Голый бензопистолет, или Делай, как Школьник!
В минувшие выходные казахстанцы вновь ощутили острую нехватку бензина и дизельного топлива на АЗС. И если до недавнего повышения цен на ГСМ их дефицит можно было как-то оправдать, то теперь огромные очереди на заправках не поддаются линейной (по большей части) логике автомобилистов.
С ограничениями на розничную продажу топлива казахстанцы столкнулись еще в середине августа, когда топливо на некоторых АЗС можно было купить в лучшем случае по талонам (см. “Здесь больше не нальют”, “Время” от 14.8.2014 г.). Тогда дефицит объясняли просто: мол, после февральской девальвации топливо так и не подорожало, и теперь его стало невыгодно завозить из соседней России, от которой мы продолжаем сильно зависеть. 21 августа Министерство национальной экономики повысило предельные розничные цены на самый ходовой бензин марки Аи-92 и дизельное топливо (см. “Горючая новость”, “Время” от 23.8.2014 г.). Однако напряжения на заправках это не сняло.
- Вечером пятницы, 29 августа, я объехал пять АЗС, в том числе Royal Petrol, Sonar - нигде не было бензина , - рассказал нам алматинец Игорь МЕДВЕДСКИЙ. - Только на “Гелиосе” мне предложили 95-й бензин по цене... 328 тенге за литр! На 3 тысячи тенге мне залили всего 9 литров - этого хватило, чтобы доехать домой и утром встать в огромную очередь на АЗС SinoOil, чтобы там заправить полный бак.
Судя по активным комментариям в соцсетях, многие казахстанцы столкнулись с той же проблемой, что и Игорь. Кое-кто даже сообщил, что ездил с канистрами вызволять друзей, чьи авто заглохли по дороге.
Многие с места в карьер поспешили обвинить сети АЗС - есть мнение, что они намеренно придерживают топливо, предвкушая его дальнейшее подорожание. Однако в Казахстанской топливной ассоциации (КТА) это решительно опровергают.
- АЗС от поднятия цены почти ничего не выигрывают, - заверил нашего корреспондента юрист КТА Жаксылык ЖАНКАЛОВ. - Например, из 13 тенге, на которые в августе подорожал литр Аи-92, заправкам остается максимум 2 тенге. А за хранение бензина на нефтебазах берут 3 процента в месяц от объема топлива. К примеру, если сеть АЗС хранит 100 тонн бензина, то 3 тонны должна отдать нефтебазе. Заправкам это невыгодно, лучше быстрее пустить топливо в оборот.
В КТА полагают, что дефицит нефтепродуктов прямо и косвенно создали профильные министерства и ведомства - бывшее Министерство нефти и газа, АЗК, АРЕМ, а также компания “ҚазМұнайГаз” и оптовые операторы-ресурсодержатели. Последние, по мнению КТА, попросту не выполняют взятые на себя обязательства и отказываются поставлять распределенные объемы топлива. От себя добавим - не исключено, что эти операторы решили продать часть нефтепродуктов в ту же Россию, где бензин значительно дороже.
- Механизм распределения топлива внутреннего производства такой: операторы, у которых есть нефть (их порядка 30), передают на НПЗ заявку на переработку нефти, - рассказывает Жаксылык Жанкалов. - Заявки эти отправляются также в бывшее Министерство нефти и газа (ныне Министерство энергетики. - В. Б.). Чиновники видят, сколько нефти будет переработано в следующем месяце, и на основании этого распределяют объем бензина по областям. Далее акиматы областей решают, какой сети АЗС и сколько выделить бензина. Обязать ресурсодержателей выделять определенный объем нефти никто не может. К тому же распределение топлива - сфера абсолютно непрозрачная. Например, в Астане есть компании, у которых нет АЗС, но они получают больше половины выделенного объема топлива.
В ассоциации провели анализ ежемесячных поставок бензина Аи-92, распределяемых бывшим Министерством нефти и газа, и пришли к выводу: с января этого года поставки “народной” марки бензина снижались в среднем на 10 процентов ежемесячно.
Ситуацию усугубил введенный с апреля по август 2014 года запрет импорта нефтепродуктов из России, который раньше покрывал до 40 процентов потребностей казахстанского топливного рынка. При этом, по данным КТА, единый поставщик горючего из соседней страны - ТОО “ҚазМұнайГаз Өнімдері” - согласно графику поставок нефтепродуктов на 2014 год в июне должен был поставить 112 тыс. тонн, а в июле - 50 тыс. тонн бензина Аи-92. Фактически же компания импортировала в июне 15 тыс. тонн, в июле - 12 тыс., то есть всего 16,7 процента от запланированного объема. Аналогичная ситуация - с дизельным топливом: график поставок соляры выполнен лишь наполовину.
Недавно запрет на импорт из России был снят, однако розничным реализаторам приобретать топливо на оптовом рынке ГСМ не имеет смысла: свободная оптовая цена на бензин Аи-92 составляет 123-125 тенге за литр (по дизельному топливу предложения вообще отсутствуют).
- Бензин - не хлеб, который можно быстро испечь и продать, - говорит Жаксылык Жанкалов. - Существует целая система поставок топлива из России. Скажем, в августе разрешили импорт бензина, и наши компании тут же подали заявки россиянам. Те только в сентябре скажут, по какой цене они продадут топливо. То есть сейчас, в начале сентября, еще никто не может сказать, сколько будет стоить российская “горючка”. Даже если цена устроит заказчика, поставщик будет отрабатывать заявку в течение месяца. То есть российское топливо прибудет (если прибудет) в Казахстан не раньше начала октября. При этом завезенные ранее запасы топлива уменьшаются: на сентябрь остаток составил всего 95 тыс. тонн - этого хватит примерно на 10 дней.
29 августа АО “КазМунайГаз-Переработкамаркетинг” заявило о дополнительном импортированнии бензина и солярки из России, несмотря на вероятный убыток для себя. В августе 2014 года ТОО “ҚазМұнайГаз Өнімдері” заключило дополнительные контракты с российскими компаниями “Башнефть”, ЛУКОЙЛ и др. на 34 тысячи тонн нефтепродуктов. Всего же для удовлетворения повышенного спроса казахстанцев на “корм” для железных коней необходимо дополнительно импортировать в сентябре около 176 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе бензина Аи-92 140 тысяч тонн, дизельного топлива - около 36 тысяч тонн.
Долго ли “ҚазМұнайГаз” будет спасать страну, жертвуя собственными прибылями, остается только догадываться. Зато как божий день ясно другое: отечественные НПЗ в ближайшей перспективе не смогут полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка. А посему очередное подорожание цен на бензин - дело времени.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и Владимира Третьякова, Алматы
P.S. Вчера министр энергетики Владимир ШКОЛЬНИК (на снимке) подсказал утомленным бензиново-дизельной “диетой” согражданам конгениальный выход: ходить на работу пешком (как делает сам Владимир Сергеевич), добираться до службы общественным транспортом или... падать на хвост “соседям по подъезду”. Если это и есть официальное изложение панацеи от бензинового кризиса по-минэнерговски, то... Остается лишь поторопить депутатов парламента с выполнением высказанного в тот же день президентского поручения: законодательно закрепить за всеми министрами ответственность за принимаемые их ведомствами решения и их исполнение. Глядишь, персональный лимузин г-на Школьника подвезет на службу пару-тройку простых бюджетников, пока хозяин авто шевелит ногами. А если этому благому примеру последуют все чиновники нашей благословенной родины, то она (родина) забудет о топливном кризисе как о кошмарном сне...