Не грейте руки на воде!
Вчера аким Южно-Казахстанской области Аскар МЫРЗАХМЕТОВ выразил признательность Счетному комитету (СК) по контролю за исполнением республиканского бюджета, руководство которого на днях в пух и прах раскритиковало власти региона за “наглые нарушения” в реализации госпрограммы “Ак булак”.
Претензии Счетного комитета оцениваются ни много ни мало в 18,4 миллиарда тенге. Именно эта сумма, предназначенная для обеспечения жителей области чистой водой, но так и не освоенная, должна быть по требованию ревизоров возвращена в бюджет страны. Как рассказала журналистам в четверг после заседания Счетного комитета заместитель заведующего отделом госконтроля СК Карлыгаш КАСЫМОВА, среди допущенных в регионе нарушений - оплата за невыполненные работы, отклонение от проектно-сметной документации и неисполнение оплаченных государством услуг авторского и технического надзора. По словам Касымовой, материалы по отдельным фактам нарушений подлежат передаче в Генеральную прокуратуру, а правоохранительные органы дадут оценку в части злоупотребления служебным положением чиновниками, курирующими программу “Ак булак” в Южно-Казахстанской области.
Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН в ходе заседания комитета в выражениях не стеснялся.
- Создается впечатление, что в Южно-Казахстанской области или власти нет, или она сквозь пальцы смотрит вообще за всем, что происходит! - запальчиво заявил он. - Здесь надо не просто увольнять - здесь надо по-серьезному наказывать! Я уверен, кого надо было снять - сняли (заранее. - Л. Б.), и теперь, пожалуйста: его увольняй не увольняй - он ходит, хихикает там довольный! Это какие-то наглые нарушения - уже ни в какие рамки не лезет!
И вот вчера на брифинге в Службе центральных коммуникаций в Астане главе Южно-Казахстанской области представилась возможность реабилитироваться перед журналистами - что он и попытался сделать. По его словам, выявленные нарушения “носят процедурный характер”.
- Иногда звучат миллиарды, но при этом не объясняется, что за миллиарды. Из 18 миллиардов, например, 12,5 миллиарда - это те проекты, сроки реализации которых были затянуты. Но опять-таки надо смотреть, почему они были затянуты - по вине акимата или по чьей вине? - риторически вопросил Мырзахметов.
Областной акимат, заметил он, “не собирается перекладывать на кого-то свою вину”, ибо за региональный проект местный исполнительный орган тоже несет прямую ответственность, заявил Аскар Искабекович, сделав, впрочем, оговорку:
- Но для объективности я могу сказать, что администратором отдельных проектов является водный комитет (комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства. - Л.Б.). И, соответственно, согласно бюджетному разделению, мы тоже не имеем права вмешиваться и даже финансировать эти проекты вместо республиканского бюджетного администратора. Кстати говоря, если помните, в августе глава государства назвал два простаивающих проекта (в рамках программы “Ак булак”. - Л.Б.), один из них как раз был в компетенции водного комитета.
Памятуя рекомендацию Козы-Корпеша Джанбурчина о том, что чиновников Южно-Казахстанской области, проваливших программу “Ак булак”, надо строго наказывать и даже увольнять, журналисты поставили перед акимом вопрос ребром: какую ответственность понесет лично он?
Тут уж рулевой ЮКО, что называется, в полный рост продемонстрировал умение уходить от неудобных тем:
- В отношении ответственных будут предприняты жесткие меры. Я не оправдываюсь - допускаются процедурные вещи. Я согласен, что нельзя говорить, что все прекрасно, все хорошо. Мы - более того - признательны Счетному комитету за то, что они в ходе проверки выявили те нарушения. Безусловно, по ним будут приняты в соответствии с законодательством самые жесткие меры.
Он добавил, что “определенная сумма”, выделенная на госпрограмму “Ак булак”, уже возвращена в бюджет.
О конкретной цифре возврата аким почему-то умолчал, хотя на заседании СК в четверг она озвучивалась - 200 млн. тенге. Зато областной бастык не без гордости сообщил: водопроводной сетью на сегодняшний день охвачено 73 процента населенных пунктов региона, в которых проживают 83 процента всех южноказахстанцев.
Лэйла БАСАРОВА, фото Владимира Третьякова, Астана