4336

Маулен АШИМБАЕВ: Реформы дают результаты

Председатель сената в интервью нашей газете подвёл итоги работы за год. Спикер рассказал о роли этой палаты парламента в условиях политической модернизации и социально-экономических преобразований, об особенностях законотворческого процесса, взаимодействия с мажилисом и правительством, а также поделился своим видением развития страны на современном этапе.

Маулен АШИМБАЕВ: Реформы дают результаты

- Год, прошедший после президентских выборов, был насыщен политическими событиями и реформами. Каковы главные итоги этих преобразований?

- Буквально за один год в стране перезагрузилась вся система государственного управления. С первых дней вступления в должность президента Касым-Жомарт Кемелевич ТОКАЕВ определил курс на дальнейшую демократизацию политической системы и развитие политической конкуренции.

Маулен АШИМБАЕВ.

В январе в ходе выборов состав сенаторов обновился наполовину. В сенат пришли люди с большим региональным опытом. В марте по новой смешанной системе прошли выборы в мажилис и маслихаты. Новая система открыла дорогу одномандатникам, соблюдена квота для молодежи, женщин, людей с особыми потребностями. Благодаря такому подходу сегодня имеется возможность учитывать и защищать интересы всех категорий граждан на цент­ральном и местном уровне.

Важной вехой в развитии страны стали ноябрьские прямые выборы акимов районов и городов областного значения. Мы уже привыкаем к постоянному выборному процессу на разных уровнях, что является очень важным с точки зрения формирования власти самими гражданами.

Можно с уверенностью сказать, что в стране формируется новая модель граж­данского участия в политической жизни страны. Открыто артикулируются различные интересы, резко усилилась активность различных политических и общественных институтов, социальных групп. Уровень свободы слова сейчас у нас совсем иной, чем это было в прежние периоды.

Другими словами, политические реформы уже дают результаты. Наше общество меняется. Люди хотят жить в обновленной, развитой, демократической стране, в которой они защищены и уверены за будущее своих детей, где власть открыта, подконт­рольна и служит интересам граждан. Сегодня в обществе есть консенсус по демократическому будущему страны.

Конечно, еще немало проблем. Но президент страны заложил прочный фундамент под процессы реальной гражданской активности казахстанцев. Это необратимый тренд, который формирует демократический вектор развития страны в предстоящие годы.

- Цель политических реформ выражена в президентской формуле “сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство”. Можно ли парламент в рамках обновленной системы назвать влиятельным? Как строится взаимодействие парламентариев с правительством?

- Глава государства провозгласил эту формулу еще в 2019 году, с тех пор мы перенастроили всю систему сдержек и противовесов. К примеру, по инициативе президента страны партия, победившая на выборах в мажилис, получила возможность выдвигать кандидатуру премьер-министра. Тем самым повышена подотчетность руководителя правительства перед парламентом. Значительно усилен парламентский контроль как за исполнением бюджета, так и за эффективностью исполнительной ветви власти. Это, безусловно, способствует усилению роли высшего представительного органа в обновленной политической системе.

Выстроен новый формат взаимодействия между двумя палатами, который позволяет повысить эффективность и качество законотворческого процесса. В мажилисе представлены политические партии, значимые социальные группы, активные граж­дане. Сенат же является палатой, где артикулируются прежде всего интересы регионов, поскольку большинство сенаторов избираются депутатами маслихатов всех регионов в качестве своих представителей и направляются для работы в сенат.

Все значимые интересы общества должны выражаться и учитываться при подготовке и принятии законов. В этом-то, собственно, и суть двухпалатного парламента.

По многим вопросам мы активно взаимодействуем с мажилисом и работаем вместе. В этом году депутаты приняли более 90 законов, направленных на формирование правовой базы реформ. 28 законов из этого пакета были иници­ированы депутатами обеих палат. В частности, в рамках реализации послания президента страны подготовлен и принят закон по вопросам начис­ления детям средств из Национального фонда. Инициированы также законы по трансформации судебной системы, разрешению трудовых споров и многие другие.

