5012

Ценностные ориентиры

Бакытжан САГИНТАЕВ (справа) и Дуйсенбай ТУРГАНОВ.

Что делать, чтобы не дать крупным казахстанским промышленным предприятиям обанкротиться в условиях падения рубля и последовавшего за этим резкого снижения стоимости продукции российских заводов? Закрывать границу для российского импорта или?.. У каждого из павлодарских “промышленных генералов” свои ответы на эти вопросы. Своим мнением они поделились в минувший понедельник на встрече с первым вице-премьером Бакытжаном САГИНТАЕВЫМ.

Первый заместитель акима Павлодарской области Дуйсенбай ТУРГАНОВ привел нерадостные подсчеты: российские конкуренты предлагают на 30-60 процентов дешевле кабельно-проводниковую продукцию, гранулированный полипропилен, каустическую соду, рубероид, стальные шары и трубы, арматуру, бумагу и прочее, прочее, прочее.
Но вот что любопытно: цены на павлодарский рубероид на 60 процентов ниже, чем у российских производителей, а поступление этой продукции из соседней страны в последнее время активизировалось, и Павлодарский КРЗ на грани полной остановки.
- Не знаю, правильно это будет или нет, но мы предлагаем принять временный запрет или ограничение на импорт товаров, потребность Казахстана в которых могут закрыть отечественные поставщики, - предложил замакима. - Либо применить нетарифные антидемпинговые меры регулирования, которые успешно применяются Россией в отношении некоторых казахстанских товаров. К примеру, можно предъявить дополнительные технические, экологические требования к импортируемой продукции либо через квотирование и лицензирование.
Сами промышленники, как оказалось, видят выход из своего сложного положения по-разному. К примеру, гендиректор завода по производству стальных бесшовных труб KSP Steel Эдуард КРЕЙМЕР (на снимке) показал слайды со списками 28 казахстанских нефтедобывающих компаний, которые отказываются работать с его предприятием, и предложил понудить их к сотрудничеству. А также попросил полностью остановить импорт российской арматуры и вернуться на рынке к ценам, которые были до девальвации российского рубля в мае-июне 2014 года.
- Мы только при конвертации российского рубля на наших поставках в Россию по контрактам 2014 года потеряли около 30 миллионов долларов, - сказал Креймер. - Но если в Казахстане будут приняты вышеназванные меры, то мы сможем прожить. А вот для “Богатыря” (ТОО “Богатырь Комир”. - О.В.), я думаю, необходимы какие-то компенсации.
Весьма удивленный такой заботой гендиректор компании “Богатырь Комир” Виктор ЩУКИН (на снимке) заверил, что ни денег, ни квот, ни снижения налогов компания просить не собирается. Но очень просит уточнить правила, по которым угольщики будут работать в этом году на казахстанском рынке, где они в текущем отопительном сезоне столкнулись с хронической дебиторской задолженностью за отгруженный уголь, которая, по словам Щукина, достигла рекорда. Так, на сегодняшний день Кокшетау должен 500 миллионов тенге, Петропавловск - более 200 миллионов, Степногорск - 40 миллионов, Астана - более 100 миллионов тенге. При том, что в прежние годы подобных проблем у компании не было.
- Мы предлагали и правительству, и Министерству энергетики, и акимату составить схему оплаты, - заметил гендиректор. - Все пени за просрочку мы взыскиваем, и на сегодня эта сумма уже составляет 50 миллионов тенге.
Бакытжан Сагинтаев никаких конкретных обещаний не дал, сообщив, что вопрос с ограничением импорта будет решаться в процессе переговоров с российской стороной. Что касается дальнейшей реализации программы казахстанского содержания в отечественных проектах, о которой также просили павлодарские промышленники, то, по словам первого вице-премьера, этот поезд ушел: в связи с тем что Казахстан вступает в ВТО, официально теперь это - повышение казахстанского содержания - невозможно. Et cetera...

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть

Свежее