5501

Марат Тажин - государственным СМИ: Хватит бросать деньги в топку!

Вчера государственный секретарь Казах­стана Марат ТАЖИН (на снимке) на совещании с руководителями отечественных СМИ жестко раскритиковал работу государственных телерадиокомпаний, прессы и интернет-изданий. В частности, он заявил: “Совокупная зрительская и читательская аудитория государственных СМИ явно недостаточна для решения сегодняшних задач”. По его словам, сложившаяся ситуация в медиапространстве Казахстана “просто недопустима”. Ведущие государственные телеканалы в течение нескольких лет должны стать безусловными лидерами в рейтингах.

Кроме того, госсекретарь поставил перед государственными СМИ ряд, прямо скажем, революционных задач.
- Каждое время требует своего понятийного аппарата. Особенно это важно для информационной работы, и мы должны поставить перед собой задачу в соответствии с посланием президента “Стратегия-2050” - дать информационному сообществу новый политический словарь. То есть по существу надо менять словарь, язык, тезаурус, сленг общения. Есть такое понятие в английском языке “ренейминг”, то есть процедура переименования многих концептов, исходя из того как они интерпретируются в современном мире. Не так, как нам в институте 30-40 лет назад вбивали, а так, как в сегодняшнем мире эти термины используются, - сказал М. Тажин.
По его мнению, Казахстану сегодня необходима отдельная подпрограмма развития национального радиовещания.
- Особое направление работы - повышение конкурентоспособности национального радиовещания. Сейчас, к сожалению, радио находится на периферии нашего внимания. Развиваются только развлекательные FM-форматы, но практически нет радио с серьезной, аналитической, дискуссионной составляющей. Очевидно, что нам нужна отдельная подпрограмма развития национального радиовещания, - убежден госсекретарь.

По его словам, как ни парадоксально, но опыт показал, что в условиях урбанизации и растущих “пробок”, фактор радио становится фактором, вполне реально влияющим на общественное мнение. Не случайно, например, в Москве возник целый ряд радиостанций, которые по рейтингу обогнали все другие и стоят на втором месте после телевидения и делят его с Интернетом. “Минкультуры следует взять эти поручения на контроль”, - отметил М. Тажин.
Госсекретарь дал поручение в двухмесячный срок подготовить базу данных наиболее популярных частных аналитиков, блогеров, модераторов соцсетей, пользующихся авторитетом среди казахстанской аудитории.
- Нужно создать единую базу данных всех государственных организаций, занимающихся разработкой общественно-политической продукции на постоянной основе, а также базы данных наиболее популярных в Казахстане и за рубежом частных аналитиков, блогеров, модераторов социальных сетей, пользующихся авторитетом у аудитории. Эту задачу надо решить в течение двух месяцев. Базы данных у нас должны быть, и ориентировочно в апреле-мае надо начинать работу по этому блоку. Надо же двигаться... Что, так сложно создать эти базы данных? Я их затребовал, но ни у одного государственного подразделения их сейчас нет. Это неправильно в принципе, - заявил он.

Более того, он считает, что необходимо разработать долгосрочные проекты по системному развитию отечественного медийного интернет-сегмента.
- Наполнение Интернета современным национальным контентом, за счет этого обеспечение сильных позиций в системе digital, - это задача, которую может реализовать только Казахстан. Никто другой заниматься этим не будет, а мы, к сожалению, занимаемся этим пока пассивно, - отметил госсекретарь.
Для решения этой задачи, по его словам, необходимо развернуть работу по трем направлениям. Во-первых, это резкое улучшение качества и контента в казахской доменной зоне KZ.
- Необходимо синхронизировать процесс контентного наполнения зоны KZ, ее технологической модернизации согласно программе “Информационный Казах­стан-2020”, - пояснил М. Тажин.
Во-вторых, подчеркнул он, необходимо уделить особое внимание социальным сетям и блогам. Кроме того, ставится задача перед рентабельными СМИ качественно наращивать свой контент в Интернете.
- Необходимо выстроить целенаправленную работу по поддержке казахскоязычного сегмента Интернета и тесно сотрудничать со всеми общественными организациями - владельцами сайтов, - заявил г-н Тажин.
В-третьих, по его словам, необходимо создавать условия для развития массмедиа нового поколения - интернет-телевидение и интернет-радио.
Не обошел стороной госсекретарь и тему экстремизма.
- Нам надо предметно изучить методы работы, арсенал идей экстремистских направлений и выработать идеологическое противоядие экстремизму. На совещании с силовиками в другом качестве я говорил о том, что они имеют дело только с верхушкой айсберга. Они имеют дело только с людьми, готовящими непосредственный теракт, а с людьми, которые находятся в зоне их поля экстремистской идеологии, должны работать СМИ, Минобразования и весь соответствующий куст социальных министерств, - заявил он.

Для более эффективной борьбы с экстремизмом Марат Тажин поручил организовать “горячую линию” для сообщений граждан о действиях экстремистских организаций, а также подготовить цикл передач и публикаций об экстремистских религиозных организациях, действующих на территории нашей республики.
- О том, какие деструктивные культы осуществляют свою деятельность на территории Казахстана, какие приемы они используют для вербовки, по каким особенностям их можно распознать, - пояснил М. Тажин.

Что касается кадровой политики в государственных массмедиа, то, по мнению госсекретаря, следует срочно разработать и внедрить систему подготовки журналистов следующего поколения и курсы переподготовки представителей региональных СМИ на базе Казмедиацентра.
- Интернет выдвигает совершенно новые профессиональные требования к журналистам. Поэтому министерствам образования и науки, культуры и информации, соответствующим подразделениям администрации нужно выработать комплекс мер по повышению кадрового потенциала отрасли масс­медиа”, - заявил Марат Тажин.
В этой связи он дал поручение совместно с медиаассоциациями разработать план подготовки и переподготовки специалистов информационной отрасли, “учитывающий даже не столько сегодняшние, сколько перспективные потребности медиарынка”.
- Я предлагаю в этой связи рассмотреть возможность организации на базе Казмедиацентра специального обучения и тренингов для региональных журналистов, - сказал М. Тажин.

Госсекретарь обрушился с критикой на те газеты и телеканалы, которые на средства государственного информационного заказа “штампуют” продукцию с нулевыми рейтингами.
- Вот у меня есть анализ: сотни, тысячи материалов выпущены, но ни один из них не остался в сознании населения. На кого мы работаем?! У нас главный критерий и потребитель - это население и степень информационного воздействия. А мы чем занимаемся? Я думаю, что вопросы практики контроля за исполнением информационного заказа - это прямая функция Минкультуры и информации, которому необходимо выработать новый критерий качества выполнения, который не будет допускать сбоев, - добавил М. Тажин.
А отдельные общенациональные электронные и печатные СМИ, по его словам, вообще превратились в лавочку “для личных друзей и приятелей”.
- Кстати, это касается и региональных СМИ. Мухтар Абрарович (КУЛ-МУХАММЕД, министр культуры и информации. - Ред.), просьба детально проанализировать, чем занимается региональное тв, кто занимается их контентом, - сказал он, обращаясь к главе профильного ведомства. - Это должен быть большой серьезный разговор. В целом надо разобраться со всем этим и вместе с Министерством культуры и информации пересмотреть политику по формированию государственного информационного заказа и, самое главное, практику содержательного контроля за его исполнением.

Кроме того, Марат Тажин потребовал от Министерства культуры и информации, руководителей государственных СМИ лучше выполнять госзаказ, создавая интересную, смотрибельную и читабельную продукцию вместо никому не нужного информационного мусора.
- Государственные СМИ должны выполнять пропагандистскую функцию, это безусловная аксиома и требование, но подменять реальную работу вот этим поверхностным пропагандистским “ура-ура!” надо прекращать! Иначе никакого индекса доверия, никакой читабельности не будет. Давайте уже остановим этот процесс! Дошло до того, что у нас в рамках госзаказа на некоторых каналах выпускаются передачи с нулевыми рейтингами. Вы все их знаете, поскольку рейтинги находятся в открытом доступе. Когда мы видим на некоторых государственных телеканалах передачи с нулевыми рейтингами, я считаю, что это крайне расточительное отношение к деньгам налогоплательщиков, которые попросту выбрасываются в топку, - заявил он.

По сообщениям “Казинформа”, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть