Ходят слухи, что не будет больше сплетен...
После Нового года стало окончательно ясно, что отныне каждый пользователь социальных сетей, владелец мобильного телефона и просто любитель потрепаться с соседями должны внимательнее следить за своими словами. За распространение заведомо ложной информации (или, проще говоря, слухов) можно загреметь за решетку на десять лет! Соответствующая статья-наказание, появившаяся еще прошлой весной, перекочевала в новый Уголовный кодекс с некоторыми поправками. Газета “Время” попыталась выяснить, для чего нужно укорачивать языки казахстанцев и по кому нововведение ударит сильнее - по журналистам или любителям соцсетей?
Впервые о необходимости уголовной ответственности за распространение слухов заговорили чуть менее года назад. Сразу после того как был скорректирован курс тенге, поднялась паническая волна о предстоящем банкротстве сразу нескольких казахстанских банков. Люди простаивали в многочасовых очередях, чтобы забрать свои вклады. Распространителей “заведомо ложной” информации через SMS и мобильные приложения нашли и наказали. Вот тогда и выяснилось, что закон не предусматривает какой-либо серьезной кары по отношению к тем, кто поднял волну. Автора сообщения про банк “Центркредит” Дархана САБДЕНОВА приговорили к 20 суткам административного ареста за причинение имущественного ущерба путем обмана. И все. Гражданский иск против него и сотрудников юридической фирмы Signum, распространивших информацию, был удовлетворен частично, и банк не смог добиться выплаты хоть какой-либо компенсации. Правда, по странному стечению обстоятельств через пару месяцев господин Сабденов был осужден на три с половиной года за незаконную перевозку оружия. Эпизод случился еще в 2008 году, и тут про него так удачно вспомнили...
Как бы то ни было, в верхних эшелонах власти сообразили, что следующую волну слухов лучше предотвратить, чем потом придумывать предлоги для арестов и приговоров. Вот так и появился новый закон. Нужен он или нет?
Депутат мажилиса Майра АЙСИНА - между прочим, активный пользователь соцсетей - уверена, что он крайне необходим:
- Сейчас, когда ситуация такая нестабильная, люди должны осторожнее относиться к своим высказываниям, и не важно, есть закон или нет. Не зря в народе говорят “Семь раз отмерь, один раз отрежь”. Это подходит и к слухам тоже. У нас удивительная предрасположенность к панике: один друг отправляет другому сообщение на телефон, и через пару часов люди штурмуют обменники и банки. И это касается не только денег - разговоры о прорвавшихся плотинах, надвигающемся землетрясении и так далее приводят к тому, что люди в панике собирают вещи и убегают. Были ведь уже такие примеры. Но ведь любую информацию нужно проверять! Новый закон должен приучить к этому людей.
По словам нашей собеседницы, самостоятельно соотечественники “следить за базаром” не могут. Наоборот, благодаря новым технологиям казахстанцы будто с цепи сорвались. Особенно это заметно в интернет-баталиях.
- Многие уже сами не замечают, что они говорят и пишут в соцсетях, - утверждает Майра Айсина. - Я зарегистрирована в одной из соцсетей и вижу, как горячо у нас обсуждают тему Украины. Этот хороший, тот плохой, с этими надо дружить, с теми воевать и так далее. При этом подавляющее большинство участников таких дискуссий даже никогда не были на Украине, и родственников у них там нет. Откуда они черпают свои данные? Как раз из непроверенных слухов, навязанной информации. Люди на Украине сами разберутся, как им жить! А нам надо думать о том, чтобы в нашей стране не произошло ничего подобного. Многие казахстанцы даже и не знают, что такое война. А я знаю. Наша семья столкнулась с ней - моя сестра жила в Таджикистане, когда там происходили все эти ужасы (гражданская война в 1990-х годах. - М. К.). И мы до сих пор не можем прийти в себя. Поэтому я десять раз подумаю, прежде чем что-то сказать или написать про ситуации в Кыргызстане, на Украине, в других странах. Люди должны понимать цену слова. Да, возможно, новый закон больше напоминает метод кнута. Но, к сожалению, только таким способом мы можем научить людей ответственности и дисциплине.
Есть и другой важный момент. Ударит ли новый УК по средствам массовой информации? У журналистов есть свой профильный закон, регулирующий деятельность СМИ. Однако и нововведения Уголовного кодекса могут сказаться на информационном пространстве страны, считает директор международного центра журналистики MediaNet Игорь БРАТЦЕВ.
- Уверен, что появление нового закона обязательно усилит такое явление, как самоцензура, которая и так в казахстанских масс-медиа достаточно высока, а в некоторых редакциях - очень высока, - рассуждает он. - Ведь сложно предположить, что суд посчитает “заведомо ложной информацией”. Да, есть оговорка, что экспертам вроде бы можно давать оценку тем или иным событиям. Но как быть со всеми другими мнениями? Например, с мнениями журналистов - их будут считать заведомо ложными? В общем, нужно дождаться первых судебных разбирательств, чтобы понять, как эта законная норма будет работать.
Правила игры на информационном поле меняются, считает Игорь Братцев. Причем не в пользу журналистов.
- Особенно удивляет, что ужесточения требований к СМИ происходят в отсутствие закона о доступе к информации, - продолжает директор МЦЖ MediaNet. - Госслужащие на контакт идут очень неохотно и выдают только те сведения, которые выгодны им. Необходимо законодательно ввести ответственность за сокрытие госорганами и чиновниками общественно значимой информации, чтобы хоть как-то уравновесить нынешнюю ситуацию. Ведь приходится пользоваться анонимными источниками, но за это могут наказать очень жестко - до 10 лет лишения свободы. И как в таких условиях работать?
С оглядкой на “слуховую” статью будут отныне “чирикать” в соцсетях и многочисленные блогеры. Хотя музыкант Александр ЦОЙ, собравший в Интернете почти 9 тысяч поклонников, считает: давно пора там навести порядок.
- Во-первых, нужно наказывать за разжигание ненависти, - говорит популярный блогер. - Я не знаю, есть ли у нас службы, которые должны это контролировать, но основная масса провокаторов продолжает свою деятельность. Слышал, что на одну из них - Татьяну Шевцову-Валову - даже написали заявление в полицию, но чем все закончилось, не знаю. Есть и другие ярые националисты. Некий Берик, например, вообще из Америки пишет. Я считаю, что вот таких персонажей надо обязательно привлекать к ответственности. Думаю, и за непроверенную информацию, которая приводит к ущербу, как это было с банками, нужно наказывать. Хотя я сомневаюсь, что кому-то дадут реальный срок. Скорее, пожурят и отпустят, чтобы другим неповадно было.
Новый закон, предполагает юрист Сергей УТКИН, будет работать весьма избирательно. Кого-то действительно будут сажать или штрафовать за одно неосторожное слово, а вот в отношении других следствие будет буксовать.
- Я на собственном опыте узнал, что доказать заведомую ложность информации очень сложно, - рассказывает Уткин. - Занимался одним делом - по вине полицейских пострадала девушка. Преступники понимали, что для них эта история может закончиться плохо, поэтому предложили пойти на примирение сторон. Мы обсудили этот момент с родственниками пострадавшей и объявили сумму, которая могла бы покрыть весь ущерб. Сумма приличная, не буду скрывать. И через какое-то время на одном не так давно открывшемся новостном сайте прошла информация, что “известный юрист занимается вымогательством”! Я решил воспользоваться новой статьей и написал заявление на тех самых полицейских. Что вы думаете? Дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления! Конечно, буду обжаловать, но выводы сделаны: закон суров далеко не со всеми. А вот, допустим, если речь пойдет о наказании СМИ или какого-то известного общественного деятеля, то мне почему-то кажется, что реакция правоохранительных органов будет совсем иной...
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы