Аким Семея бросился под автобус
Аким Семея - пассажироперевозчикам: Ваши реальные доходы явно больше декларируемых!
Семейчане подтвердят: городские автобусники буквально одержимы идеей поднять стоимость своих услуг. В этом году, так и не дождавшись одобрения акимата, они предприняли попытку вздуть стоимость проезда самовольно. Летом в автобусах появились объявления: с 17 августа 2015 года билет подорожает с 60 тенге сразу до 80! Это вызвало взрыв в социальных сетях: горожане уже начали договариваться о сходке протеста на центральной площади у акимата. Людей больше всего возмутило то, что аппетиты перевозчиков не соответствуют качеству обслуживания. По договору автобусы должны ходить до 23.00. Но на деле сходят с линии уже с 19.30! Грязь, антисанитария, хамство кондукторов, бесконечное ожидание нужного автобуса - вот далеко не полный перечень претензий семейчан...
И тут Ермак Салимов сделал ход конем: вышел на автобусную остановку, где прождал автобус больше часа! История про заждавшегося градоначальника вызвала широкий резонанс. Стоило акиму дать понять перевозчикам, кто есть ху, они сразу же убрали из автобусов объявления о повышении стоимости проезда и поспешили сесть за стол переговоров.
В ходе первой “встречи в верхах” Ермак Салимов сразу же подчеркнул: он готов поднять тариф, но лишь после всестороннего изучения вопроса. Для этого была создана рабочая группа из заинтересованных лиц. А на днях состоялось очередное ее заседание под председательством г-на Салимова. “Извозчики” в очередной раз пытались взять акима, что называется, “на понт”. Но тот решительно пресек “аттракцион неслыханной наглости”.
- Мы проехали на одном маршруте - не самом востребованном. И время было не час пик. Подсчитали и пришли к выводу: реальные доходы перевозчиков явно больше, чем те, которые ими декларируются, - заявил собравшимся градоначальник и продолжил: - Мы не знаем ваших фактических доходов. Поэтому с понедельника будем делать мониторинг по всем маршрутам. Студенты, общественники и все, кого мы привлечем, будут садиться в автобусы и с утра до вечера изучать: фактические доходы - раз, выполнение графика - два. В специальную тетрадь будут записывать начало рейса, конец рейса, график, уход на отстой, поломку, сколько вошло людей, сколько вышло, заплатил - не заплатил. Это - первое. Второе: просим всех предоставить ваши расходы - обязательно документально подтвержденные. Когда мы соотнесем расходы и доходы перевозчиков, тогда и сможем выйти на оптимальный тариф… Жду ваших предложений, как улучшить эту работу. Думаю, это в ваших интересах, чтобы увидеть всю ситуацию.
По выражению лиц “автобусных королей” было понятно: предложение акима, мягко говоря, не вызывает у них энтузиазма. А владелец одного из крупнейших автопарков - ТОО “Азия Комби” Владимир ФИЛИЧКИН (на снимке) - с ходу пошел в наступление, усомнившись в законности и объективности мониторинга.
- Почему вы так считаете? - искренне удивился в ответ аким. - Допустим, наши счетчики зафиксируют: в автобус зашли 50 человек, ваш кондуктор получил определенную сумму. Что тут незаконного? Если мы с вами договариваемся...
- Если мы с вами договариваемся! - с нажимом повторил г-н Филичкин. - Но есть еще и такой момент: на сегодняшний день существует система подсчета, утвержденная правительством. Есть другие способы и меры - без отрыва от учебы студентов. Зачем лишний труд? И насколько будет объективна полученная информация? (Между тем за минуту до этого он же утверждал, что “в салонах автобусов наблюдается отсутствие билетной массы. Не пользуются билетами 90 процентов автобусов!”. А это значит - перевозчики условно показывают пассажирооборот, скрывая тем самым свои истинные доходы).
Аким пытался перевести беседу в конструктивное русло:
- Что вас смущает? То, что мы организовываем счетчиков, - это не ваша проблема, не ваши затраты. Как вы раньше работали, так и работайте. У вас есть затраты? Так показывайте их, доказывайте документально! Об этом и речь.
И тут неугомонный Филичкин вытащил из рукава “козырную” карту:
- Есть такой важный момент - наши плохие дороги. Прошедшая весна принесла мне 30 процентов перерасхода ГСМ за два с половиной месяца! С весенней поры до сих пор у меня стоят на ремонте автобусы. Это когда вскрылись ямы после зимы. Как это мы сейчас учтем? Как быть, если вы нам не верите? У меня стоит сломанная машина, но я не могу ее отремонтировать. У меня работает 150 человек обслуживающего персонала. Но я вынужден сокращать им рабочие часы, потому что электричество подорожало... все подорожало… Повышение тарифа и без того идет с опозданием. Так зачем еще затягивать, до крайности доводить?!
В ответ на это Ермак Бидахметович заверил: вопрос о затратах перевозчиков будет рассмотрен с особой тщательностью. Но его оппонент не унимался:
- А если еще применить такой момент: есть общегосударственный процент инфляции ежегодный. Семь процентов! Почему бы его не применить? И не надо никого проверять! Не надо привлекать 400 человек школьников! Очень просто все!
Масла в огонь подлил директор ТОО “Семавтопарк” Сергей ДОВЖИКОВ. По его утверждению, учитывая скачок доллара, проезд в автобусах надо повышать даже не до 80, а до 95 тенге!
Впрочем, у представителей акимата нашелся на это беспроигрышный контрдовод: низкое качество услуг, предлагаемых транспортниками.
- Что такое качество в вашем понимании? Что?! - взвился неутомимый рулевой “Азия Комби”.
- Я вам отвечу, - невозмутимо парировал аким. - Ибо я сам на себе это прочувствовал. Владимир Евгеньевич, я ваш автобус прождал час десять минут - маршрут № 45. Я опоздал на несколько встреч, что-то пришлось отменить. Я не только морально, но и материально пострадал. Причем никто специально этот автобус не выбирал…
Представьте себе, Владимир Филичкин начал невозмутимо доказывать главе города, что ждать автобуса больше часа - в порядке вещей!
- На этом маршруте работает семь единиц транспорта. Сетевой интервал между ними с учетом количества машин и пассажиропотока - 15 минут. Водитель и кондуктор, работающие 12-14 часов, должны иметь качественный отдых - хотя бы 45 минут. И когда две единицы транспорта встают на технический отстой, создается интервал в 30 минут. И 15 минут, что идет следом. В итоге интервал увеличивается до 45 минут! Непрофессионалу, простому обывателю это тяжело понять. Женщинам тяжело понять… - пер на “красный свет” перевозчик.
И тут Ермак Салимов не выдержал:
- Уважаемый, не лукавьте, пожалуйста! Как это “не понять”?! У вас же интервал прописан!
- Кто прописал этот интервал? Вы имеете в виду на остановках эти таблички, которые вводят в заблуждение население? Это не я делал. Это делал ЖКХ, не посоветовавшись, не выяснив нюансов работы… - упорствовал Филичкин.
Его поддержал все тот же г-н Довжиков:
- Ситуация с 45-м маршрутом - понятно, что народу она не нравится. Но это элементарный технический момент, который присутствует в любой отрасли города. Когда приходишь домой и хочешь помыться под душем, а напор совсем слабый. В “Семейводоканале” говорят: большой водозабор воды, насосы не справляются. Мы же не требуем понизить тариф за услуги водоснабжения!
...Однако как ни старались перевозчики, Ермак Салимов остался верен своему решению о мониторинге.
- Я готов к тому, чтобы вам поднять тариф, - повторил он напоследок. - Но в том случае, если мы посмотрим и друг другу докажем. Тогда я лично буду объяснять людям: да, это нужно! Пока не могу. Я должен сам потрогать, пощупать, увидеть. Только так!
На том и разошлись...
Милана Гузеева, Семей
Комментарий в тему
Борис КСЕНОФОНТОВ, ветеран городского автобусного парка, водитель с многолетним стажем:
Аким прав!
- Я работал в советское время. У нас не было никаких “технических отстоев”. Потому что на одном автобусе работали два водителя. Один уходил на обед, другой тут же его сменял. Сейчас все перевозчики - частники. Понятно, что они думают только об одном: как при минимуме затрат получить максимум выгоды. В результате на автобусе работает только один водитель. И это действительно ужасно, когда человек сидит за баранкой с семи утра до восьми вечера! Как он удерживает концентрацию внимания - в дикую жару, да еще с таким движением?! А ведь в его руках не только его жизнь, но и жизни пассажиров!
- Так прав ли аким, который собирается мониторить деятельность перевозчиков?
- Конечно! Они явно утаивают левые доходы. А нанятым водителям платят намного меньше, чем говорят!