Лечить нельзя откладывать
Нужно ли сейчас откладывать внедрение системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС)?
За последнюю неделю нерадостные новости для сторонников скорейшего внедрения ОСМС, полноценная работа которого должна была начаться уже 1 января 2018 года, появлялись дважды: в минувшую пятницу министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ встретился с председателем президиума НПП “Атамекен” Тимуром КУЛИБАЕВЫМ. Стороны сошлись на том, что реформа нуждается в доработках, и договорились “прийти к согласованному варианту изменений, которые будут внесены в правительство”. Между прочим сообщалось, что “Атамекен” ранее обращался к правительству с предложением отложить введение ОСМС до 2020 года.
А в понедельник на совместном заседании двух палат парламента о недоработках медстрахования высказался президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ: “...Страхование в медицине - это прогрессивное направление… Но давайте не спотыкаться опять... Давайте разбираться. И когда разберемся, примем совместное решение с вами, с парламентом вместе...”
Значит ли это, что внедрение ОСМС действительно могут отложить, как того добивались представители бизнес-сообщества? На эту тему мы поговорили с экспертом в сфере здравоохранения Али НУРГОЖАЕВЫМ (на снимке). Будучи руководителем центра экономических исследований Республиканского центра развития здравоохранения, он участвовал в разработке реформы с 2014 по 2016 год.
- Получается, что и вам казахстанцы могут предъявить претензии по поводу недоработанной модели ОСМС? - пытаясь пошутить, начала я наш разговор.
- Модель реформы 2014 года, над которой мы работали, была более последовательной, чем предлагаемая сейчас: в ней был предусмотрен переходный период. На тот момент предполагалось, что финансирование медпомощи, а соответственно, и объем медуслуг, будет передаваться в фонд социального медицинского страхования (ФСМС) постепенно. Сначала на уровне 200-300 миллиардов тенге, потом эта сумма увеличится, и только к 2025 году фонд должен был начать полностью оплачивать пакет медпомощи. А сейчас триллион тенге единовременно передается в ФСМС. Это вызывает недовольство общественности. Однако проблема не в выводе финансирования из бюджета в Фонд страхования - это явление, как сказал президент, скорее прогрессивное, а в том, что фонд, сразу принявший столь объемные обязательства, будет неповоротливым.
- Что это значит? Не сможет оперативно реагировать на потребности населения? Или станет легкой добычей для коррупционеров?
- Думаю, всем ясно, что коррупция возможна при любой модели, независимо от количества и формы собственности фондов. Это тема, скорее, для тех, кто пытается играть на публику. Я говорю о другом: основные задачи фонда, на которых следует сосредоточиться, - сбор средств и организация стратегического закупа медуслуг. Если в ФСМС будут консолидированы все средства сразу, ему придется реагировать на текущие усовершенствования системы, изменения в организации медпомощи, улучшение механизмов оплаты. Фронт работ молодой организации будет слишком широким, и фокус размоется. Часть этих вопросов была в компетенции комитета оплаты медуслуг, Минздрава или местных исполнительных органов. Сейчас множество функций слили в одну организацию, в итоге ее управляемость снизилась.
В изначальном проекте реформы был еще один важный момент: она не затрагивала группу населения, вокруг которой сейчас возникает столько вопросов, - неформально самозанятых. Каких-либо ограничений в объеме получения медпомощи для этой категории населения в ближайшей перспективе не предусматривалось. Сейчас же речь идет о том, что начиная с 2018 года те самозанятые, которые не будут делать взносы, не смогут получать плановую стационарную помощь. А это разрушает превентивный принцип здравоохранения, которое должно предупреждать болезнь.
- Но ведь в Минздраве считают, что все предусмотрели. Самозанятым дают возможность заплатить взносы задним числом: сделал это - приходи и лечись себе спокойно. К тому же они по-прежнему смогут ходить в поликлиники и бесплатно получать лекарства. Красота! Но я тем не менее уверена, что именно эта группа населения станет миной замедленного действия для медстрахования. Это же два с половиной миллиона человек, у которых могут возникнуть проблемы с получением медуслуг!
- Да, и уже сегодня предпринимаются попытки сгладить некоторые моменты. Возможность оплатить взносы задним числом, о которой вы говорите, была внесена с изменениями в закон недавно. Однако переходный период все еще слишком резок - проблемная группа населения сразу же ограничивается в получении медуслуг.
- Ну а что же с ними делать? Продолжать нянчиться? Наде-яться на их добрую волю и сознательность?
- Выделение неформально самозанятых в отдельную группу населения - это попытка вывести их из тени и заставить платить налоги. Но задача здравоохранения - заботиться о здоровье людей, а не обслуживать проблемы учета налогоплательщиков и недиверсифицированной экономики, в которой не создано достаточно рабочих мест. Вопросами официального трудоустройства и налогообложения должны заниматься профильные министерства и ведомства.
- Но если самозанятые не будут платить взносы на ОСМС, то возмутятся другие группы населения - наемные работники, предприниматели...
- На самом деле наемные работники и работодатели и сейчас платят за самозанятых, ведь здравоохранение финансируется государством, бюджет которого формируется в основном за счет налоговых поступлений. Поэтому я не вижу смысла говорить о солидарной ответственности гражданина и государства как о специфической черте ОСМС: реформа медстрахования просто делает налог на здравоохранение адресным. Впрочем, в свете последних новостей ситуация становится труднопрогнозируемой, и, возможно, неформально самозанятым дадут небольшую передышку.
- Чего еще можно ожидать в связи с событиями последней недели?
- Как я уже говорил, сейчас прогнозировать развитие событий трудно, но, возможно, фонд станет оператором, финансирующим гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) за счет бюджета, а сбор средств с населения и работодателей будет ограничен.
- Но ведь в фонд уже поступило почти 5,5 миллиарда тенге. Как же эти отчисления?
- Скорее всего, будет произведен возврат. Этот технический вопрос не так важен, как сама опасность переноса сроков введения ОСМС. Проблемы, которые я озвучил выше, можно и нужно решить в течение оставшегося периода до 2018 года, без сдвига сроков. Сам факт очередного откладывания реформы окончательно ее дискредитирует и создаст благоприятную почву для продвижения другой модели ОСМС - на основе множества частных фондов, страховых компаний, как это было на одном из этапов пенсионной реформы. А такая модель не соответствует реалиям казахстанской экономики, ситуации в здравоохранении и социальным обязательствам государства.
Для каждой ситуации есть свой инструмент. Сегодня Казахстан тратит совокупно на здравоохранение всего 3,6 процента ВВП. Это один из самых низких показателей в мире, мы соседствуем в этом рейтинге с Ганой. На фактор недофинансированности здравоохранения накладывается кризис в экономике и территориально-демографическая специфика нашей страны - огромные расстояния между населенными пунктами, которые влияют на доступность медпомощи. При таком положении дел необходимо скоординированно проводить единую политику и централизованно управлять средствами. Во время шторма капитан не рассуждает о поощрении здоровой конкуренции между матросами, их мотивации и перспективах плавания, а спасает корабль.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Али НУРГОЖАЕВА, Алматы
Вместо послесловия
Похоже, что вопрос с переносом сроков внедрения обязательного медстрахования уже решен. Властям осталось определиться только с тем, на сколько лет растянется период “страхового” безвременья в стране, в которой ОСМС как бы будет, но в то же время как бы нет.
Честно говоря, меньше всего ожидала, что события начнут развиваться именно по такому сценарию. Да чего уж, не надеялись на это даже самые ярые критики этой системы: они откровенно говорили, что правительство, разработавшее закон об обязательном социальном медстраховании, вряд ли пойдет против собственного решения - не в их это правилах. Но потом появились слухи о том, что дату внедрения системы могут отложить с 1 января 2018 года на более поздний срок. Именно поэтому я и взяла интервью, комментарий к которому вы сейчас читаете.
Разговаривали мы с Али Нургожаевым в прошлый четверг, 31 августа, а уже на следующий день СМИ растиражировали новость о необходимости доработки ОСМС.
Это, конечно, всего лишь совпадение, но симптоматическое, еще раз доказывающее, что разговоры об отсрочке внедрения реформы были небезосновательными.
И вот во вторник министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ подтвердил: сроки введения ОСМС могут сдвинуться на год или два.
Все, точка? Скорее вопросительный знак. Ведь пока непонятно, что это значит для нас с вами, простых граждан. Ничего не изменится? Не факт. Ведь Биртанов заявил, что Минздрав предлагает продолжить собирать взносы с работодателей.
Вот такой неожиданно инновационный ход: взносы в фонд поступают, накапливаются, но за медуслуги он не платит - тут все по-старому. А за это время чиновники решают все проблемы, связанные с ОСМС.
Простите, а можно было принять это решение чуть-чуть раньше, хотя бы до 1 июля, после которого в фонд начали поступать отчисления? Ведь сразу же было понятно, что недоработок предостаточно. Происходящее вызывает, мягко говоря, недоумение: от реформы и так большинство было не в восторге, а после таких метаний...