4482

Под “дулом” пистолета... запляшут цены, в том числе - на продовольствие.

Приказ Министерства национальной экономики о повышении розничных цен на бензин вступил в силу со дня опубликования, то есть с минувшего четверга, 21 августа. Однако вчера на столичных автозаправках еще держались прежние цены - автовладельцы заправлялись АИ-92 по 115 тенге (кстати, эта марка бензина не дорожала с ноября 2013 года).

Для многих граждан это известие стало неожиданностью: в начале августа прежний министр нефти и газа Узакбай КАРАБАЛИН заявлял, что бензин не подорожает по крайней мере до конца лета.
Необходимость изменения предельных цен на ГСМ в четверг на брифинге объяснили топ-менеджеры АО “КазМунайГаз - переработка и маркетинг”. По словам заместителя генерального директора этой компании по маркетингу Ерлана КОЙБАГАРОВА, на рост цен повлияли два фактора - февральская девальвация национальной валюты и традиционное для конца лета сезонное повышение цен на нефтепродукты. Рост стоимости “овса” для железных коней на 10-15 процентов в “КМГ - переработка и маркетинг” считают справедливым.
- Объем, который мы поставляем, везем его в убыток себе. За июнь-июль мы порядка 800 миллионов тенге потерпели убытков - на тот объем, который завезли, - пояснил Койбагаров.
В свою очередь первый заместитель генерального директора этого АО Ерболат КОЖАБАЕВ напомнил: перебои с топливом в стране не кончатся, пока не завершится модернизация отечественных НПЗ. Сегодня они, по данным Кожабаева, ежегодно производят в целом порядка 1,9 миллиона тонн бензина марки АИ-92 при общей потребности в этой ходовой марке 2,8 миллиона тонн.
Между тем, 20 августа, за день до директивы рулевого национальной экономики Ерболата ДОСАЕВА, в среднем на 5 тенге выросли цены на не регулируемые государством марки бензина АИ-95, АИ-96 и АИ-98.
Стало ли от этого легче “королям бензоколонки”? Этот вопрос мы задали председателю ассоциации АЗС Южно-Казахстанской области Кайыпбеку КАМБАРОВУ.
- Считаю, теперь цены на бензин адекватны, - заявил он. - Но остаются две проблемы. Первая - вслед за розничными ценами на топливо поднимутся и оптовые цены. Это будет однозначно, ведь так всегда происходит в период высокого спроса, то есть осенью и весной. Вторая проблема - правительство не подняло предельную цену на бензин 80-й марки. А значит, он потеряет в качестве, на некоторых АЗС его просто будут разбавлять.
- Почему на казахстанских бензоколонках сложилась нехватка бензина за неделю до подорожания, хотя в “Каз­МунайГазе” божились, что дефицита бензина в Казахстане нет?
- Мне кажется, многие крупные поставщики знали, что предельная цена ГСМ скоро поднимется - потому придерживали бензин, чтобы завтра продать его подороже, - подытожил г-н Камбаров.
Выслушав трейдера, мы спросили экономических экспертов: почему бензин дорожает в богатой нефтью стране? Мнений было много, но в одном наши собеседники были единодушны: Казахстан слишком мало производит ГСМ для внутреннего потребления. Нашей стране ежегодно приходится закупать за рубежом - в основном в России - около 1 млн. тонн бензина АИ-92 (треть наших потребностей) и полмиллиона тонн дизтоплива (12 процентов внутреннего потребления). Однако у соседей ГСМ всегда были дороже, чем у нас, а в июне подорожали еще больше: литр 92-го бензина в пересчете на нашу валюту стал стоить около 150 тенге. Тут еще некстати случилась авария на Ачинском НПЗ. И антимонопольщики РФ ограничили экспорт бензина, чтобы не допустить его дефицита на российском рынке.
- Что же в этой ситуации предпринимает Казахстан?
Министерство энергетики совместно с “КазМунайГазом” ведет переговоры по насыщению внутреннего рынка своим топливом: ведь импорт экономически невыгоден. В частности, отечественные НПЗ будут просить разрешения увеличить переработку нефти в сентябре 2014 года на 90-100 тыс. тонн. Поможет ли эта мера - покажет время. А пока мы по-прежнему зависим от России.
Почему же у нашего главного партнера по Таможенному союзу горючее дороже, чем в Казахстане? Вот мнение известного экономиста, обозревателя газеты “Время” Петра СВОИКА:
- В России принципиально иная схема налогообложения нефтяной отрасли. Бензин там всегда был дороже не потому, что у них больше спекулянтов, а потому, что их бюджет собирает с нефтянки больше налогов, чем наш. Мы, наоборот, возвращаем НДС экспортерам, и вся наша система построена на поощрении дешевого экспорта сырья из Казахстана - поэтому нам просто невыгодно перерабатывать нефть у себя в стране. А коль скоро мы с Россией в едином экономическом пространстве при совершенно разных схемах налогообложения нефтянки, постольку низкие цены будут подтягиваться к более высоким. И хотя в России больше берут налогов с нефти и бензин у них дороже, чем у нас, бюджет у соседей лучше пополняется нефтяной отраслью. В результате российские врачи, учителя и пенсионеры больше имеют с повышенной стоимости бензина. А когда такой дорогой бензин приходит к нам, мы просто платим за него дороже, бюджет остается ни с чем.
Конечно, рост стоимости бензина произошел в том числе из-за девальвации. Пространство у нас с Россией общее, бестаможенное, а валюты разные. На этом общем пространстве происходит подпитка казахстанского рынка российским товаром, и девальвация играет свою роль.
По словам Петра Своика, в экономике существует всего два мультипликатора, которые влияют на стоимость всего и вся, - электроэнергия и бензин. А значит, с ростом стоимости ГСМ стоит ожидать тотального роста цен на всё, включая продукты: ведь цена топлива сидит в каждой выращенной морковке, в каждом килограмме картошки и мяса.
Словом, что бы нам ни заливали, а пояса затянуть, увы, придется...

Лэйла БАСАРОВА, Астана, Виктор БУРДИН, фото Владимира Заикина, Алматы

Поделиться
Класснуть