Люди, а не “квадраты”
Долгожданный законопроект о самоуправлении в каждом многоквартирном доме опасно сырой
Полублагая весть пришла намедни из Министерства по инвестициям и развитию: давно пропагандируемая нами необходимость создания КСК-кондоминиумов в каждой отдельной городской многоэтажке начинает реализовываться. Правда, чтобы не путать с нынешними КСК, подомовые органы самоуправления жильцов в новом законопроекте будут называться иначе: ОСИ - объединения собственников имущества. Ну и пожалуйста, юридически так даже точнее. А вот для объяснения, почему эта весть только наполовину благая, стоит обратиться к истории.
Итак, очень непростой для властей и граждан республики 1996 год: неплатежи, гиперинфляция, бюджетный дефицит. Правительство приступает к “макростабилизации”, начиная как раз с реформы ЖКХ. Которая, если честно, была направлена не на решение проблем в этом секторе, а на избавление от ответственности за них. Реформа состояла всего из двух пунктов: отказа от бюджетных дотаций и директивной перерегистрации всех советских домоуправлений в те самые КСК. И послужила такая “рыночная” реформа как раз таки консервации проблем выстроенного и продолжавшего функционировать по советским стандартам жилого фонда. А это помимо отсутствия организационной и юридической субъектности городских многоэтажек еще и, например, отсутствие приборных измерений услуг отопления и водоснабжения.
Проходит пара лет, и ушлые монополисты, не желавшие иметь дело с еще сохранявшими тогда опытные кадры КСК, проворачивают вместе со вставшими на их сторону городскими властями еще одну реформу: отстраняют кооперативы от сбора коммунальных платежей, переведя все сплошь на поквартирный метод. На котором ни должной договорной основы, ни общегородской системы измерений, а значит, и справедливой тарификации выстроить невозможно.
Погоревав, председатели КСК сообразили, что вот теперь-то к ним и... пришло счастье. Да, от крупных денежных потоков их отодвинули, оставили лишь так называемые целевые сборы, но даже с двух-трех многоэтажек этих целевых автоматически накапывает уже достаточно для личного, причем вместе со свитой, благополучия. И это при отсутствии ответственности хоть перед жильцами, хоть перед городским начальством!
Тем временем начинается чехарда с установкой квартирных счетчиков, совершенно бесполезных для серьезных измерений. Закладываемые в тарифы потери в тепловых, водопроводных и даже электрических сетях просто рисуют - фактического положения не знает никто. Позже додумываются до необходимости установки общедомовых приборов учета (тех самых ОПУ) и даже придумывают как бы стимулирующие - искусственно пониженные - тарифы для них, чем надежно гробят дело. Только вдумайтесь: тепловые сети должны потратить время и нервы на уговоры жильцов, затем - на труд и деньги, и все для того, чтобы после установки прибора получать с дома… существенно меньше. В результате точных, истинных измерений ни в одном городе так и нет. К тому же только у нас в ЖКХ существует такое чудо, как закрепление приборов не за поставщиками, а за потребителями. Нигде в мире покупатели в магазин со своими весами не ходят!
Для чего все это рассказываю? Чтобы подчеркнуть главное: если уж менять, то всю жилищно-коммунальую систему, решая проблемы в комплексе. То есть в партнеры ОСИ категорически необ-
ходимы солидные управляющие компании, способные наладить нормальное взаимодействие с поставщиками услуг, включая перевод расчетов по приборам с поквартирного на подомовой принцип. Плюс - к обслуживанию домов - нужен и присматривающий за состоянием микрорайонов рачительный хозяин, обеспечивающий озеленение, сбор и переработку бытовых отходов, работу детских кружков и спортивных площадок и всего прочего, включая контроль за монополистами и их тарифами. И здесь просто не обойтись без включения в эту систему городских властей, как вариант - на условиях государственно-частного партнерства. Определить уполномоченный госорган, выдающий управляющим компаниям социальные заказы и контролирующий их исполнение.
Но правительство опять ловко уводит бюджет и акимов от ответственности за организацию управления жилым фондом! В законопроект закладывается, что на роль управляющих компаний перейдут нынешние КСК, а это, по моему мнению, уже окончательно погубит любые благие начинания. Председатели КСК прошли суровый жизненный отбор, любой из них по приспособляемости и умению вывернуть любой закон себе на пользу даст фору всем вице-министрам правительства, вместе взятым! Чем такое закладывать - лучше оставить все как есть. Да, закаленные кадры КСК надо обязательно оставить в деле, но под присмотром и под ответственность акимов, а не вместо них.
И еще. Надежда на инициативу снизу вроде нормы, что любые два собственника, собравшись, могут учредить ОСИ, тоже есть способ все взбаламутить, но ничего не завершить. Решение должно быть универсальным и основываться на том, что государство так и осталось собственником неприватизированных подъездов, крыш, подвалов и придомовых территорий. Поэтому акимы вправе инициировать создание ОСИ, зарегистрировать их сразу по всем домам и городам и тут же, отказавшись от собственности в пользу жильцов, зарегистрировать и объекты кондоминиума.
Теперь об уже наделавшей шуму новации этого законопроекта, откровенно показывающей, в чью сторону кренит разработчиков. Речь о привязке голосов в ОСИ не к людям, а к квадратным метрам. Это на руку только толстосумам и застройщикам, продающим дома по квартирам и сохраняющим за собой общие помещения.
Между тем верный ответ подсказывает само название: ведь ОСИ - это объединение собственников, а право собственности (известно любому юристу) раскладывается на права пользования, владения и распоряжения. Так вот, если данный жилец не может распоряжаться всей квартирой, то есть продавать, дарить, обменивать, а всего лишь фактически обладает своим жилым местом или даже просто пользуется им (на правах аренды, например), то у него уже возникает законное право участия в решении общедомовых проблем.
Подведем итог. Уже более 20 лет все подряд акимы обещают разобраться с КСК, но все подряд правительства бессильно цепенеют перед этой проблемой. Все подряд планы модернизации жилого фонда упираются в отсутствие механизмов реализации. Жильцы многоэтажек по-прежнему платят не за конкретные килокалории, кубы горячей и холодной воды, а за абстрактно придуманные нормативы, никем не контролируемые потери и утечки, да еще по непрозрачным тарифам.
Так может быть, нынешнее правительство во главе с интеллигентнейшим премьером Бакытжаном САГИНТАЕВЫМ, запомнившееся разве что постоянно откладываемыми намерениями вроде всеобщего декларирования или медицинского страхования и заведомо провальными начинаниями (как то налогообложение самозанятых), взявшееся напоследок разворошить еще и осиное гнездо КСК, на фоне всеми уже ожидаемой отставки проявит решимость подлинно государственного органа - заставит свои ведомства доработать так нужный горожанам законопроект до комплексной годности?
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы