Урезать по живому
Семь регионов страны могут не получить денег на жилищное строительство
Правительство страны решилось на беспрецедентное за последние девять лет сокращение республиканского бюджета.
Премьер-министр Серик АХМЕТОВ вчера на заседании правительства пришел в ярость из-за того, что акимы семи областей до сих пор не подготовили проектно-сметную документацию на строительство жилых домов в рамках программы “Доступное жилье-2020” и рискуют остаться в 2014 году без соответствующего финансирования. Свои замечания он высказал вице-министру регионального развития Серику НОКИНУ.
Докладывая о ходе реализации указанной госпрограммы, Серик Кенесович предупредил: в следующем году семь регионов могут остаться без республиканского финансирования строительства кредитного жилья. По словам Нокина, в зоне риска - Акмолинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Мангистауская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области, власти которых еще не предоставили проектно-сметную документацию.
- Вы разбирались, почему документы не представили, хотя прошло уже 4 месяца? Мы же об этом весь 2012 год говорили! - бросил раздосадованный премьер.
Серик Ныгметович пригрозил акимам, что они будут лично отвечать перед населением за то, что у них нет кредитного и арендного жилья. И про Нокина премьер-министр не забыл:
- Но вы также будете отвечать, имейте в виду! Вы администратор этой программы. Чисто констатировать на заседании правительства - это не вопрос. Есть конкретная работа, которую надо контролировать!
Глава правительства поручил направить средства в те регионы, где “все успешно осваивается, где ведется подготовка, готовится база”.
Кроме того, Серик Ахметов поручил Серику Нокину и председателю правления АО “Казахстанская жилищно-строительная корпорация” Кайрату АЙТЕКЕНОВУ внести предложения по снижению стоимости строительства домов по программе “Доступное жилье-2020”.
- Мы остановились на цене прошлых лет, а инфляция в любом случае вносит свои коррективы. АРЕМ и АЗК (антимонопольные ведомства. - Л. Б.) надо внимательно следить, на каком основании за один месяц на 10-12 тысяч тенге растет цена на металл и на 5-6 тысяч тенге - на цемент? Почему АРЕМ и АЗК начиная с марта не мониторят этот вопрос?! - возмутился Ахметов.
На заседании кабмина министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ (на снимке) представил проект поправок в республиканский бюджет на 2013 год. Так, его доходы уменьшены на 226,1 млрд. тенге и определены в сумме 3 трлн. 588, 2 млрд. тенге. Как пояснил Досаев, уменьшение доходов ожидается по налоговым поступлениям, в том числе по корпоративному подоходному налогу, в связи со снижением темпа роста в нефтегазовом секторе и в результате снижения мировых цен на металлы и твердые полезные ископаемые. В связи с этим правительство предусматривает и сокращение расходов бюджета - на 121,3 млрд. тенге, которые теперь планируются в сумме 6 трлн. 099 млрд. тенге.
При этом правительству пришлось увеличить на 85,4 млрд. тенге дефицит республиканского бюджета, и теперь, согласно расчетам, он должен составить 870,6 млрд. тенге, или 2,5% к ВВП.
Как сообщил корреспонденту “Времени” Ерболат Досаев, такое существенное сокращение бюджета произошло в Казахстане впервые за последние 9 лет.
- Сокращение (бюджетных показателей. - Л. Б.) связано также с тем, что снизился номинальный объем ВВП в прошлом году и, как предполагается, снизится в этом году. В общем, почти на 400 миллиардов тенге сократили параметры бюджета. Мы не видим тенденции, что ситуация улучшится, поэтому идем на уточнение бюджета, - констатировал Досаев.
Лэйла БАСАРОВА, Астана
Комментарии в тему
Что означает столь масштабное “похудение” казны? На этот вопрос газете “Время” отвечают эксперты.
Валентин МАКАЛКИН, экономист:
- Уменьшение доходной части бюджета - показатель того, что в стране продолжается системный кризис экономики. Прошло пять лет с тех пор, как Казахстан накрыла волна мирового кризиса. И правительство не сделало никаких выводов. Мы по-прежнему зарабатываем исключительно на продаже энергоресурсов и металлов, а наша экономика повязана с курсом американского доллара. Цены на экспортируемую продукцию пока достаточно приличные, поэтому уверенно держимся на плаву. Кое-что дает экспорт пшеницы, но этот фактор напрямую зависит от урожайности. При этом мы практически ничего не производим для внутреннего рынка, и нам приходится за нефтедоллары покупать и продукты питания, и товары народного потребления. Правительство за эти годы не смогло разработать хоть какие-то меры, чтобы снизить зависимость хотя бы от импорта продуктов питания. Ничего не делается и с безработицей: четверть экономически активного населения не имеет постоянного заработка. Я эту цифру могу обосновать хоть министру финансов, хоть главе Нацбанка. Когда люди не работают, то налоги платить не могут. И если мы будем и дальше жить исключительно за счет продажи природных ископаемых, кризис будет только усиливаться.
Серик ОСПАНОВ, депутат мажилиса:
- Уменьшение доходной части бюджета связано со снижением мировых цен на металлы. Этот процесс тянется уже давно, носит временный характер, и правительством он отслеживается постоянно. Поэтому и принимаются своевременные меры. В течение последних пяти лет мы постоянно корректируем бюджет, и это нормальный рабочий момент, показывающий, что мы не витаем в облаках, а трезво планируем свои доходы и расходы. И на моей памяти это не первый случай, когда доходная часть сокращается на столь значительные суммы. В данном случае речь идет о снижении прогноза по налоговым поступлениям. Но это не смертельно, не опасно. Говорить о каком-то коллапсе не стоит. У правительства, насколько я знаю, было несколько вариантов развития событий, и представленная корректировка бюджета выглядит вполне разумно. Нужно жить по средствам. Хотя, безусловно, потерять полтора миллиарда долларов прибыли весьма болезненно. Мы могли бы направить эти средства, например, на ремонт дорог. Каждый год выделяются большие суммы на эту статью расходов, но их все равно не хватает. Если в крупных городах дороги поддерживают в нормальном состоянии, то в глубинке, селах и районах ситуация гораздо хуже.