5309

Ерлан БАЙЖАНОВ, гендиректор холдинга “Нур Медиа”: Больше плюрализма!

Журналистская тусовка продолжает обсуждать выступление госсекретаря Марата ТАЖИНА на недавней встрече с медиаактивом (см. “Хватит бросать деньги в топку!”, “Время” от 23.2.2013 г.). Большинство комментаторов - независимо от их политических пристрастий - сошлись во мнении, что прозвучавшие тезисы правомерны, однако возможность их реализации в наших условиях вызывает немало вопросов. В том числе у тех, кто привык не сомневаться и брать под козырек. Что говорят о выступлении Марата Тажина топ-менеджеры СМИ? Каким им видится дальнейшее функционирование и развитие медиасферы в Казахстане? На вопросы газеты “Время” отвечает генеральный директор холдинга “Нур Медиа” Ерлан БАЙЖАНОВ (на снимке).

- В выступлении госсекретаря было много критики в адрес государственных телеканалов и казахстанских СМИ в целом. Насколько она оправданна, по вашему мнению?
- Оправданна сполна. Слишком много стало пропаганды в ущерб функции информирования общества, в ущерб аналитике, в ущерб принципу проблемности журналистики. Из провластных СМИ почти исчезли острые публикации, дискуссии по важнейшим вопросам. При этом госсекретарь подчеркнул, что критика касается не только руководителей государственных СМИ (тем более что там много отличных профессионалов), но и тех, кто формулирует для них установки.
Сделан принципиальный вывод о необходимости модернизации медийного пространства, пересмотра подходов к управлению информационным процессом. Это прагматичное решение, трезвый государственный подход. Марат Тажин хорошо понимает, что от прежней информационной политики государству, власти никакой пользы нет. Она не способствует росту доверия к ним населения. По сути, это страусиная, пораженческая политика, позиция, легко позволяющая информационным противникам хозяйничать на медийном поле. Такая политика не может ничего противопоставить накоплению деструктивного популизма, возрастанию рисков социально-политической дестабилизации.
В результате она оборачивается пустой тратой значительных финансовых вложений в систему государственных медиа.

- Было заявлено, что следует пересмотреть систему госзаказа. По-вашему, каким образом это нужно сделать?
- Сейчас госзаказ не содержит критериев качества информационной деятельности. Я считаю, что нужно вводить систему государственных грантов, в которых прописывается тематика информационных продуктов и исполнение которых оценивается по профессиональным признакам с применением обновленной системы медиаизмерений. Кстати, в реформе нуждается в целом законодательство в сфере закупок продуктов интеллектуального труда: оно не улавливает разницы между производством идей и производством, скажем, кирпичей.

- А СМИ холдинга “Нур Медиа” получают госзаказ?
- Телеканал “Астана” не участвует в конкурсах Министерства культуры и информации. Что касается газет, то они вынуждены это делать, чтобы поправить свое финансовое положение. Однако у наших главных редакторов созрело убеждение: при существующих расценках госзаказ из инструмента поддержки превращается в препятствие на пути развития изданий. Его расценки в 2,5 раза ниже себестоимости, не оправдывают производственных затрат. В прошлом году договоры с министерством были подписаны во второй половине года, и газетам пришлось осенью отводить под исполнение госзаказа непомерно большие площади, ломая свою редакционную политику. В 2012 году в газетах “Литер” и “Айқын” объем госзаказа составил 1,1 млн. кв. см.
Мы всецело солидарны с министром Мухтаром КУЛ-МУХАММЕДОМ, который ставит перед правительством вопрос об изменении расценок. Но если вопрос не будет решен оперативно, то, скорее всего, газеты холдинга предпочтут получить минимальные объемы государственного заказа либо вовсе отказаться от его исполнения.

- Не прекращаются споры о том, когда закончится газетная эпоха. Медийная отрасль претерпевает серьезные изменения, связанные с развитием технологий. Насколько готовы к ним СМИ, входящие в вашу группу?
- Интеграция в интернет-среду и рост конкуренции однозначно влекут корректировку профессио­нальных навыков журналистов. Поэтому первое, что мы сделали в “Нур Медиа”, - это создали единую IT-платформу для всех СМИ холдинга. Сейчас все наши журналисты осваивают новые внутриредакционные процессы, работая в личных кабинетах внутреннего портала. У них в режиме онлайн появляется доступ ко всем информационным продуктам, создаваемым в рамках холдинга.
Следующий этап - модернизация сайтов печатных изданий. Центр тяжести должен переноситься на онлайн-версию газет. После этого мы планируем подойти к созданию мультимедийной интегрированной модели управления контентом на базе ньюс-рум.
Новым шагом станет создание нового интернет-ресурса, который будет заполняться как продукцией всех наших изданий, так и оригинальным контентом. Таким образом, от формата управляющей компании “Нур Медиа” переходит к модели информационного холдинга, эффективно использующего новые технологии и конкурентоспособного на медийном рынке. Этого от нас требуют интересы партии “Нур Отан”, чьим информационным ресурсом мы являемся.

- Ходят разговоры о закрытии газеты “Известия-Казахстан”…
- Они небеспочвенны. В прошлом году российская сторона по своей инициативе вышла из состава участников ТОО “Известия-Казахстан”. Россияне объяснили это стратегией по избавлению от неприбыльных активов. Газета пока издается, поскольку мы договорились с российской стороной временно продлить соглашение о предоставлении контента. Мы сейчас изучаем, можно ли основать на базе действующей редакции новое конкурентоспособное издание. Принимать решение по этому вопросу прерогатива владельца газеты - компании “КазМунайГаз”. Сейчас главный вопрос для нас - как быть с журналистским коллективом.
По нашему мнению, продолжать выпуск газеты в ее нынешнем виде нет большого смысла. У газеты низкий тираж. Хотя в последнее время нам удалось улучшить показатели, все равно затраты несопоставимы с реальным политическим и аудиторным весом газеты. Причем у газеты не просматривается какой-либо перспективы долгосрочного развития. Основная причина - невостребованность российского контента газеты у казахстанской аудитории. Для того, кто интересуется российской тематикой, к услугам российские телеканалы и многочисленные интернет-сайты.
К слову, на Украине несколько иная ситуация с кризисом “Известий”. По моим сведениям, там частный акционер перестал финансировать газету из собственных соображений. Газета выставлена на продажу, но покупателей не находится. Хотя, судя по тиражу в 80 тысяч экземпляров, газета популярная.

- Вы согласились с тем, что в последнее время отчетливо проявляется тенденция к ретушированию действительности, особенно в государственных медиа. Как вы лично к этому относитесь?
- В свое время я работал пресс-секретарем президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА и хорошо знаю, какое значение он придает точной, осмысленной, эффективной работе журналистов. Его всегда раздражало, когда глубокое осмысление проблем подменялось маловразумительной пропагандой.
Мое личное мнение: это путь в никуда, он ведет к деградации СМИ. Посмотрите рейтинг телеканалов: чем правдивее новости, тем он выше. Чем больше плюрализма, тем больше аудитория. В наш информационный век тайн не скроешь, информация об истинном положении дел всегда пробьет себе дорогу.

Сергей АЗАРОВ, фото из личного архива Ерлана БАЙЖАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть