От нашего стола
Наши молочные реки для россиян мелковаты.
Сможет ли Казахстан накормить Россию, закрывшую свой рынок для многих товаров из Евросоюза, США и Австралии? Наши чиновники сейчас активно работают над этим. Однако даже дилетанты понимают: в стране, где много лет “хоронили” свой аграрный сектор, продовольственный бум в одночасье не случится.
Согласно указу президента России Владимира ПУТИНА от 6 августа, в РФ запрещен ввоз говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, молока, молочных продуктов, фруктов, овощей, орехов из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Пока запрет действует в течение одного года, однако он может быть продлен или досрочно отменен (если страны Запада отменят свои санкции в отношении России). 7 августа премьер РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ заявил, что у российских аграриев есть отличная возможность увеличить объемы производства, чтобы завалить свой рынок отечественными продуктами. Впрочем, наши партнеры по Таможенному союзу прекрасно понимают, что в любом случае сами не смогут покрыть возможную нехватку товаров в стране. А потому россияне уже ведут переговоры с дружественными - преимущественно южноамериканскими - странами об увеличении поставок товаров в Россию. В числе потенциальных поставщиков продовольствия российские эксперты называют и Казахстан.
7 августа на брифинге в Астане руководство Нацпалаты предпринимателей заявило: наш аграрный сектор может ответить на этот вызов.
На редкость оптимистично настроен и председатель партии “Ауыл” академик Гани КАЛИЕВ.
- Мы сможем помочь России, ведь у Казахстана большой потенциал, - сказал нашему корреспонденту Гани Алимович. - В начале 90-х годов мы экспортировали почти по 400 тыс. тонн мяса в год (сейчас - 8-9 тыс.). Эти потенциальные возможности сохранились. Ведь в стране почти 100 млн. гектаров естественных пастбищ. Их не используют, потому что нет постоянного водоснабжения. Хотя вода под землей есть, колодцы и водонапорные башни запущены. Уже сейчас там начинают устанавливать генераторы на солнечных батареях и ветряках. В итоге эти пастбища прокормят 400 млн. голов овец, дадут 2 тыс. рабочих мест и 1 млн. тонн мяса ежегодно. Уже к 2020 году потенциал этих пастбищ будет использоваться на 60-70 процентов.
А вот президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Нурсадык АБИШЕВ не скрывает скепсиса.
- Не знаю, как мы можем помочь России, если сами себя не в состоянии обеспечить полностью ни молоком, ни мясом, - недоумевает он. - Юг Казахстана, например, завален продукцией из Киргизии. Оттуда у нас на рынке 30-60 процентов конины, говядины и сыров? Даже крупные молокоперерабатывающие заводы Казахстана закупают сырье в Киргизии. Да и как мы сможем стать серьезными поставщиками для России, если наши аграрные чиновники сорвали кучу сельскохозяйственных программ, не доведя их до ума?
Кстати, о чиновниках. Министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ не раз заявлял, что Казахстан лишь на 60 процентов обеспечивает себя собственной сельхозпродукцией. В прошлом году он пообещал: доля импортной молочной продукции сократится с нынешних 35 до 7 процентов, но только к 2020 году. А нынешней весной руководитель секретариата агропромышленного комплекса НПП Бауыржан КАСЕНОВ рассказывал, что при благоприятном стечении обстоятельств Казахстан только через 5-6 лет сможет покрыть долю отечественного мяса и молока на рынке на 70-80 процентов. Сможем ли мы при таких темпах завалить Россию своими товарами в течение года, пока действует эмбарго? Ответ на этот вопрос нам могло дать Агентство по статистике, пусть и в 2015 году, но его уже нет... Впрочем, главное не это, а то, чтобы при возможном дефиците сельхозпродукции не поползли вверх цены.
Ну а на десерт мы подготовили для наших читателей небольшую таблицу. Составлена она по информации комитета таможенного контроля Минфина и наглядно демонстрирует, сколько Казахстан покупал и продавал в 2013 году. Мы специально использовали данные лишь по тем товарам, которые теперь запрещено ввозить в Россию. Изучайте и делайте выводы.
Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
А тем временем
Запас карман не полнит
Вчера на брифинге в Минсельхозе корреспондент “Времени” поинтересовался у председателя комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Минсельхоза Сакташа ХАСЕНОВА, планирует ли Казахстан увеличить экспорт сельхозпродукции в Россию в связи с ее отказом от ввоза данного вида товаров из стран, присоединившихся к санкциям против России.
По словам Хасенова, Казахстан в первую очередь готов увеличить экспорт пшеницы и фуражных культур. Однако представитель Минсельхоза тут же оговорился:
- По экспорту пшеницы у нас всегда возникают определенные трудности, потому что экспортная логистика проблематичная. Россия в отношении пшеницы достаточно обеспечена. Судя по предварительным прогнозам, Россия в этом году планирует получить 90-95 миллионов тонн зерновых. У нее самой есть вопросы относительно экспорта.
Казахстан, как заметил Сакташ Хасенов, в основном устремляет свой взор на традиционные рынки сбыта - Азербайджан, Иран, Турцию, страны Юго-Восточной Азии, а в прошлом году договорился об увеличении экспорта пшеницы в Китай. Ожидаемый валовый сбор пшеницы в этом году, по данным Минсельхоза, составит порядка 17 миллионов тонн, плюс в стране есть около 4 миллионов тонн переходящего зерна. В результате экспортный потенциал на 2014-2015 годы составит порядка 8-9 миллионов тонн пшеницы.
Запасы говядины, отметил Хасенов, в Казахстане имеются, однако Россия в достаточном количестве получает ее из Аргентины, Австралии и Бразилии. У нашей же страны, подчеркнул представитель МСХ, пока неконкурентоспособная экспортная цена на говядину.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана