4060

Аида БАЛАЕВА:“Девочки, кидающие в артистов нижнее белье, - такая же крайность, как и девочки в хиджабах, сжигающие учебники”

Слово министра

Общественно полезная информация в нашей стране должна стать более качественной. Как это должно быть, рассказала на итоговой пресс-конференции в пятницу министр культуры и информации Аида БАЛАЕВА.

По ее словам, одной из главных задач, стоящих перед возглавляемым ею ведомством, является совершенствование законодательства в сфере массмедиа с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы. Попытка совместить все это была предпринята при работе над соответствующим законопроектом (“О масс-медиа”), который уже одобрен мажилисом в первом чтении, и сейчас его приводят в окончательную редакцию на заседаниях рабочей группы.

- В ходе обсуждений внесено 114 поправок, из которых принято 64, а 10 находятся на доработке, - сообщила министр на площадке Службы центральных коммуникаций. - В частности, будут пересмотрены подходы к определению понятия “пресс-карта”, которые были разработаны с учетом мнения журналистов и депутатов.

Аида Балаева имела в виду вызвавшую широкий общественный резонанс новеллу, согласно которой аккредитация журналистов может быть ограничена из-за отсутствия определенного документа. Против этого выступили и общественные деятели, и депутаты, и, разумеется, работники средств массовой информации.

На данный момент, по словам министра, критерии выдачи этих самых пресс-карт (такие, например, как наличие стажа или образования) по итогам обсуждения на заседаниях рабочих групп пересматриваются и исключаются. Впрочем, как отметила Балаева, пока что преждевременно утверж­дать, в какой форме будет реализован подход по упрощению аккредитации.

Между тем 10 сентября вступил в силу закон об онлайн-платформах, обязывающий блогеров, помимо прочего, маркировать коммерческий контент в соцсетях, а также предусматривающий ответственность за распространение ими ложной информации.

Поскольку Министерство внутренних дел открестилось от участия в контроле за исполнением этих положений нового закона, то Аиду Балаеву спросили, на кого же тогда легло бремя надзора за инфлюенсерами.

- Круглосуточный мониторинг ведется Министерством культуры и информации, а также налоговыми органами, - ответила его глава. - Самая важная часть закона - распространение ложной информации. Сегодня есть уже 150 обращений, по которым проводится экспертиза. Фактов отсутствия маркировки на рекламных постах пока выявлено не было.

Владислав ШПАКОВ, Астана

В сентябре текущего года глава государства провел ряд кадровых перестановок. Одним из ключевых назначений стал второй приход Аиды БАЛАЕВОЙ на пост министра информации. Только на этот раз в и без того обширное министерство были добавлены блоки культуры, библиотечного дела и архивов. В эксклюзивном интервью газете “Время” министр говорит о цензуре в медиасфере страны, роли культуры в воспитании молодежи и важности осознанного выбора религии каждым человеком.

- Аида Галымовна, учитывая ваш очень плотный график, вам наверняка не всегда удается отслеживать информацию из всех источников. Каким СМИ (печатным, электронным, ТВ) вы отдаете предпочтение? И используете ли вы для получения информации соцсети?

- Каждое утро по многолетней привычке я начинаю со свежей прессы. Раньше это был ритуал, печатных СМИ было много, из них мы черпали новости. Сегодня республиканской печатной прессы осталось немного, но, к счастью, есть интернет-версии. Читаю не только отечественную, но и обзор иностранной прессы. Это моя работа - быть в курсе ситуации.

Социальные сети, конечно, тоже активно использую. С точки зрения получения новостей, это такая классная оперативная подпитка в течение дня, потому что многие профессиональные репортеры и новостники ушли в соцсети и мессенджеры и выдают информацию подчас оперативней, чем информационные агентства.

Мои аккаунты в Facebook и Instagram имеют вполне внушительную аудиторию, и я стараюсь на своих страничках делиться с ней полезной информацией. Также это удобный канал прямой коммуникации с народом.

- Готовятся ли сейчас поправки в законопроект о религиозной деятельности и религиозных объединениях, который не менялся с 2011 года? Если да, то какие? Будет ли и каким образом внедрен запрет на ношение никабов? И будет ли учтено предложение депутата мажилиса Казыбека ИСЫ запретить нетрадиционные религиозные течения и объединения? Насколько вообще это реально?

- В первую очередь хочу отметить, что закон “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” учитывает международный опыт и в целом отвечает основным общепризнанным стандартам прав человека. Он обеспечивает межконфессиональное согласие в нашей стране.

Последние поправки в действующий закон были внесены в декабре 2021 года, и как население страны, так и все религиозные объединения положительно восприняли внесенные поправки. Они касались согласования расположения мест для религиозных мероприятий, находящихся вне культовых сооружений, упрощения требования для регистрации региональных религиозных объединений, проведения религиоведческой экспертизы, уточнения термина “информационные материалы религиозного содержания”.

Сегодня со стороны международных правозащитных организаций, зарубежных и отечественных экспертов, представителей религиозных объединений и депутатов парламента высказываются предложения по совершенствованию законодательства в сфере религии, в частности по вопросам запрета на ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, противодействия проникновению в общество чуждым нашей стране идеологиям и другие.

Учитывая данные предложения и общий контекст проводимых в настоящее время общественно-политических преобразований, я считаю целесообразным внести отдельные “точечные” изменения в религиозное законодательство.

Безусловно, все они требуют тщательного рассмотрения заинтересованными государственными органами и широкого обсуждения с общественностью, в том числе религиозными объединениями и экспертами. Мы будем обязательно информировать о ходе рассмотрения и обсуждения этих законодательных инициатив.

Теперь что касается ношения хиджабов в школах. Повторюсь в который раз: я твердо убеждена, что религиозная одежда в школах - это навязывание родителями религиозных убеждений детям. Каждый человек в нашей стране должен иметь право самостоятельно и осознанно выбирать религию. Это, быть может, важнейший выбор в его жизни, и лишать его этого выбора - преступление против личности.

- Большая шумиха в Казах­стане развернулась вокруг российского сериала “Слово пацана. Кровь на асфальте”. Даже МВД обратилось в Минкультуры и информации с просьбой проанализировать этот многосерийный фильм, что, на наш взгляд, несколько странно с учетом того, что это не казахстанский продукт, да и запрещать что-то с учетом развития интернета в нынешних реалиях практически невозможно.

При этом почему-то не рассматриваются вопросы соответствия национальному законодательству казахстанских фильмов и сериалов аналогичной тематики, коих в последние годы выпущено немало. Что вы думаете обо всем этом? На ваш взгляд, могут ли фильмы популяризировать бандитизм, подростковую преступность и так далее? Или же на это влияет социальная и экономическая ситуация в стране?

Кроме того, в обществе нередко звучит мнение, что если государство обеспечит детей полноценным досугом (кружки, секции и т. д.), то никаких подростковых банд в принципе у нас не будет. Насколько правы те, кто так думает? И что у нас делается для воспитания подрастающего поколения?

А возвращаясь к “Слову пацана”, еще такой вопрос: будем ли мы блокировать этот сериал?

- Сериал вызвал бурные обсуждения в социальных сетях: одни им восхищаются и ставят высокие оценки, другие критикуют и призывают запретить. Я не думаю, что этот сериал пропагандирует и романтизирует криминал. Это рассказ о трагедии поколения и о сломанных судьбах. Есть ли предпосылки, что казахстанская молодежь, посмотрев это произведение, начнет криминализироваться и сбиваться в группировки? Не думаю. И вот почему.

Казахстанская молодежь и наша действительность не имеют ничего общего ни с показанным в фильме, ни с происходящим сегодня в России, на чью аудиторию, собственно, и был направлен сериал. Наша молодежь сталкивается с другими пороками, с которыми мы усиленно боремся, - лудомания, наркотики, бескультурье и прочее.

Глава государства практически в каждом своем выступлении говорит о том, что молодые казахстанцы должны быть трудолюбивыми, соблюдать общественную культуру, уважать собственные традиции, стремиться к саморазвитию. Таких ребят у нас тоже много, и я верю, что с их помощью общество при поддержке государства спасет лишенную ориентиров, заблудившуюся молодежь от этих пороков. Для этого проводится большая работа.

Наше министерство, например, на постоянной основе проводит комплексную работу, в том числе патриотические, воспитательные мероприятия, для стимулирования и развития молодежи. Для решения социальных проблем (трудоустройство, обучение), улучшения качества оказываемых услуг (через кризисные центры, молодежные ресурсные центры), а также вопросов репродуктивного, психологического здоровья, профилактики семейно-бытовых конфликтов в текущем году реализуется 16 грантовых проектов на сумму 535,8 миллиона тенге.

Во всех регионах действует разветвленная сеть молодежных ресурсных центров, которые предоставляют информационные, консультационные услуги.

Касательно возможного запрета сериала скажу, что по результатам мониторинга содержания сериала “Слово пацана. Кровь на асфальте” нарушений законодательства Казахстана не выявлено. Поэтому на сегодняшний день у нашего министерства нет основания для принятия мер по ограничению доступа к интернет-ресурсам, осуществляющим показ указанного сериала.

- В продолжение темы. В последнее время казахстанцы возмущаются тем, как ведет себя молодежь на концертах зарубежных исполнителей: кидают в них свое нижнее белье, откровенно трогают их голые торсы. Вы видели эти моменты? Почему это стало возможным? Дело в отсутствии воспитания или есть какие-то другие причины?

- К сожалению, для некоторой части нашей молодежи характерно бросаться из крайности в крайность. Неправильный выбор жизненных ориентиров приводит к подобным ситуациям. Девочки, кидающие в артистов нижнее белье, - это такая же крайность, как и девочки в хиджабах, сжигающие учебники. Люди, плю­ющиеся на улице, и мужчины, бьющие женщин, - это те же самые последствия необразованности и бездуховности. Поэтому так важно, крайне важно развивать и пропагандировать основополагающие вещи, о которых говорит глава государства: трудолюбие и порядочность, уважение к окружающим людям, постоянное саморазвитие, честность и работоспособность. Это не простые слова, это важнейшие ориентиры для молодежи.

Нельзя победить непросвещенную религиозность, стремление к легкому заработку, лудоманию, наркоманию, агрессию и хамство, ситуативно “туша пожары”. Нужны просветительские меры, информационно-разъяснительная и превентивная работа. Ориентиры, о которых говорит президент, должны стать для молодежи новой идеологией. Без этого мы не будем нацией, способной занять достойное место в большой семье человечества и показать миру свои достижения.

Нам пока есть над чем работать. К этому процессу необходимо подключиться всем неравнодушным казахстанцам, и тогда, я глубоко убеждена, Казахстан ждет процветание.

- Весь год в Казахстане гремели скандалы с запретом на выступления российских артистов. То отменяли концерты тех, кто поддержал СВО, то тех, кто осудил СВО. Причем никто из них ни с какими политическими заявлениями у нас выступать не собирался - они планировали петь, плясать и шутки шутить. Но запрещали их выступления по нашей инициативе. Не означает ли это, что политизируется как раз казахстанская сфера культуры?

- В искусстве и культуре нет границ. И вопрос не в том, кто поддерживает или не поддерживает кого-то. Все концерты проходят на коммерческой основе, а государство не имеет права вмешиваться в бизнес. Никаких ограничений нет, а по каждому конкретному случаю лучше всего поинтересоваться у организаторов.

Единственное, о чем я всегда говорю: артисты не должны использовать искусство для политических лозунгов и тем более не должны нести их в чужую страну. Нужно уважать местные традиции, местные законы и зрителя. Если артист или коллектив соблюдает эти условия, никаких ограничений для него не будет.

- В последнее время радует растущее качество отечественных картин, в том числе сериалов. Сценаристы подтянулись, растет уровень актерской игры и съемки. Какие перспективы у казахстанского проката на ближайшие год-два?

- Вы правы. Сейчас отечественный кинематограф переживает подъем. Создаются условия для увеличения отечественного киноконтента и поддержки кинематографистов, выросла новая плеяда молодых режиссеров, которые снимают фильмы, отвечающие веяниям сегодняшнего дня.

По поручению главы государства запущен процесс перезагрузки сферы кинематографии, назначены новые руководители в киностудии “Казахфильм” имени Шакена Айманова и государственном центре поддержки нацио­нального кино, ведется работа по совершенствованию действующего законодательства в сфере кинематографии, в том числе в целях обеспечения прозрачности и объективности отбора кинопроектов для оказания государственной поддержки.

В целом за период 2019-2023 годы государственным центром поддержки национального кино проведено уже пять питчингов по отбору кинопроектов, профинансировано 103 кинопроекта, из них завершено производство 100 фильмов (игровые, документальные, дебют, анимация).

В 2023 году при государственной поддержке завершено производство 18 фильмов, запущено в производство 19 новых кинопроектов. Состоялись премьеры картин “Беркут”, “Боран”, “Ақбоз үй”, “Обучение Адемоки”. Самым успешным среди них стал военно-патриотичный экшн-боевик “Беркут”, за месяц проката собравший 258 миллионов тенге.

В текущем году фильмы, произведенные за счет государственной поддержки, в том числе художественные “Обучение Адемоки”, “Жамбыл. Жаңа дәуір”, “Баурына салу”, “Паралимпиец”, “Братья”, документальные фильмы “Аркау-Озок” и “Сократы”, получили награды на международных кинофестивалях.

В 2024 году планируется выход в прокат 29 полнометражных фильмов, снятых при поддержке государственного центра.

Нашим основным приоритетом является увеличение производства отечественных фильмов, в том числе на казахском языке в общем кинопрокате страны.

- Аида Галымовна, что пожелаете нашим читателям?

- Всем читателям газеты “Время” желаю крепкого здоровья, благополучия, процветания, жизненной энергии и семейного счастья! Пусть ваша любимая газета радует вас прекрасными материалами.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть