Плохо стучишь - “хорошо” сядешь!
Депутаты мажилиса “усовершенствовали” статью проекта УК, наказывающую за недоносительство
Проект Уголовного кодекса, уже одобренный мажилисом парламента и внесенный на рассмотрение в сенат, продолжает преподносить обществу сюрпризы, по большей части неприятные. Как выяснилось, разработчики законопроекта решили сажать граждан в тюрьму на шесть лет за недонесение об особо тяжких преступлениях.
В последнее время наши правоохранители с поразительным упорством ищут способы заставить казахстанцев стучать на ближнего. Несколько месяцев назад лучшие умы Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью разродились проектом антикоррупционной стратегии, в котором предложено ввести санкции за недонесение о коррупционном преступлении. И тут выяснилось: той же самой проблемой уже давно озабочена и Генеральная прокуратура - главный разработчик проекта Уголовного кодекса. Правда, норма об уголовной ответственности за недонесение о готовящемся или совершенном особо тяжком преступлении есть и в действующем законодательстве: статья 364 предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 200 месячных расчетных показателей (МРП) либо ограничение свободы на срок до одного года. Но этого, видимо, показалось мало - в проекте нового УК за недонесение об особо тяжком преступлении или акте терроризма предлагается наказывать штрафом до 2000 МРП, либо исправительными работами, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо, наконец, лишением свободы на тот же срок. Посыл предельно ясен: тот, кто плохо стучит, будет “хорошо” сидеть.
По словам президента Союза адвокатов Казахстана Ануара ТУГЕЛА (на снимке), таким жестким наказание за “недонос” сделали уже на стадии обсуждения законопроекта наши с вами избранники - депутаты мажилиса. До этого речь шла о двух годах ограничения либо лишения свободы. Кто именно внес предложение увеличить срок до шести лет и чем оно было аргументировано, неизвестно, однако инициатива прошла “на ура” - в начале апреля проект Уголовного кодекса был одобрен обитателями нижней палаты парламента единогласно. Теперь дело за сенатом, который до 26 мая должен подготовить свое заключение по законопроекту.
- Норма об ответственности за недонесение у нас практически не применяется, - говорит Ануар Тугел. - Я ни разу не слышал, чтобы кого-то по этой статье привлекли к ответственности. Думаю, это сделано больше в профилактических целях. Но насколько получится привить людям правовую культуру путем ужесточения санкций - большой вопрос. У наших людей нет доверия к правоохранительным органам, поэтому они и не спешат сообщать о преступлениях “куда следует”. Однако тут мы ведем речь об особо тяжких преступлениях. Если я знаю о том, что готовится, к примеру, убийство, я с точки зрения морали должен это предотвратить.
- И все же, не кажется ли вам, что шесть лет - это явный перебор?
- “Вилка” санкции по этой статье большая - там и штраф, и исправительные работы, и ограничение свободы. Так что не факт, что всех сразу будут сажать на шесть лет. Я думаю, что таким образом пытаются привлечь народ к борьбе с преступностью. Другой вопрос, что действовать надо не путем ужесточения санкций, а путем модернизации правоохранительных органов.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы