А был ли мальчик?
Декабрь 2012 года. На месте трагедии.
Авторитетные эксперты в области аэронавигации в письме генеральному прокурору РК Асхату ДАУЛБАЕВУ не исключают: Главная военная прокуратура Казахстана намеренно уводит от ответственности истинных виновников катастрофы самолета погранвойск под Шымкентом, переводя стрелки на молодого авиадиспетчера.
Международное аэронавигационное сообщество встало на защиту своего казахстанского коллеги Каната АКИЛЬБЕКОВА (на снимке), судебный процесс над которым под председательством бывшего судьи военного суда Шымкентского гарнизона, а ныне судьи Абайского районного суда Шымкента Сайдыбаттала ТОКБЕРГЕНОВА в эти дни проходит в областном центре Южного Казахстана.
Напомним, диспетчера шымкентского филиала РГП “Казаэронавигация” Каната Акильбекова судят по обвинению Главной военной прокуратуры РК, считающей, что именно он виновен в гибели 27 человек 29 декабря 2012 года, когда самолет Ан-72 Погранслужбы Комитета национальной безопасности РК разбился на подлете к Шымкенту. На его борту вместе с семью членами экипажа находилось высшее командование погранвойск страны, в том числе и.о. директора погранслужбы КНБ Турганбек СТАМБЕКОВ (см. “Безнадежные секунды”, “Время” от 4.3.2014 г.).
Сторона обвинения заявляет: авиакатастрофа стала результатом допущенных Акильбековым нарушений правил безопасности движения воздушного судна. Этого же мнения придерживаются и родственники погибших. Так, сын и.о. директора ПС КНБ РК Алмас СТАМБЕКОВ в перерыве между судебными заседаниями заявил, что не сомневается в вине подсудимого.
- Я думаю, не было должного контроля, - сказал Стамбеков-младший. - Он их (летчиков. - З.М.) передержал на высоте. Также была создана сложная ситуация для экипажа, что привело к крушению... Хотелось бы максимального наказания по данной статье, то есть получается 10 лет.
Вдовы и родственники погибших членов экипажа заявили, что имена пилотов на суде очерняются. Потерпевшие уверены: авиакатастрофа не могла произойти по вине авиаторов, ведь они были профи.
- За долгие годы к службе сына (командира экипажа Марата НУРАХМЕТОВА. - З.М.) нареканий ни разу не было, - отмечает отец летчика Турсун НУРАХМЕТОВ. - Сын столько лет проработал и что - не знал, как самолет поднять или как его посадить?! Я думаю, у пилотов нет никакой вины!
- Мой супруг имел два высших авиационных образования, налетал 5200 часов, имел 25 лет летного стажа, - вторит свекру супруга командира экипажа Жанар НУРГАЛИЕВА. - Он выполнял все по правилам эксплуатации воздушного судна и полета. Его вины нет… По всем фактам выявились моменты вины диспетчера.
Эмоции родственников погибших, конечно, можно понять.
Вот только специалисты аэронавигации заявляют: даже сам факт возбуждения уголовного дела в отношении авиадиспетчера вызвал негативную реакцию международного авиационного сообщества.
- Мы общаемся с коллегами из сопредельных и европейских государств, и уголовное преследование Акильбекова является одной из самых актуальных тем обсуждения, - говорит начальник службы обслуживания воздушного движения шымкентского филиала РГП “Казаэронавигация” Михаил ЛУЖИН (на снимке).
- Мы заявляем о невиновности нашего авиадиспетчера, и ведущие аэронавигационные организации и федерации мира, такие как CANSO, IFATCA, IATA, поддерживают нас. Пилоты ведущих авиакомпаний - Lufthansa, Air France, KLM, British Airways, Qantas, Singapore Airlines, Emirates, Turkish, Aeroflot, Transaero, Air Astana, Scat - также выразили свою солидарность с нами.
Действительно, в защиту 30-летнего шымкентского диспетчера выступили непререкаемые мировые авторитеты в области безопасности полетов. Так, лауреат Государственной премии СССР, член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), Вашингтон, авиатор с 48-летним стажем Валерий ШЕЛКОВНИКОВ (на снимке) и автор множества учебников и программ по организации работы пилотов и авиадиспетчеров, участник расследования знаменитого столкновения башкирского Ту-154 с “Боингом 757” над Боденским озером (Германия), унесшего в июле 2002 года жизни 71 человека, в том числе 52 детей, член правления совета Международной ассоциации авиационного английского (ICAEA) Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО (на снимке) подписали официальное обращение на имя генерального прокурора РК Асхата ДАУЛБАЕВА и министра транспорта и коммуникаций РК Жениса КАСЫМБЕКА. Мэтры аэронавигации дали жесткую оценку предъявленным К. Акильбекову обвинениям и заявили о своей уверенности в том, что трагедия произошла по вине военных пилотов, а не авиадиспетчера. Досконально проанализировав материалы дела, эксперты пришли к следующим выводам “…а) экипаж вопреки здравому смыслу не стал устанавливать на высотомере давление аэродрома, как это делают экипажи воздушных судов гражданской и государственной авиации во всех без исключения странах мира, в результате чего самолет на самом деле находился на 422 метра ниже высоты, которую наблюдал на своих высотомерах экипаж; б) воздушное судно или его оборудование требовало ремонта, который по каким-то причинам (возможно, из-за отсутствия или недостаточного финансирования!) не был осуществлен (здесь и далее выделено мной. - З. М.), в результате чего показатели высоты индицировались экипажу с запозданием, превышающим реальное нахождение самолета на 422 метра ниже высоты, отображаемой на высотомерах; с) ошибки при управлении воздушным судном (которые обычно связывают с проблемами профессионального отбора пилотов, их первоначального обучения и повышения квалификации, а также государственного надзора) говорят о серьезных недостатках в организации летной работы в части, в которой служил командир воздушного судна; d) погодные условия при выполнении захода на посадку действительно были исключительно сложными, на что и пытался указать диспетчер в своей радиопередаче, совпавшей по времени со столкновением воздушного судна с поверхностью земли из-за запредельно высокой скорости снижения, избранной экипажем”.
Кроме того, авторитетные эксперты указывают на результаты расследования международной авиационной организации, согласно которым действия диспетчерской службы не оказали отрицательного влияния на фатальный исход полета. Подписанты искренне недоумевают, почему следствие по делу о крушении военного самолета проигнорировало результаты международных экспертных комиссий и признало виновным авиадиспетчера. Впрочем, авторы обращения к генеральному прокурору РК высказывают осторожное предположение: стрелки на Акильбекова переведены не случайно.
“Возможно, это связано с определенными финансовыми обстоятельствами, которые возникнут по результатам оправдательного или обвинительного решения суда Республики Казахстан. Но нам не хочется верить в то, что судьба человека, не причастного к данному правонарушению, может быть изломана из-за невозможности наступления материальной ответственности реальных виновников катастрофы по причине их физического отсутствия или неустановления”, - пишут они.
Иначе говоря, если суд прислушается к мнению международных экспертов и признает виновными в трагедии не авиадиспетчера, а погибший экипаж и его начальство, то платить по счетам придется военному ведомству.
И еще один нюанс. В январе прошлого года при получении взятки от двух специалистов “Укрспецэкспорта” был задержан генерал-майор Алмаз АСЕНОВ - начальник главного управления вооружений Минобороны РК. Напомним, за мзду в 200 тысяч долларов генерал Асенов получил 11 лет лишения свободы, а апелляционная инстанция оставила приговор без изменений, и сейчас бывший высокопоставленный сотрудник военного ведомства отбывает наказание. Он обещал украинцам содействие в получении контракта на ремонт самолетов, состоящих на балансе как Минобороны, так и Погранслужбы КНБ РК, в том числе разбившегося под Шымкентом
Ан-72. О скандальной сделке стало известно после того, как 5 января 2013 года в управление военной контрразведки КНБ пришел с повинной сотрудник главного штаба Погранслужбы Кайрат ЖАЛГАБАЕВ. Полковник, терзаемый муками совести, признался, что принял участие в получении отката от “Укрспецэкспорта”. Свою долю - 40 тысяч долларов - он сдал государству. А свой поступок объяснил тем, что жить с таким грузом он не может: в авиакатастрофе под Шымкентом погибли два его родственника.
На вопрос, стал ли отказ оборудования разбившегося Ан-72 следствием именно той криминальной сделки с украинцами, предстоит ответить суду.
P.S. Эксперт ИКАО профессор Виталий БОРДУНОВ (на снимке) предупредил генерального прокурора Даулбаева: “Если судебное решение (по делу К. Акильбекова. - З.М.) будет принято на основе необоснованных обвинений военной прокуратуры, то это приведет к серьезным последствиям на международном уровне”.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент