“Шприц-криг” без победителей
К чему приведет законодательно прописанная норма об обязательной вакцинации детей
В правительстве в очередной раз заговорили о том, чтобы сделать вакцинацию обязательной: на брифинге в Астане министр по делам религий и гражданского общества Нурлан ЕРМЕКБАЕВ заявил, что этот вопрос обсуждается на законодательном уровне. Сейчас родитель сам вправе выбирать, хочет он делать своему ребенку прививки или нет. Главный аргумент в пользу принудиловки - растущее количество отказов от вакцинации.
- Сейчас не хотят делать прививки своим детям представители того поколения молодых людей, которых не коснулся рост заболеваемости, вызванной недостаточной вакцинацией, - говорит руководитель управления эпидемиологического надзора комитета охраны общественного здоровья Минздрава Роза КОЖАПОВА (на снимке). - Они просто не представляют, какими могут быть последствия, ведь раньше прививали всех. И именно поэтому сейчас практически не регистрируют те инфекции, от которых делают прививки.
Но не всегда ситуация была такой. В первые годы независимости у Казахстана, так же как и у других постсоветских стран, были проблемы с обеспечением вакцинами - на них не хватало денег. Буквально за три года накопилась такая неиммунная прослойка (количество невакцинированных людей. - О. А.), что в 1994-1995 годах в стране произошла вспышка дифтерии: было зафиксировано 1590 случаев этого заболевания, 160 человек умерли. Резко - до 500 человек - возросло количество заболевших коклюшем. Это очень много! Тогда помогла Япония - она выделила Казахстану деньги на приобретение вакцины, и мы смогли стабилизировать ситуацию. С тех пор в нашей стране не было зарегистрировано ни одно случая дифтерии, коклюша - единичные. Но люди этого не понимают.
Да, вакцинация - это защита, но чтобы барьер от инфекций сработал на сто процентов, количество возбудителей инфекции вокруг должно быть максимально снижено. Если привитый человек находится среди тех, кто вакцину не получал, он все равно может заболеть. Чем больше таких людей, тем опаснее для всех.
- Врачи постоянно говорят о том, что количество отказов от вакцины растет. Но так ли все страшно?
- Вы знаете, за последние пять лет количество тех, кто не делает прививки своим детям, возросло в три раза. Мы просим всех этих людей заполнить анкету - хотим понять причины, из-за которых они так поступают. И вот результаты: шесть процентов не доверяют вакцинам, столько же не делают прививки из-за негативной информации в СМИ, 43 процента - из-за религиозных взглядов и 45 процентов - из-за личных убеждений (в данном случае респонденты предпочитают не уточнять, почему они так настроены).
Те, кто отказывается по религиозным причинам, принадлежат к различным нетрадиционным течениям. Вот почему этим вопросом занялось Министерство по делам религий, сейчас мы тесно с ними взаимодействуем. В мечетях идут разъяснения: имамы говорят о том, что ни одна религия не запрещает прививки. Но тем не менее ситуация в лучшую сторону не меняется. В этом году количество отказников может достигнуть 9500-10000.
- 10 000 - это много или мало для того, чтобы повлиять на эпидситуацию в стране?
- Это много! 9685 человек отказались в прошлом году - их дети остались непривитыми, около девяти тысяч - в позапрошлом, примерно столько же пойдут по этому пути в этом году. И речь каждый раз идет о других детях - ведь вакцинируют их по возрасту. То есть постепенно накапливается число людей, которые не получают вакцинацию. Сейчас таких порядка 20-25 тысяч человек, и эта цифра образовалась именно за последние пять лет.
- Чем это опасно?
- Во-первых, это угроза для самих детей. Из-за убеждений (или предубеждений) родителей они оказались незащищенными. Во-вторых, это опасно и для уже привитых. Например, такое заболевание, как паротит, в первую очередь опасно для мальчиков: в будущем оно может привести к мужскому бесплодию. Но мы вакцинируем от него и девочек, чтобы в общем окружении было меньше инфекций. Нужно понимать: если в классе, к примеру, будет 90 процентов непривитых детей, то они смогут заразить даже тех, кто получал прививку.
- Но все-таки 90 процентов - это очень много. Такая концентрация непривитых детей в одном классе пока нереальна...
- В данный момент - да. Но если сейчас не принять никаких мер, это может стать реальностью. Допустим, в прошлом году коклюшем заболело 32 человека. 96 процентов из них были не привиты: десять человек - из-за отказа, у остальных были медицинские отводы. Мы смогли стабилизировать ситуацию, потому что пока, к счастью, у нас не накопилась большая прослойка невакцинированных. Недавно у трехлетнего ребенка в Актюбинской области было подозрение на дифтерию - малыш не был привит. Диагноз, к счастью, не подтвердился. Так вот, его мама обещала, что теперь будет вакцинировать ребенка. И все время повторяла: если бы мальчик оказался болен дифтерией, она бы себе этого не простила.
- Сейчас рассматривают поправки в законы по вопросам религии, есть предложение о внесении изменений в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения. Они предусматривают наказание для тех, кто отказывается от прививок?
- Нет, пока мы этого делать не будем. Сейчас в законе есть норма, согласно которой “население вправе прививаться”. Теперь слово “вправе” предлагают заменить на “обязано”. Люди будут предупреждены, что они нарушают закон.
- Вы думаете, заменив одно слово на другое, можно переломить ситуацию?
- Многие отказываются от вакцины не совсем осознанно. Когда люди будут понимать, что нарушают закон, возможно, они задумаются об этом более серьезно. Мы надеемся, что хоть на какую-то часть населения это подействует. Пока мы все это обсуждаем, есть за и против.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Розы КОЖАПОВОЙ, Алматы
Комментарий в тему
Президент благотворительного фонда “ДОМ” Аружан САИН:
- Мои дети привиты. Но нам повезло с невропатологом, которая на тот момент учла все особенности состояния моих новорожденных девочек-двойняшек и дала нам временный медотвод от прививок. Позже девочки их получили. Я бы хотела, чтобы к каждому ребенку подходили индивидуально и основательно.
Министерству здравоохранения нужно провести тщательнейший анализ ситуации, чтобы понять причины инвалидизации наших детей после прививок - в стране до сих пор нет таких данных. А ведь это очень важно - знать, почему у наших малышей появляются серьезные проблемы со здоровьем. Нужно отладить систему вакцинирования так, чтобы она работала безупречно, исключить случаи, когда прививки делают тем детям, у которых есть противопоказания.
Все родители не могут быть врачами и адекватно оценивать состояние ребенка с медицинской точки зрения. Если врачи смогут квалифицированно оценить каждую конкретную ситуацию и принять верное решение, то у нас не будет негативных историй, связанных с вакцинацией. И тогда люди сами поменяют отношение к ней.
А что касается граждан, которые отказываются от прививок по религиозным причинам, то с ними нужно работать точечно. Опять же, объяснять, убеждать. А просто добавив к существительному “вакцинация” прилагательное “обязательная”, мы ничего не добъемся.