять, сколько должен стоить АИ-92 на внутреннем рынке, чиновники из антимонопольного ведомства должны дать полный расклад - кто сколько прибыли получает из нынешней цены. Нам же такую информацию не дают. Вот, к примеру, последнее повышение. Вечером объявили, что больше не будут сдерживать стоимость бензина - и тут же заправки подняли цифры на 30-40 процентов. Буквально через два-три часа антимонопольщики поехали по компаниям и всех убедили снизить до 125 тенге за литр. Так какая же нынешняя цена - рыночная или отрегулированная? 

Поделиться
Класснуть