Лестница на небеса
Несмотря на то, что введенный авиавластями Европы запрет на полеты в Старый Свет для всех (кроме “Эйр Астаны”) казахстанских авиаперевозчиков никто пока не отменял, скромная отечественная компания Luk Aero без помех возит туристов не только на берег турецкий, но и в Грецию, которую из ЕС пока еще никто не выгонял...
10 июля 2013 года власти Евросоюза в очередной раз опубликовали “черный список” авиакомпаний, для которых европейское небо закрыто. И в очередной раз в этом бан-листе оказались почти все (более 30) казахстанские авиакомпании, за исключением “Эйр Астаны”. Таким образом, вот уже пятый год подряд Казахстан прикован к “авиастолбу позора” наряду с такими странами, как Конго, Экваториальная Гвинея, Габон, Мозамбик, Судан, Замбия и другие.
В том же “черном списке” и казахстанская авиакомпания, не так давно появившаяся на рынке, - Luk Aero. Знают это название в основном туристы: с прошлого года компания занимается чартерными перевозками казахстанцев на курорты. Но самое интересное - на самолете Luk Aero этим летом туристы преспокойно летают из Алматы в... Грецию! А эта страна, как известно, член Евросоюза.
Возникает закономерный вопрос: почему в “черном списке” Европы все равны, а некоторые равнее?
В Интернете мы не смогли найти ни сайта авиакомпании, ни данных юридического лица. Зато обнаружили в Сети небольшие фрагменты комментариев и интервью руководства перевозчика. В одном из них сказано: “По данным компании, после сертификационного обследования, проведенного Комитетом гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций, авиаперевозчик получил сертификат эксплуатанта от 3 сентября 2012 года”.
Но каким образом Luk Aero удалось получить сертификат, если в Казахстане уже несколько лет действует запрет на создание новых авиакомпаний? Этот запрет, напомним, был введен как раз после того, как наши авиакомпании оказались в “черном списке”. И должен был продемонстрировать Старому Свету: авиационные власти нашей страны стараются навести порядок в отрасли.
Об авиапарке Luk Aero известно лишь то, что он весьма скромен: перевозчик сейчас возит пассажиров на воздушном судне “Эйрбас A320”. Один из споттеров сфотографировал этот самолет в аэропорту Алматы. Примечательно, что на воздушном судне нет фирменной раскраски - лайнер просто выкрашен в благородный белый цвет. Однако на борту значится его регистрационный номер UR-CKR. В ходе небольшого расследования (благо в Интернете можно без труда обнаружить базы данных по всем воздушным судам западного производства) выяснилось: этому борту 20 лет, и числится он в авиапарке... украинской компании Aviatrans K!
После этого у нас возникло еще больше вопросов, и мы решили их задать генеральному директору авиакомпании Luk Aero Океану КИМУ.
- Океан Давыдович, все-таки Luk Aero - это казахстанская авиакомпания?
- Да, казахстанская.
- Но раньше мы о вас не слышали. Можно узнать, когда вы получили сертификат?
- Сертификат эксплуатанта мы получили 1 сентября 2012 года.
- Но ведь в Казахстане уже несколько лет действует запрет на регистрацию новых авиакомпаний. Как вам удалось преодолеть этот мораторий?
- Мы переименовались. Раньше авиакомпания называлась Eastern Express и занималась грузовыми перевозками, а сейчас мы переквалифицировались на пассажирские. Свидетельство эксплуатанта было выдано еще на ту, старую, авиакомпанию.
- Сейчас у вас в распоряжении действительно одно воздушное судно - “Эйрбас А320”?
- Да, но мы работаем над тем, чтобы в этом году приобрести самолеты “Эйрбас А321”, “Боинг-757” и МД-83.
- У имеющегося у вас А320 регистрация украинская?
- Да.
- Тогда каким образом он числится у вас? Неужели самолет взят в “мокрый” лизинг?
- Да, мы берем его в аренду вместе с экипажем и со всеми специалистами, которые выполняют полеты.
- Новые самолеты тоже возьмете в “мокрый” лизинг?
- Какие-то - в “мокрый”, какие-то - в “сухой”. Будем готовить своих специалистов, летчиков. Будем развиваться.
- Кроме чартеров в Турцию вы выполняете полеты в Грецию на остров Крит (г. Ираклион). Каким образом вы умудряетесь летать туда, если казахстанские авиакомпании находятся в “черном списке” Евросоюза?
- Каждая авиакомпания делает запросы индивидуально. Мы сделали запрос согласно международным правилам и получили “добро”. К тому же у нас очень сильные партнеры: и в Греции, и у того, кто предоставляет нам в лизинг самолет. Они нам и помогли получить разрешение на полеты. Все оформлено официально.
- Так вы летаете в Европу как казахстанская авиакомпания или как украинская?
- Только как казахстанская.
- Ходят слухи, что по дороге в Европу, когда ваш самолет покидает казахстанское воздушное пространство, он меняет позывные на украинские.
- Ни в коем случае! Позывные никогда не меняются, мы не имеем права их менять! Эти слухи муссируются уже давно. Но нигде такого в практике нет, чтобы в воздушном пространстве, в полете поменять позывные. Наш самолет летает под кодом казахстанской авиакомпании Luk Aero - LIS, и с ним он пересекает все границы.
- И все-таки непонятно, как вас, казахстанскую компанию, пускают в Грецию?
- Я же говорю: каждая авиакомпания индивидуально получает разрешение. Если ей дают разрешение - она летит.
В общем, как мы ни пытали г-на Кима, так и не смогли понять, как европейцы впускают в свое небо запрещенную казахстанскую авиакомпанию. Тогда редакция направила официальный запрос в Комитет гражданской авиации (КГА) Минтранскома республики. Нас интересовал ответ на единственный вопрос: почему Luk Aero летает в Грецию?
“Авиакомпания Luk Aero выполняет нерегулярные полеты по маршруту Алматы - Ираклион - Алматы на воздушном судне А320 в летний период 2013 года, - сообщил нам глава КГА Бекен СЕЙДАХМЕТОВ. -
Авиакомпания имеет необходимые разрешительные документы на право эксплуатации воздушных судов, выданные в КГА МТК РК.
Разрешение на использование воздушного пространства иностранных государств, через которые проходит маршрут полета, авиакомпания получает самостоятельно в авиационных администрациях иностранных государств (здесь и далее выделено нами. - Ред.). Разрешений от КГА МТК РК на осуществление таких полетов не требуется.
Кроме того, эпизодические нерегулярные полеты в страны Европейского союза осуществляют и другие казахстанские эксплуатанты воздушных судов на условиях, установленных в разрешениях авиационных администраций стран Европейского союза. В основном указанные полеты связаны с осуществлением частных перевозок либо перегонкой воздушных судов на техническое обслуживание в западные авиационно-технические центры”.
Ответ чиновника не только не внес ясности, но, напротив, напустил еще больше тумана. Если европейцы так легко разрешают всем “запрещенным” авиакомпаниям выполнять чартеры к себе, то, может, и нет вовсе этого пресловутого “черного списка”, а если и есть - не дубинка ли он в руках Евросоюза, с помощью которой власть Европы, на словах осуждающая протенционализм, радеет за коммерческие интересы своих авиакомпаний? А потуги чиновников КГА, много лет пытающихся вывести нашу страну из “черного списка”, - не имитация ли бурной деятельности?
Прокомментировать ситуацию мы попросили независимого эксперта.
- Конечно, это ненормальная практика, когда авиакомпания, находящаяся в “черном списке” Евросоюза, почему-то туда летает, - считает авиационный деятель с 40-летним стажем Нурлан АХМУХАНОВ. - Для чего тогда европейцы принимали свою резолюцию? Думаю, в ЕС про Luk Aero просто... еще не знают. Если сейчас европейским властям об этом факте кто-нибудь сообщит, думаю, будет большой скандал. И еще. Вроде бы в стране объявлен запрет на создание новых авиакомпаний, и наша авиационная администрация уже докладывала в Евросоюз о том, что пока у нас действует этот мораторий. Но Luk Aero - по сути, новая авиакомпания. Получается, мораторий был нарушен? А если нет, зачем надо было менять название перевозчика? Это мне напоминает историю с АБЛЯЗОВЫМ, который в Киргизии взял себе паспорт с новой фамилией, чтобы уехать в Европу.
- Кстати, глава Luk Aero Океан Ким...
- ... а я его знаю - он авиационный специалист, который раньше работал с нынешним зампредом КГА Сериком МУХТЫБАЕВЫМ в авиакомпании “Семейавиа”.
Виктор БУРДИН, фото Алимжана БИСЕМБАЕВА, Алматы
30.07.2013
От редакции
Вчера мы направили официальный запрос послу Евросоюза, главе представительства ЕС в Казахстане г-же Аурелии БУШЕЗ. Нас интересует, почему компания Luk Aero (и только ли она) регулярно вылетает из “черного списка” европейских авиавластей в небо Старого Света. Газета “Время” вернется к этой теме, как только мы получим ответ.