4727

Не сдюжили...

Уже ставшая в Казахстане многострадальной тема перехода на стандарты 12-летнего школьного образования на этой неделе неожиданно получила новый и довольно мощный виток. Сначала в СМИ появилась информация о том, что группа депутатов, проанализировав расходы на проекты в области социальной политики, предложила свернуть этот проект. В среду о том же во всеуслышание заявила мажилисвумен Галина БАЙМАХАНОВА (на нижнем снимке), в четверг - сенатор Мурат БАКТИЯРУЛЫ.

- Этот вопрос поднимается с момента присоединения Казахстана к Болонской конвенции о системе образования, для соблюдения которой необходим переход на 12-летку. Но мы почему-то очень легко со всем соглашаемся, хотя, на мой взгляд, система образования должна быть одной из самых консервативных сфер, - пояснила нашей газете свою позицию Галина Александровна. - Я не говорю о том, что нам нужно возвращаться к советской системе. Можно сохранить то, что есть сейчас, и постепенно, без потрясений внедрять какие-то новшества, которые диктует время. Сейчас же сложилась такая ситуация, что наша система образования бесконечно вздрагивает. Сегодня мы вводим одно, завтра - другое, и этот процесс идет бесконечно. Недовольство давно зрело в обществе. В 2013 году мы проводили общественные слушания по проблемам образования, там были представители НПО и педагогического сообщества. И все они говорили о неподготовленности нашей школы к переходу к 12-летке. Нет необходимой материально-технической базы, учебников, педагогов. Мы очень резко высказывались по этому поводу. Прошло уже больше года, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Так же быстро пролетят весна и лето, и нам торжественно объявят о переходе к этой системе. Поэтому уже сейчас нужно принимать какие-то кардинальные решения в отношении этой проблемы.
О необходимости реформы средней школы говорят чуть ли ни с первого дня независимости Казахстана, а непосредственно темой и разработкой стандартов перехода к 12-летнему образованию занимаются с 2001 года. Причем сроки ее внедрения официально откладывали уже три раза. И вот заговорили об этом и в четвертый раз. Причем большая часть общества, и педагогов в том числе, довольно скептически относится к этой идее и считает, что от 12-летки можно и вправду легко отказаться.
- Очень часто говорят, что переход к 12-летке во многом связан с требованиями Болонской конвенции. Но чтобы наши дети учились 12, а не 11 лет, как сейчас, можно пойти другим, более простым и не таким тернистым путем, - считает кандидат педагогических наук, доцент Александр СЕМЧЕНКО (на снимке). - Достаточно, как это когда-то было, ввести в школах подготовительный, так называемый нулевой, класс, где детишек будут учить грамоте и письму. Конечно, систему образования нужно менять, это очевидно. Она не должна быть перегружена сложными, специализированными знаниями, как это происходит сейчас - их ученик может приобрести, получая высшее образование. Нужно упростить рабочую программу школ.
- Наши министры образования не сидят на своем месте больше трех лет, - продолжает собеседник. - Ни один из них не довел ни одного ученика от первого класса до выпускного. И каждый из них привносит что-то свое. В Сингапуре, где создана самая успешная в мире образовательная модель, тоже часто меняются чиновники. Но там была принята программа развития образования, и в нее было запрещено вносить какие-либо изменения.
Впрочем, у 12-летки есть и сторонники, которые уверены в том, что без реформы наше и без того не самое лучшее образование будет скатываться на еще более низкий уровень. В последнем международном исследовании PISA, которое оценивает образовательные достижения школьников, принимали участие 65 стран. Был среди них и Казахстан. Почти по всем показателям мы оказались в аутсайдерах - 59-е, 63-е места. Этот результат - следствие содержания нынешней системы школьного образования. Почти все самые успешные страны мира в свое время поменяли методологию обучения. Сингапур, Финляндия, Швейцария, Южная Корея, которые сегодня называют лидерами в Глобальном индексе конкурентоспособности, свой расцвет начали с изменений в образовании.
- Я занималась проектом внедрения 12-летнего образования начиная с 2001 года и до сих пор внимательно отслеживаю все материалы, связанные с ним, - говорит доктор педагогических наук, профессор, первый руководитель Центра проблем 12-летнего образования Саулеш МУКАНОВА (на снимке). -12-летка - это не просто увеличение срока обучения в школе еще на один год, это принципиальные изменения в методологии его организации. Если бы нам дали возможность реально реализовать то, что сейчас внедрено в Назарбаев Интеллектуальных школах, эффект был бы значительным. Правильнее говорить о том, что мы не переходим на 12-летку, а обновляем содержание образования в рамках этого срока обучения в соответствии с запросами времени. Это переход от энциклопедичности, информативности, напичкивания знаниями, которыми сейчас отличается наша школа, к умению анализировать, делать выводы, критически мыслить. Но, к сожалению, в обществе чаще аккумулируются негативные стороны внедрения 12-летней школы. Обстановку нагнетают отдельные авторы учебников, ученые, издательства, у которых есть свои интересы. Зачастую делают это люди, которые на самом деле весьма поверхностно разбираются в методологических аспектах обновления школьного образования. Оппоненты идеи перехода на 12-летнюю школу чаще всего говорят о неподготовленности материально-технической базы школ. Но это всего лишь один из пунктов, и эта проблема будет всегда. Внедрение нового стандарта образования переносили трижды, и каждый раз говорили о шестилетках, о том, что не хватит классов, чтобы их рассадить. Это очень удобная позиция. Мы до сих пор спорим, нужно ли нам это. А за это время можно было успеть выпустить тех учеников, которые первыми начали бы обучаться по новой программе. Я считаю, что позиция затягивания перехода отечественной школы к новому содержанию просто недальновидна.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА,Алматы

Когда верстался номер

Внедрение стандарта 12-летнего образования отложено на неопределенный срок, сообщил нашей газете информированный источник в Министерстве образования и науки. При этом он отметил, что новые стандарты образования все-таки будут внедряться, но в рамках существующей модели 11-летнего образования.
Признаться, после “залповых” выступлений наших парламентариев, после состоявшегося в минувший четверг совещания у главы государства по вопросам социально-экономического развития страны, на котором рефреном прозвучала мысль, что в ближайшие годы нам придется затянуть пояса и, как выразился президент, “экономить во всем”, практически не оставалось сомнений в том, что введение 12-летки будет отсрочено. Не время сейчас - не сдюжим.

Поделиться
Класснуть