5715

Не спешите их хоронить

Министерство транспорта и коммуникаций в следующем году намерено запретить импорт в Казахстан самолетов старше 20 лет. Однако эксперты полагают, что в данном случае не в возрасте дело.

Как сообщил в ответе на наш запрос председатель комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома Бекен СЕЙДАХМЕТОВ, недавно был подготовлен проект приказа министра, который предусматривает ограничение на регистрацию самолетов, возраст которых превышает 20 лет.
Поправки вступят в силу с 1 июля 2014 года.
Мы поинтересовались в КГА, зачем вводятся такие ограничения. Г-н Сейдахметов пояснил: “Основанием для внедрения данного ограничения послужило предотвращение массового ввоза устаревших воздушных судов (ВС) в связи с обновлением парка ВС в других государствах или в связи с введением ограничений на ввоз и/или эксплуатацию устаревших ВС в других странах. Кроме того, как правило, по прошествии около 20 лет с момента начала эксплуатации прекращается производство воздушных судов конкретного типа, и, соответственно, зачастую прекращается производство оригинальных компонентов, что может привести к проблемам в вопросах поддержания летной годности воздушных судов. Также возрастает объем (а значит, и стоимость) работ по поддержанию летной годности”.
На наш вопрос, на опыт каких стран опирался Минтранском, глава КГА назвал только Россию.
Нам стало интересно: а как на Западе обстоит дело с этим вопросом? Мы проанализировали парк ведущих мировых авиакомпаний. Так, американская Delata Airlines, у которой более 720 (!) самолетов, эксплуатирует несколько сотен самолетов “Боинг”, которым больше 20 лет.
Три кита европейской гражданской авиации - Air France, Lufthansa и KLM, не стесняясь, эксплуатируют воздушные суда MD-11, которым 20 лет, Airbus A320, Boeing-737 и Boeing-747, которым уже четверть века. Стало быть, не в возрасте дело!
Между тем флагман гражданской авиации Казахстана “Эйр Астана” в последние три года активно пополняет свой парк судами “в масле”. SCAT тоже покупает машины, но далеко не первой свежести. Тем не менее руководство SCAT поддерживает нововведение Минтранскома, как нам сообщила PR-служба авиакомпании в ответ на наш запрос. Но при этом уточнила: “В авиации нет понятия “новый” или “старый”, “безопасный” или “небезопасный” самолет. Есть понятие “самолет, годный к летной эксплуатации”, а его годность зависит только от своевременного технического обслуживания и правильной эксплуатации”.
А вот в авиакомпании “Бек Эйр” называют нововведения транспортного ведомства незаконными. В компании констатируют: не возраст техники становится причиной большинства катастроф, а пресловутый человеческий фактор (в 85 процентах случаев крушения лайнеров в мире за последние 20 лет!).
Глава Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана Владимир КУРОПАТЕНКО (на снимке) уверен, что у Минтранскома благие намерения: убрать рухлядь, чтобы обеспечить максимальную безопасность. Но!
- Запрет ввоза самолетов старше 20 лет, мягко говоря, не тот подход, с которого надо начинать наводить порядок, - считает Владимир Васильевич. - Самолеты не автомобили. У западной техники вообще, по сути, нет ресурса. Специалисты при проверке просто смотрят на состояние самолета и говорят: “Вот этот блок воздушного судна еще может работать, а этот надо заменить”. Если самолет технически годен и ему выдают сертификат летной годности, он может выполнять полеты. Иначе мы пойдем вразрез с заводами “Боинг”, “Эйрбас” и т.д.
А что касается безопасности... В этом контексте будут очень показательны выводы официальной комиссии экспертов о причинах крушения “старого “Боинга” в аэропорту Казани.

Виктор БУРДИН,  фото Владимира ЗАИКИНА и Вячеслава ФИРСОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть