Такир Балыкбаев, вице-министр образования и науки: Ничего личного - только знания!
У абитуриентов, желающих учиться в вузах на государственные образовательные гранты, в эти дни - мозговой штурм: до конца завтрашнего дня, 31 июля, им нужно определиться с вузом и подать соответствующую заявку. Обладатели грантов будут определены в первой декаде августа.
А тут на днях в Интернете появилась информация, что в Казахстане собираются закрыть три десятка вузов! Какие вузы оказались за бортом и могут быть закрыты до начала нового учебного года? Что будет с их студентами? Что изменится после принятия закона об автономии высших учебных заведений и какими могут стать вступительные экзамены для будущих абитуриентов? Об этом в интервью газете “Время” рассказал вице-министр образования и науки Такир БАЛЫКБАЕВ.
- Такир Оспанович, на прошлой неделе вы подводили итоги комплексного тестирования. В этом году пороговые 50 баллов не набрали свыше 56 тысяч человек, что составляет 66 процентов от общего количества принимавших участие в КТ. Не кажется ли вам, что этот процент очень высок?
- Я понимаю, что показатель кажется большим, но нужно учитывать тот факт, что комплексное тестирование сдают выпускники школ прошлых лет и те, кто закончил колледжи. У этих ребят остаточные знания, и бывает, что они слабее, чем у вчерашних 11-классников. Могу сказать, что мы наблюдаем положительную динамику, потому что в прошлом году тех, кто не сдал комплексное тестирование, было еще больше. Поэтому мы считаем, что результат, который мы имеем, вполне удовлетворительный, и не планируем в связи с ним предпринимать каких-то специальных мер.
- Проходила информация, что в Минобре якобы есть список порядка 30 вузов, которые могут попасть под сокращение уже в этом году. Действительно ли это так? Если да, то почему вы не обнародуете этот список?
- Я не знаю, откуда взялась эта цифра. Это не так. У нас есть задание проанализировать деятельность всех высших учебных заведений, чем мы и занимаемся. Сейчас в Казахстане у порядка десяти вузов приостановлено действие лицензии - это своеобразное предупреждение. Эти институты и университеты должны устранить недостатки, которые мы выявили, но при этом могут продолжать обучать своих студентов и набирать новых. Это не значит, что мы их собираемся закрывать, они могут продолжить свою работу.
В данный момент в суде находится дело об отзыве лицензии у Казахстанско-Российского университета. Суд первой инстанции принял соответствующее решение, но вуз его опротестовал.
- Много было противоречивой информации вокруг Жамбылского гуманитарно-технического университета - ЖГТУ...
- Самый большой в Жамбылской области частный вуз - ЖГТУ - точно прекратит свое существование. Недавно суд принял решение об отзыве лицензии у этого заведения, до начала учебного года он должен разместить своих студентов в другие вузы и прекратить образовательную деятельность.
С момента первой проверки, после которой мы приостановили действие лицензии, до закрытия вуза прошло около года. Этот университет не соответствовал нескольким важным критериям гостандарта. Во-первых, низкий уровень знаний студентов. У нас есть система контроля, которая позволяет их проверить, но, увы, учащиеся вуза не смогли пройти эти испытания. Еще одно нормативное требование, которое там не выполнялось, - укомплектованность педагогических кадров и их остепененность. Университет не соответствовал еще ряду критериев, я назвал лишь самые важные.
Со своей стороны мы обратились к руководителям Таразского госуниверситета и Таразского пединститута с просьбой принять к себе студентов ЖГТУ - их более двух с половиной тысяч, они согласились. Мы понимаем, что у этих ребят уровень знаний может быть ниже, чем у учащихся названных вузов, но, с другой стороны, с ними будут работать более квалифицированные педагоги, и они смогут закончить учебу и получить должное образование.
Обучение в ЖГТУ было платным, и оплата меньше, чем в государственных учебных заведениях, в которые сейчас перейдут студенты. Поэтому мы попросили руководство двух этих вузов сохранить те льготы, которые были в ЖГТУ, чтобы разница в оплате не была существенной.
- Действительно ли сокращению вузов мешает так называемое телефонное право? Бывает такое, что вам звонят сверху и просят не закрывать вуз?
- Каждый старается на своем уровне всеми путями решить свои проблемы. Но наша позиция простая и прозрачная: ничего личного, есть конкретные квалификационные требования, государственные стандарты образования, и мы принимаем решения, руководствуясь этими документами. Если вуз что-то нарушает, он должен устранить недостатки. Этим все сказано.
- Много говорилось о том, что уже к осени будет разработан проект закона, касающегося автономии вузов. Он уже подготовлен? Что может измениться после его принятия?
- Да, подготовлен пакет поправок в закон об образовании и другие сопутствующие ему законодательные нормативные акты. Сейчас мы согласуем этот проект со всеми государственными органами и осенью собираемся вносить его на рассмотрение в парламент. Один из его разделов как раз посвящен академической свободе университетов, которую еще называют автономией.
Что кардинально изменится? Сейчас на создание новых учебных программ уходит от одного до трех лет. Предоставление автономии упростит этот процесс, позволит вузу делать это намного быстрее и оперативнее реагировать на изменения, происходящие на рынке образования.
Отдельные вузы, которые работают на достаточно высоком уровне, - это в основном национальные университеты - получат особый статус и смогут самостоятельно разрабатывать учебные программы, менять их содержание, ориентируясь на запросы работодателей. Они будут иметь достаточно серьезную академическую свободу.
Во всех вузах будут созданы наблюдательные советы - в них войдут представители нашего министерства, местных исполнительных органов, бизнеса и науки. Они будут иметь серьезные полномочия, в том числе и в области финансов, смогут формировать общие принципы распределения бюджета.
В целом можно сказать, что министерство ослабит жесткую централизацию и даст вузам возможность реализовать свои задачи.
- Такир Оспанович, пользуясь случаем, хотела бы спросить: как вы относитесь к ЕНТ? Многие говорят, что этот экзамен показал свою неэффективность и его давно пора реформировать...
- Я один из создателей ЕНТ, поэтому мое мнение может оказаться субъективным. Но посмотрите: десять лет прошло, а национальное тестирование работает! И, в принципе, выпускники школ, которые прилежно учились, показывают хорошие результаты и поступают в вузы, в том числе, естественно, на гранты. Поэтому я не стал бы говорить, что ЕНТ неэффективно.
Конечно, в нем есть некоторые недостатки. Например, то обстоятельство, что сегодня на него возлагается очень серьезная нагрузка, так сказать, три в одном: это и выпускной экзамен в школе, и подтверждение знака “Алтын белгi”, и поступление в вуз. К сожалению, иногда это приводит к желанию исказить результаты тестирования. Чтобы уйти от такой триединой “зависимости”, наверное, есть смысл ввести какие-то дополнительные экзамены для поступающих в вузы, о чем сегодня говорят. Скорее всего, это будет эссе или какой-то профильный тест. Мы этот момент четко проработаем и будем его апробировать в следующем учебном году.
Конечно, нужно совершенствовать и содержание ЕНТ, и технологию его проведения. Сейчас предлагают расширить ту часть заданий, которые требуют логики и могут показать, что человек не просто запомнил какую-то дату, а способен что-то еще рассказать по этому поводу.
Честно говоря, когда мы внедряли ЕНТ и комплексное тестирование, думали, что через какое-то время выпускники перестанут списывать - поймут, что все в равных условиях и экзамен можно сдать без посторонней помощи. Но, увы, этого не произошло. В этом году во время проведения этих тестов мы изъяли 70 тысяч мобильных телефонов! Это непонятное, необъяснимое стремление, желание нарушать, конечно же, удручает. Весь мир уже давно не списывает, и только мы продолжаем это делать.
- В Министерстве образования и науки довольно часто меняются руководители. Вот и сейчас ходят упорные слухи о возможных масштабных преобразованиях в правительстве, в результате которых нынешний министр Аслан САРИНЖИПОВ якобы может лишиться своего кресла. Если это случится, что будет со всеми многочисленными реформами, которые сейчас планирует Минобр? Не получится ли так, что придет новый начальник и начнет говорить о необходимости совершенно других преобразований?
- Министерство должно реализовать те задачи, которые поставлены в рамках госпрограммы развития образования в республике до 2020 года. Поэтому все идеи и реформы в рамках этой реализации должны и будут, я надеюсь, носить долгосрочный характер.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира Заикина и c интернет-ресурсов, Алматы