Конструктивно взаимодействуем и с правительством. В то же время депутаты регулярно поднимают те или иные проблемные вопросы, звучит критика, порой жесткая, в отношении деятельности различных министров. Это нормальная прак­тика. Но в целом у нас единые задачи по реализации повестки реформ. И важно профессионально, ответственно, без популизма всем вместе решать важнейшие задачи, стоящие перед страной.

- Ранее было объявлено, что нынешний созыв и структура парламента отличаются от предыдущего, в том числе и тем, что сенат теперь не принимает законы (эта функция отведена исключительно мажилису), а одобряет или не одобряет принятые нижней палатой законопроекты. Де-юре это, наверное, так. Но де-факто все осталось по-прежнему: из мажилиса законопроект поступает в сенат, который может вернуть его “вниз” со своими предложениями и поправками, и мажилис обязан их рассмотреть. Так что же изменилось в работе парламента?

- Эти поправки вносились для ускорения законотворческого процесса, потому что программа модернизации страны требует своевременных законодательных изменений. Можно сказать, что мы сняли излишнюю бюрократию в законотворческом процессе.

К примеру, в случае если сенат не успевает рассмотреть закон в течение 60 дней или не может принять решение по нему, то он попадает на подпись главе государства. Однако таких случаев в практике еще не было.

Оптимизированы также процедуры рассмотрения законов в сенате. Сняты излишние внутренние согласования.

При этом изменения и дополнения в Конституцию страны, конституционные законы принимаются только на совместных заседаниях палат парламента. Отчет правительства по бюджету также утверждается на совместном заседании палат.

Благодаря этим и другим внесенным правкам изменился законотворческий процесс, который стал более гибким и оперативным. Эти изменения могут быть не видны с первого взгляда, но они крайне важны для своевременного и качественного принятия необходимых законов.

- В сентябрьском послании глава государства отвел особую роль парламенту в воплощении принципов слышащего государства. Какие изменения в целом внедрены в деятельность сената? Как вообще сенаторы узнают мнения и настроение общества, мониторят ли они соцсети?

- Сегодня сенаторы - это связующие звенья, через которые жители даже самых отдаленных районов могут поднимать на центральном уровне свои вопросы. Сейчас каждый депутат сената ориентирован на максимальное прак­тическое содействие развитию регионов. Депутаты регулярно встречаются с людьми в регионах и получают информацию, как говорится, из первых рук. Немало письменных обращений еженедельно поступает в сенат.

Что касается мониторинга социальных сетей, сенаторы, конечно, знают о том, что люди пишут в интернет-пространстве, читают различные посты и комментарии. Нередко проблемы, поднимаемые в публикациях, становятся поводом для депутатских запросов. Таким образом, есть разные каналы для получения информации.

В дальнейшем мы обобщаем полученную информацию и вырабатываем общереспубликанские предложения или точечные решения. Сформирован ряд советов и депутатских групп, которые способствуют точечному решению острых региональных проблем. В частности, совет по взаимодействию с местными представительными органами и специальная депутатская группа “өңір” сфокусировали свою деятельность на развитии инфраструктуры областей, решении проблем с водообеспечением, дорогами.

Вопросами общественного согласия занимается группа “Бір ел - бір мүдде”, в которую вошли в том числе депутаты от Ассамблеи народа Казахстана. Создан совет по инклюзии, занимающийся выработкой предложений по обеспечению защиты прав лиц с инвалидностью. При сенате действует клуб молодых экспертов, через который мы привлекаем к обсуждению и подготовке законов молодых компетентных специалистов.

Один из ключевых принципов современного общества - это инклюзивность. Это постоянно подчеркивает президент страны. Недавно мы создали общественный проектный офис при сенате на площадке одного из ведущих юридических университетов страны. Данная инициатива, как мы надеемся, позволит активнее привлечь общественность, различные социальные группы к подготовке проектов законов.

- Давайте теперь поговорим о новом экономическом курсе. Как вы оцениваете результаты работы за год? Можно ли говорить, что соз­даны справедливые стимулы для развития частного бизнеса?

- За 11 месяцев этого года темп прироста ВВП составил почти 5 процентов. В целом это неплохой показатель на фоне всех острых проблем в мире. Инфляция в этом году сложилась на уровне около 10 процентов, что дает основание двигаться в сторону снижения процентной ставки. Пресловутая проблема, которую мы часто поднимали в сенате.

Последовательно создаются различные стимулы для развития бизнеса. Несмотря на все еще преобладающее значение сырь­евого сектора, мы видим хорошие темпы индустриализации и развития обрабатывающей промышленности в последние несколько лет. Это позитивные подвижки, говорящие о начале структурных изменений в экономике.

В прошлом году экспорт обработанных товаров превысил 26 млрд долларов, в том числе за счет повышения инвестиционной привлекательности сектора.

В соответствии с посланием президента страны целенаправленная работа идет по обеспечению обрабатывающей промышленности сырьем, а также по закупу товаров отечественных производителей недропользователями. Необходимые изменения мы вносим в законы страны, которые в ближайшее время создадут соответствующую правовую базу.

Законодательно создается экспорт­но-кредитное агентство, которое будет помогать продвигать продукцию казахстанских производителей на мировой рынок.

Одна из серьезных проблем, которая все эти годы поднималась предпринимателями, связана с кредитованием. Речь идет об обеспечении бизнеса доступными и долгосрочными кредитными ресурсами. В этой связи было много нареканий к банковской системе. Для решения этой проблемы внесены изменения в законы, которые должны со следующего года обеспечить переток средств банков второго уровня с нот Национального банка в кредитование бизнеса. Принимаются и иные меры.

На развитие бизнеса будет работать и новый Налоговый кодекс, который сейчас готовится. Здесь есть различные подходы. Но, думаю, в конечном итоге мы придем к сбалансированному варианту и сформируем налоговую систему, которая будет поощрять развитие и расширение бизнеса в стране.

В начале следующего года в сенате также рассмотрим закон по вопросам ведения бизнеса, которым, в частности, четко регулируются и оптимизируются проверки бизнеса, обеспечивается их прозрачность.

Еще одной важнейшей задачей является построение открытой и конкурентной экономики. И здесь идет последовательная работа. По инициативе главы государства начата принципиальная борьба с коррупцией и искусственными монополиями. Этот процесс прозрачен, все важные кейсы на слуху.

Начался процесс возврата незаконно приобретенных активов. Уже возвращены активы на 1 трлн тенге. Это четкий и ясный сигнал, что государство устанавливает верховенство закона и будет привлекать к ответственности всех, кто нарушает законы, вне зависимости от статуса и положения.

- В этом году население страны достигло 20 млн человек. Растут социальные ожидания граждан. Какие реальные шаги сделаны за последний год для социальной справедливости?

- В целом социальная справедливость - категория широкая. Но если ее применять к нашим современными условиям, можно выделить несколько моментов.

Прежде всего это качественные и доступные системы образования и здравоохранения. При этом не только в центре, но и на региональном уровне. Многое в этих направлениях сделано, но еще достаточно проблем, над которыми сейчас идет работа.

Кстати, на возвращенные незаконные активы, о чем мы говорили, сегодня активно строят школы по всей стране. Уже введены в эксплуатацию 17 школ для более 28 тысяч учеников. В целом же профинансировано строительство 62 школ на сумму около 100 млрд тенге. Кроме того, в рамках проекта “Комфортная школа” начато строительство более 200 школ почти на полмиллиона ученических мест.

По всей стране в этом году построено 90 новых объектов здравоохранения. В целом финансирование системы здравоохранения составило 2,5 трлн тенге.

Все это, безусловно, большие социальные инвестиции со стороны государства, которые дадут свой значимый эффект.

Социальная справедливость также предусматривает справедливое распределение национального дохода. Со следующего года на счет каждого ребенка будут поступать средства из доходов Национального фонда. На справедливое распределение национального дохода будет работать и новая фискальная политика.

Социальная справедливость подразумевает и достойную оплату труда. По инициативе президента страны Касым-­Жомарта Кемелевича Токаева повышаются заработные платы врачей, учителей, работников социальной сферы. В частности, за последние несколько лет более чем на 60 процентов повысились средние заработные платы работникам сферы образования. Такая же ситуация по оплате труда работников сферы здравоохранения.

В этом году мы приняли новый Социальный кодекс, в рамках которого реализуется проект “Цифровая карта семьи”. Теперь можно в режиме реального времени мониторить социальное положение семей и оперативно реагировать на сложные ситуации.

Большая работа в стране идет по поддержке людей с ограниченными способностями. Только в этом году на 14,5 процента увеличен размер пособий, выплачиваемых таким категориям граждан.

Здесь также хочу отметить, что совсем недавно принят закон, направленный на поддержку людей, работающих на вредных производствах. Они будут получать дополнительные выплаты из нескольких источников.

По мере развития экономики будет усиливаться социальная поддержка уязвимых слоев населения, а также развитие социальной инфраструктуры. Это главный приоритет нашего государства.

- Глава государства на многих больших совещаниях постоянно поднимает вопрос повышения компетенций и образования. Понятно, что Новый Казахстан со старыми кадрами не построить. Какая требуется работа в данном направлении?

- Только качественная система образования позволит взрастить конкурентоспособные кадры. Ключевую роль здесь играют школы и вузы.

Ведется большая работа по открытию филиалов известных зарубежных вузов в Казахстане. Если раньше основными студенческими городами были Алматы и Астана, то сейчас во многих регионах формируется собственный образовательный кластер с привлечением международных партнеров.

Сейчас острый дефицит кадров по техническим специальностям. В этой связи усилена работа в сфере среднего специального образования. Увеличен государственный образовательный заказ, на 50 процентов повышена стипендия для студентов колледжей.

Парадигма Справедливого Казахстана подразумевает действенную систему социальных лифтов и меритократию в системе государственного управления.

На это работает запущенный по поручению главы государства молодежный кадровый резерв, который открыл дорогу многим талантливым молодым людям. Действуют специальные квоты для молодежи на выборах в мажилис и маслихаты.

Надеемся, что на формирование нового поколения управленцев работают и такие проекты, как клуб молодых экс­пертов при сенате и школа аналитики, в которых задействовано около двухсот молодых и компетентных специалистов.

В целом создаются необходимые условия для роста молодых и перспективных кадров. Проанализируйте состав нынешнего правительства и акиматов и сможете увидеть, сколько новых людей пришло на различные позиции в последние годы. Все это говорит о том, что в стране идет реальный процесс формирования новой плеяды профессиональных и патриотичных управленцев.

- Сейчас в мире и вокруг Казах­стана сложная геополитическая обстановка. Негативные тенденции отмечаются и в мировой экономике. Как бы вы спрогнозировали в такой ситуации будущее развитие Казахстана?

- Действительно, ситуация в мире очень сложная. С серьезными вызовами и угрозами сталкиваются многие страны, включая Казахстан. Но даже в этих условиях наша страна показывает позитивную динамику развития.

Благодаря эффективной внешней политике Казахстан успешно справляется со всеми вызовами и сохраняет дружеские и прагматичные отношения со всеми странами. Это создает необходимые условия для реализации программы реформ.

Достаточно посмотреть на насыщенный график международных мероприятий главы государства. Колоссальная работа проводится как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Целенаправленная работа идет в рамках ООН, в различных конфигурациях формата “Центральная Азия +” и на других площадках.

Казахстан последовательно укрепляет взаимоотношения со своими основными партнерами. Это страны Центральной Азии, Россия, Китай, США, страны ЕС и другие партнеры. Успешно прошел саммит Организации тюркских государств в нояб­ре в Астане.

Совместно с Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном развиваются промышленная кооперация и торгово-логистическое сотрудничество, в том числе в приграничных регионах.

Каждая встреча на высшем уровне выливается в конкретные договоренности, контракты в сферах инвестиций, торговли, инфраструктуры и логистики.

Таким образом, в условиях мировой турбулентности Казахстан продолжает активно развиваться, укреплять отношения с другими государствами и продвигать на мировом уровне повестку, основанную на национальных интересах и международной ответственности нашей страны.

Уверен, мы продолжим так же динамично развиваться. Конечно, перед страной стоят непростые задачи. Но у Казахстана есть сильные конкурентные преимущества. Мы одна из самых молодых наций. У казах­станцев есть знания, внутренняя энергия, прогрессивное восприятие реформ, креативность. Нам свойственны открытость сознания, восприимчивость к новому. Мы не приемлем догмы и радикализм. И у казахстанцев есть большое стремление сделать нашу страну лучше.

Поэтому полностью убежден, что мы достигнем всех поставленных президентом страны Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым целей по построению Справедливого, демократического и инклюзивного Казахстана.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Из нашего досье

- Сенат - верхняя палата парламента Казахстана в составе 50 депутатов. 10 сенаторов назначает президент Казахстана, а 40 сенаторов избираются в регионах - по два человека от каждой из 17 областей, городов рес­публиканского значения - Алматы и Шымкента - и столицы Астаны.

- Срок сенаторских полномочий - 6 лет. Президентская квота в сенате менялась несколько раз. В 1996-2007 годах глава государства назначал семь сенаторов. В 2007-м эта квота увеличилась до 15 депутатов. В начале этого года в рамках конституционной реформы количество назначаемых президентом сенаторов сократилось до 10, причем пять из них предлагает Ассамблея народа Казахстана (АНК). К слову, ранее от АНК депутаты избирались исключительно в мажилис, теперь же в нижней палате парламента нет представителей ассамблеи.

- Сенаторы обладают правом законодательной инициативы. При этом полномочия сената в определенной мере расширились: кандидатуры на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета согласовывает только верхняя палата.

- Половина избираемых депутатов палаты переизбирается каждые 3 года. Претендовать на сенаторское кресло может гражданин Казахстана, который постоянно проживает в стране последние 10 лет. Причем он должен быть старше 30 лет, иметь высшее образование и стаж работы не менее 5 лет. Кроме того, не менее трех лет претендент должен проживать на территории региона, от которого баллотируется.

- Сенаторами не могут быть недееспособные, имеющие непогашенную или неснятую судимость, а также заключенные. В этот же список входят граждане, которых суд признал виновными в коррупционном преступлении.

- Выдвигать кандидатов в сенаторы, которые избираются в регионах, можно двумя способами. Во-первых, от политических партий и общественных объединений. Второй путь - самовыдвижение.

- Но в любом случае кандидат должен быть поддержан не менее чем 10 процентами от общего числа выборщиков, представляющих все маслихаты области, маслихат города республиканского значения или столицы, но не более чем 25 процентами выборщиков от одного маслихата. При этом от нескольких маслихатов может быть выдвинут один кандидат.

- Депутатов избирают не прямым голосованием электората, а на собраниях маслихатов всех уровней в каждом отдельно взятом регионе, городов республиканского значения, а также, разумеется, столицы.

- Первый созыв сената начал свою работу в январе 1996 года. Сейчас работает восьмой созыв. Его первая сессия открылась 29 марта этого года. Средний возраст нынешних сенаторов - 60 лет.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть