8546

Громкое судебное разбирательство по делу предпринимателя Александра СУТЯГИНСКОГО (на верхнем снимке) завершено. Российский бизнесмен, заплативший за убийство своего казахстанского компаньона Михаила ГАРКУШКИНА (на правом снимке) 120 тысяч долларов, осужден на 12 лет лишения свободы.

В начале октября прошлого года официальный представитель МВД обнародовал шокирующую новость: в Алматы арестован генеральный директор ТОО “Силициум Казахстан” Александр Сутягинский, также известный как идейный вдохновитель и совладелец завода “Биохим”. Родной брат бывшего депутата Госдумы России Михаила СУТЯГИНСКОГО был обвинен в покушении на убийство. Разумеется, поначалу многие не поверили, что известный предприниматель мог прибегнуть к крайним мерам, чтобы решить свои финансовые проблемы. Однако о готовившемся покушении в интервью нашему изданию рассказал сам Михаил Гаркушкин, едва не ставший жертвой заказного убийства (см. “Восставший из ада”, “Время” от 18.10.2012 г.).
Уже в ходе судебного разбирательства выяснилось, что Александр Сутягинский попросил своего личного охранника Олега АНДРИЕВСКОГО найти людей, способных убить и спрятать тело Гаркушкина, а также сжечь его автомобиль. Верный помощник бизнесмена, много лет прослуживший ему верой и правдой, не захотел брать грех на душу и написал заявление в Южный РУБОП. Там его снабдили необходимой аппаратурой, и он смог записать на видео две встречи со своим боссом. Сначала Сутягинский передал Андриевскому 70 тысяч долларов в качестве задатка, а затем, после того как тот объявил о завершении “операции”, еще 50 тысяч. Чуть более 4 тысяч долларов Андриевский выпросил на то, чтобы решить вопрос с автомобилем жертвы. Интересно, что обе видеозаписи позже появились на YouTube, и все желающие смогли собственными глазами увидеть, как бизнесмен откровенно радуется новости о том, что его партнера больше нет в живых (см. “Голый пистолет”, “Время” от 31.1.2013 г.).
С самого начала было ясно, что судебный процесс по столь громкому обвинению не будет простым. Тем более что защите гендиректора “Силициума” удалось добиться отвода судьи Касыма КАЛМАГАНБЕТОВА, чье место председательствующего занял Ерторгын САДВАКАСОВ (на левом снимке). При этом интрига процесса заключалась в том, как именно адвокаты подсудимого будут доказывать невиновность своего клиента.

Поначалу большое значение придавалось экспертизе видео­записей. Первая из них, проведенная экспертом Натальей ГОТОВКО, показала: никаких вмешательств извне в запись разговора двух мужчин внесено не было. То есть никто не пытался перемонтировать беседу Сутягинского и Андриевского, во время которой они обсуждали не только убийство, но и другие дела, касающиеся бизнеса. Однако адвокаты подсудимого настояли на проведении повторной экспертизы - на этот раз компьютерной - на предмет корректировки файлов. Эксперт Готовко предупредила: в Казахстане нет разработанной методики, позволяющей дать исчерпывающие ответы на вопросы защиты. Впоследствии ее слова подтвердили коллеги.
Странным было и поведение самого подсудимого. Он отказался от дачи показаний во время следствия, молчал и в зале суда, не захотел записать образцы своего голоса для экспертизы. Услышали его лишь в самом конце процесса, когда он все-таки поведал свою версию произошедшего. По словам Сутягинского, его подставил охранник Андриевский, пожелавший завладеть его имуществом. Якобы он уже воспользовался доверенностью своего начальника и снял с учета принадлежавший тому автомобиль БМВ. Выглядел рассказ не очень убедительно... Александр Александрович также заявил, что никаких претензий к Михаилу Гаркушкину не имеет - он, мол, тоже в некотором роде жертва Андриевского.
И во время прений сторон защита Сутягинского не нашла каких-либо веских аргументов, позволявших доказать его невиновность. Основная часть выступления адвоката Галины НЕМИРОВСКОЙ была посвящена второстепенным деталям: разное количество дисков с видеозаписями; в уставе общего предприятия двух бизнесменов записано, что Гаркушкин подчиняется Сутягинскому, поэтому, дескать, ему нет причин от него избавляться, и в таком же духе.
Тем временем государственный обвинитель Динмухаммед ШУЙКЕБАЕВ выложил на стол еще один козырь: деньги, которыми подсудимый расплачивался за “убийство”, были в упаковке одного из омских банков, а выдали их в период с 3 по 5 октября. Именно в это время в Омскую область выезжал Александр Сутягинский, что подтвердила и пограничная служба Казахстана.
Но даже с таким набором не­опровержимых доказательств до последнего сохранялась интрига, какое же решение примет судья Садвакасов. Приговор был оглашен во второй половине дня минувшего четверга: Сутягинский признан виновным по всем статьям обвинения. В качестве наказания ему отмерено 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией всего личного имущества.
- Решение судьи считаю закономерным и логичным, - заявил газете “Время” после оглашения приговора Михаил Гаркушкин. - Опытные адвокаты говорили, что именно на такой срок Сутягинский и будет осужден. Но тут главное не количество лет, а то, что он признан виновным! Я слышал, что в Караганде на предприятии Сутягинского с утра (четверга, 28 марта. - М.К.) объявили, что шефа оправдают, там люди готовились праздновать это событие.

- Пытался ли подсудимый пойти на примирение сторон, что смягчило бы наказание?
- Нет, ко мне с таким предложением никто не обращался.

Точку в этом деле ставить рано - наверняка адвокаты Сутягинского будут подавать апелляцию и постараются хотя бы уменьшить срок. Кстати, с самого начала судебного процесса в кулуарах сложилось мнение, что известный предприниматель изначально выбрал ошибочную линию защиты. В первую очередь, полагают наблюдатели, подсудимому нужно было признать свою вину и покаяться: мол, черт попутал, с кем не бывает, а затем заключить мир с Гаркушкиным. В этом случае с учетом положительных характеристик, государственных наград и отсутствия судимостей, глядишь, и срок оказался бы значительно меньшим, да и выход по УДО практически гарантирован. Но Александр Сутягинский остался верен себе .

Михаил КОЗАЧКОВ, mikhail.kozachkov@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

А тем временем

Цепная реакция

Вчера утром в Караганде состоялось собрание работников ТОО “Силициум Казахстан”. В последнее время предприятие испытывает трудности. По словам рабочих, руководство ссылается на финансовый кризис. Из-за недостатка инвестиций работа печей сейчас едва поддерживается. Между тем требуются миллионные затраты на ремонт оборудования. Возникли проблемы с выплатой зарплаты. Рабочим объявили, что в скором времени возможно сокращение 80 процентов сотрудников предприятия. Официально никто не подтверждает, что сложная ситуация возникла после обвинения главы компании Александра СУТЯГИНСКОГО в заказном убийстве. Но в приватных разговорах работники говорят, что проблемы начались именно после его ареста.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть