Антикризисный Есимов
С завершением ЭКСПО-2017 в Астане практически вся страна облегченно выдохнула. Главное мероприятие страны прошло если не замечательно, то очень хорошо. Даже скептики, ранее откровенно критиковавшие выставку, посетив ее, вынуждены были объективно дать положительную оценку.
А ведь еще два года назад на месте выставочного центра, кроме заборов и каркасов нескольких зданий, ничего не было. К тому же летом 2015 года были арестованы ЕРМЕГИЯЕВ и почти все руководство нацкомпании “Астана ЭКСПО-2017”. Поэтому не сказать, что на тот момент в главном национальном проекте был кризис, не сказать ничего. Понятно, что нужен был кризис-менеджер. Таковым назначили Ахметжана ЕСИМОВА, на тот момент занимавшего должность акима Алматы.
Одни его уважают и ценят, а другие не особо лестно о нем высказываются. Кто-то недобро припоминает идею строительства азиатской горнолыжной Мекки - Кок-Жайляу, а кто-то говорит спасибо за алматинское метро. Но и те и другие считают его эффективным управленцем. Журналисты сетуют, что он редко выходит к СМИ и не любит быть “говорящей головой” в телевизоре, но инфоповоды, которые он создает, очень ценят за значимость. Так ли на самом деле крут Ахметжан Смагулович? Газета “Время” решила пройти по основным этапам его трудовой биографии и расспросить тех, кто с ним работал. Начнем с нынешней должности.
Назначить ответственного
После ареста ермегияевской группы номинальным руководителем нацкомпании был назначен тогдашний аким Астаны Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ. Однако управляться со столичным хозяйством и одновременно спасать тонущую идею было не под силу даже этому тяжеловесу - слишком большое и хлопотное хозяйство. Видимо, поэтому в ЭКСПО в августе 2015-го был назначен Ахметжан Есимов.
- Во главе нацкомпании нужен опытный человек, который будет взаимодействовать с правительством, акиматами всех регионов, работать с десятками стран мира для привлечения инвестиций и технологий, - объяснил тогда Нурсултан НАЗАРБАЕВ свое решение, назначив Ахметжана Есимова руководить “Астана ЭКСПО-2017”. - Осталось очень мало времени… Надо провести выставку на достойном уровне. Знаю, что мы сумеем это сделать. Условия сегодня непростые, мы выделяем средства из Национального фонда, и каждый тенге необходимо расходовать с пользой.
Такую задачу президент поставил ему за 21 месяц до торжественного открытия выставки в Астане.
Предполагалось, что за три месяца работы ЭКСПО должны посетить 2 миллиона человек, а по факту на выставке побывало почти 4 миллиона гостей. Количество посещений всех павильонов составило 30 миллионов при планируемом показателе 5 миллионов. Кроме того, выставку посетили 28 глав государств, 36 премьер-министров и их заместители, 11 руководителей парламентов и их заместители, 70 министров и их заместители. Около 200 млн. долларов было потрачено зарубежными странами на подготовку своих павильонов. А затраты Казахстана удалось снизить с запланированных 816 миллиардов тенге до 452 миллиардов. В итоге даже самые яростные критики и непримиримые диванные бойцы не могут сказать, что выставка провалилась.
Алматинский кризис
До выставки Есимов семь лет руководил южной столицей. Кстати, он стал самым долгоиграющим акимом Алматы. Туда он был назначен после работы руководителем Минсельхоза, сменив популярного в СМИ и соцсетях Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА, к чему алматинцы отнеслись с нескрываемым скептицизмом. Город, переживший строительный бум, штурм Бакая и короткие годы шальных денег, сотрясался от скандалов и митингов. Площадь перед акиматом напоминала осажденную Трою: митинги обманутых дольщиков сменяли пикеты жителей присоединенных поселков - и так почти круглосуточно. О таких мелочах, как “убитый” общественный транспорт, недостроенные метро и Восточная объездная дорога, уже никто и не вспоминал. В бюджете дыра росла пропорционально проблемам. Был ли это кризис? Однозначно. Был ли назначен туда Есимов как кризис-менеджер? Одному президенту известно.
Бывший заместитель акима Алматы Виктор ДОЛЖЕНКОВ (на снимке), проработавший с Есимовым пять лет в южной столице, а ныне алматинский пенсионер. - один из тех, кто знает ситуацию тех лет изнутри.
- 2008 год. Ахметжан Смагулович меня пригласил работать в Алматы через пару недель после своего назначения, - вспоминает Виктор Долженков. - Стройки встают одна за другой. Растет недовольство среди населения. В стране не было практики решения проблем дольщиков, да и до кризиса вообще никто не думал о такой проблеме, ведь это были взаимоотношения покупателя и застройщика без всякого участия государства. Правительство, насколько это возможно, оперативно разработало схему, по которой местные власти должны были помогать пострадавшим. Выделили деньги. Всего в то время премьером было подписано около 120 постановлений по дольщикам и сопутствующим проблемам! Например, от “Куата” осталось полторы тысячи рабочих с зарплатной задолженностью в полтора миллиарда тенге. Есимов искал еще и альтернативные пути решения проблемы. Например, у банка Центркредит был в залоге металлический каркас будущего девятиэтажного жилого комплекса, доставшийся от разорившегося застройщика. Шеф убедил банкиров сесть за калькуляторы и просчитать предложение акимата. С одной стороны, банк мог копить штрафы и просрочки, которые вряд ли когда-то были бы погашены, а с другой - можно было изменить проект, добавить жилую площадь и попробовать банку достроить дом, а лишние квартиры продать на рынке, для того чтобы отбить свои затраты. Местная власть готова была помогать со скорейшим прохождением бюрократических процедур. Подсчитали, ударили по рукам. В итоге свои квартиры получили 88 семей без бюджетного финансирования.
Всего же в городе было 16 200 проблемных дольщиков, это вместе с семьями 64 000 человек.
Экс-заместитель акима Виктор Долженков, ведавший вопросами строительства, архитектуры, землеустройства и транспорта, рассказал еще об одном интересном факте. Оказывается, муниципальный автобусный парк (который, кстати, с недавних пор уже совсем не муниципальный, а частный) был создан… без единого бюджетного тенге.
- Все маршруты были поделены между частными перевозчиками, наводнившими Алматы старыми автобусами с шымкентскими и жамбылскими номерами. А еще были раздолбанные “газели”, в которых пассажиров набивали как селедку в бочку. Но мало всего этого, так перевозчики еще и вели себя как им вздумается. Захотели - вышли на маршрут, не захотели - не вышли. Бесконечный шантаж с угрозами устроить транспортный коллапс и требованием повышения тарифов. Переговоры ни к чему хорошему не привели. Тогда шеф и дал команду просчитать вариант с муниципальным автопарком за счет займа под гарантии местной власти. Акимат принял решение взять кредит на покупку 400 автобусов, работающих на газе. Газ вместо дизеля - это не только борьба за чистый воздух, но и экономический рычаг для быстрейшего возврата заемных средств. Газ тогда был почти в три раза дешевле солярки. Позже в муниципальной собственности было уже около 800 автобусов, - сообщил он.
А еще алматинцы помнят, что при Есимове достроили метро. Но Долженков честно признался, что достроили его только потому, что аким города убедил правительство: затраты на консервацию объекта выше затрат на завершение работы. В акимате понимали, что запланированные изначально семь станций делали метрополитен просто дорогой игрушкой. Поэтому добавили еще две, чтобы связать ветку хотя бы с цифровыми микрорайонами для увеличения пассажиропотока.
В заслугу Есимову ставят и создание Алатауского района. Для обывателя из “золотого квадрата” какая-то непонятная заслуга. Создали ну и создали. Что в этом такого? Но многие помнят столкновения силовиков и самозахватчиков земельных участков в микрорайонах “Шанырак” и “Бакай” в 2006 году, которые привели к человеческим жертвам. По действующему на тот момент законодательству власть обязана была выселять жителей из самовольно построенных домов, а сами строения сносить. Но если заглянуть в глубь проблемы, то она появилась не в 2006-м. И большинство самозахватчиков не сами себе нарезали земли, а покупали ее у каких-то мутных личностей и даже получали на руки некие бумажки, якобы подтверждающие законность сделки. В итоге свыше 20 тысяч человек оказались в подвешенном состоянии.
И здесь, как рассказывает Виктор Долженков, Есимову снова пришлось заручиться в правительстве гарантиями того, что появится законодательная возможность. Начались переговоры. Всего удалось тогда узаконить 3800 домов. Но пока решался вопрос, по ночам заливали фундаменты и возводили стены новых строений. Сил города просто не хватало на то, чтобы обеспечить полный контроль над этими территориями. Новый район - это и дополнительные контрольные органы, и дополнительные полицейские силы для поддержания порядка. Потом районные власти навели порядок, у алатаусцев сейчас есть вся инфраструктура, построены школы, поликлиники. Они полноправные алматинцы, а в 2008-м у многих не было даже документов, старики не получали пенсий, а дети не ходили в школы. За это действительно можно поблагодарить Есимова.
Можно Ахметжану Смагуловичу припомнить и другие моменты в его работе. Взять хотя бы перестройку крупнейшей в стране барахолки. Но это вообще отдельная тема для статьи. Пойдем лучше дальше. В смысле назад.
Отраслевой кризис
До назначения акимом Алматы Есимов был министром сельского хозяйства с весны 2001 года. 90-е годы для нашего сельского хозяйства - это годы непрерывной комы. Один из премьер-министров, ныне в стране отсутствующий по субъективным причинам, однажды даже заявил, что аграрный сектор Казахстану не нужен - все будем ввозить из-за границы посредством обмена на нефтедоллары. Но граждане половины страны жили в селе, им нужно было где-то работать.
Да и нефтедоллары - штука нестабильная. Какова была логика назначения Есимова министром практически несуществовавшего сельского хозяйства после работы в благословенной Европе? Немного из воспоминаний экс-министра сельского хозяйства Толеухана НУРКИЯНОВА (на снимке), при Есимове работавшего советником.
Он считает, что на момент назначения Есимова кризиса не было, а была катастрофа.
- В сельском хозяйстве шел период дикого капитализма, когда было много желающих не развивать агрокомплекс, а просто все прибрать к рукам за бесценок, чтобы впоследствии все перепродать. Мы могли потерять и растениеводство, и животноводство если не навсегда, то на долгие годы. Колхозы и совхозы погрязли в долгах. Каждую весну в селах появлялись “инвесторы”, дающие по спекулятивным ценам под будущий урожай солярку или деньги на семена, ремонт техники. Хозяйства попадали в кабалу, из которой сами вылезти уже не могли. Я подготовил служебную записку со схемой спасения уцелевших активов. Сам бы ее вряд ли смог довести до реализации. Я тогда был всего лишь госинспектором, - вспоминает ветеран сельского хозяйства. - Ахметжан Смагулович сразу пошел к премьеру. Доказывал, что надо срочно делать так-то и так-то. Требовал. В итоге оперативно вышло постановление правительства, позволившее провести в то время, когда еще не было закона о банкротстве, эту процедуру ради спасения уцелевших от “инвесторов” активов.
В заслугу Есимову Нуркиянов ставит и создание правовой базы “сельхозки”. В то время в стране были приняты Земельный кодекс, Водный кодекс, законы о зерне, о ветеринарии, о племенном животноводстве, об охране и использовании животного мира. Именно в это время у отрасли появились правила и направления развития в условиях рыночной экономики. Это был кардинальный поворот.
Директор ТОО “Агрофирма “Родина” Герой Труда Иван САУЭР (на снимке) не раз встречался с Есимовым в бытность его министром сельского хозяйства. Он вспоминает, как тот его буквально заставлял работать:
- Будем на твоей базе создавать современный комплекс...
- У меня же есть животноводство, давайте лучше у тех, у кого еще нет.
Есимов очень жестко посмотрел и сказал: “Я что, пацан тебе? Таким серьезным делом должен заниматься тот, кто сможет это сделать, а не тот, у кого, может, получится, а может, не получится. Ты сделай, и на твоей базе учить других будем!”
По словам директора “Родины”, так и пришлось погружаться в новое направление. Не хватало знаний, не было опыта работы с поголовьем новых пород. Вдобавок выяснилось, что законодательство не соответствует целям и задачам развития племенного животноводства.
- Это было сумасшествие какое-то на начальном этапе, - вспоминает Сауэр. - Руки опускались. Но Ахметжан Смагулович заставлял нас, говорил: вы только делайте, а я вам обеспечу все условия для работы. Тогда оперативно были внесены поправки в законодательство. В частности, убрали НДС при ввозе племенного скота. “Это не бутафорский проект для вас с Геннадием Ивановичем Зинченко (к сожалению, ныне покойным), а почетное и ответственное поручение от президента”, - неоднократно подчеркивал Есимов. Да, у нас все получилось, на нашей базе сейчас учатся другие животноводы, - считает Иван Сауэр.
- Я постепенно понял, почему Есимов постоянно твердил, что приоритетом сельского хозяйства должно стать животноводство. Уже сколько государственных денег вбухали в зерновые холдинги, а люди как жили на селе, мягко говоря, неважно, так и живут. А все потому, что в растениеводстве работа сезонная - всего 4-5 месяцев в году, - рассказывает Герой Труда. - Когда я в 1987 году стал директором совхоза, то в “Родине” жили 1200 человек, 400 из которых были пенсионерами. Сейчас население составляет 1735 человек, пенсионеров - 230, 500 моих односельчан не старше 18 лет, 700 имеют постоянную работу. За деньги можно дворцы в селах построить, нанять людей в оранжевых жилетках сажать деревья и поливать их потом. Но демографию за деньги не купишь. Животноводство дает не сезонную, а круглогодичную занятость. Вот почему президент и Есимов требовали от нас создать современные комплексы. Как я уже сказал, ушел он из Минсельхоза, и все об этом забыли. Мы даже перестали быть лидерами по поставке муки, чего добился от зерновиков в бытность министром Ахметжан Смагулович. Мукомольное производство - это хоть какая-то добавочная стоимость, налоги и, главное, постоянная занятость, что не дает вымирать селам.
Кстати, при Есимове Казахстан был крупнейшим в мире поставщиком муки и по экспорту зерна занимал шестое место. Тогда почему-то не было отговорок, что у нас трудности с доступом в морские порты и зерносеющие соседи-конкуренты мешают развивать экспортный потенциал. А в 2015 году мы как никогда были близки, чтобы попасть в топ-10 крупнейших… импортеров российского зерна.
Энергетический кризис
Те казахстанцы, кому больше 20 лет, помнят, как в 90-е годы в стране был энергетический кризис. По всей республике шли веерные отключения электричества. Свет появлялся в домах на два-три часа в сутки. Энергосистема сыпалась, росли долги населения перед поставщиками, предприятия становились банкротами из-за коммунальных долгов. В 1997 году вице-премьеру Есимову президент поручил заняться энергетикой. Понятно, что в критической ситуации для этой сферы. Возглавлявший в то время Минэнерго РК Владимир ШКОЛЬНИК (на снимке) рассказал нам, как практически заново пришлось выстраивать всю энергосистему страны.
- Веерные отключения электричества прекратились в 1999 году. Этому предшествовала долгая и кропотливая работа всех энергетиков Казахстана. Нам пришлось в кратчайшие сроки отладить работу всех имеющихся на тот момент генерирующих предприятий. Начали модернизацию национальной компании КЕГОК. Проводился ремонт сетей, энергоблоков, на местах усилили работу РЭК, в регионах сократили цепочку посредников, особенно на юге республики. Но по-настоящему уйти от дефицита электроэнергии в стране помогло то, что ввели дополнительно два энергоблока по 500 МВт Экибастузской ГРЭС-1 после модернизации, - отмечает Владимир Сергеевич.
- С начала 1990-х по 1996 год ввиду отсутствия надлежащего обслуживания и планового ремонта мощность станции упала до 655 МВт. Оборудование приходилось аварийно останавливать из-за поломок. Задолженность по зарплате работникам достигала семи месяцев. В 1996 году ЭГРЭС-1 была куплена американской энергетической компанией AES. Переговоры с новыми владельцами мы проводили на уровне правительства во главе с вице-премьером Ахметжаном Смагуловичем. Нам удалось тогда убедить их инвестировать в модернизацию предприятия, не повышая тарифов. Отмечу, работать с Есимовым было одно удовольствие. В те годы наше правительство работало очень слаженно, решения принимались быстро, времени на раскачку не было - от энергетики зависела экономика и жизнь всех казахстанцев, - вспоминает Школьник.
Миссия выполнима
Мало кто помнит, но в биографии Ахметжана Есимова значится и дипломатическая служба. С 1998 по 2001 год он был Чрезвычайным и Полномочным Послом в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, параллельно являясь главой представительства Казахстана в НАТО и Европейском союзе. Это сегодня мы основной геополитический игрок в Центральной Азии и активный член длинного списка международных организаций, а в конце 90-х - post soviet, страна с непонятным настоящим и призрачным будущим.
И миру нужно было доказывать, что мы есть. Бывший министр иностранных дел, а ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Великобритании Ерлан ИДРИСОВ (на снимке) объясняет логику такого карьерного поворота в судьбе Есимова.
В тот момент рост внешнеполитических амбиций Казахстана потребовал привлечения кадров новой формации, хорошо себя зарекомендовавших внутри страны, и президент Нурсултан Назарбаев направил на дипломатическую работу ряд талантливых и опытных государственных топ-менеджеров, добившихся высоких результатов в других сферах деятельности. Такая практика политических назначений в дополнение к профессиональным дипломатам отнюдь не нова и довольно активно используется многими странами. Смысл ее в том, чтобы определить приоритеты в направлениях внешней политики, придать им дополнительный политический вес. Это был период, когда во внешнеполитической службе страны сформировался звездный кадровый сплав из представителей политического звена и профессиональных дипломатов. Этому “дипломатическому спецназу” удалось в сжатые сроки воплотить в жизнь многие важные задумки главы нашего государства во внешней политике и заложить основу для долгосрочных успехов Казахстана на международной арене.
- В те годы на новом для себя поприще посла Казахстана в Брюсселе Ахметжан Смагулович сполна оправдал доверие президента, поручившего ему развитие отношений с Евросоюзом и Североатлантическим альянсом. Сегодня мы вышли на беспрецедентный уровень взаимодействия, достигнув стратегического партнерства с Европейским союзом и НАТО, заключив с ЕС соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве, - считает Ерлан Идрисов. - О высоком доверии и профессионализме в этом направлении говорит тот факт, что и после дипломатической миссии в Европе Ахметжан Смагулович на протяжении шести лет был сопредседателем совета сотрудничества “Республика Казахстан - Европейский союз”.
Дипломаты - народ скрытный, поэтому в детали особо погрузиться нам не удалось, но факт пребывания на дипломатическом посту Есимова подтвердился, как и логика его назначения.
Подписант
До короткой, но бурной дипломатической карьеры у Есимова было много должностей и обязанностей. Нелишне будет напомнить еще об одной - работе в качестве руководителя государственного комитета по инвестициям в середине 90-х. Это ведомство подчинялось напрямую президенту, и задачи у него были, прямо скажем, пожарные - ввести в страну богатые иностранные корпорации в качестве инвесторов и выстроить с ними отношения. Собственно, сегодняшние нефтянка, промышленность - во многом результат работы ГКИ.
С 1994 по 1998 год Ахметжан Есимов был первым заместителем премьер-министра и одновременно председателем госкомитета по инвестициям. По поручению президента Нурсултана Назарбаева этот орган был создан для привлечения больших иностранных капиталов. Поскольку в то время из-за развала СССР производство встало, экономика нуждалась в перезагрузке. Внутри страны денег на развитие не хватало. Их не хватало вообще ни на что. В общем, снова серьезный кризис. Глава государства понимал, что, для того чтобы пришли деньги, пришли технологии, нужно создать соответствующие условия: максимально облегчить для инвестиций процедуру вхождения на наш рынок, создать привлекательную налоговую систему.
- Хорошо помню всю историю и хорошо помню одну дату: 19 ноября 1997 года состоялся официальный визит Нурсултана Абишевича в США, где были подписаны соглашения о разделе продукции по Кашаганскому и Карачаганакскому проектам. С нашей стороны договоры подписывал Ахметжан Смагулович в присутствии главы государства и вице-президента США Альберта ГОРА, - рассказывает Владимир Школьник. - Я хорошо понимаю, какое значение имели эти документы для развития нашей страны. Важность соглашений сейчас уже можно оценить на практике, так как основные поступления в бюджет страны дают Тенгиз, Карачаганак и начавший добычу проект по Кашаганскому месторождению. Финансовая и технологическая основа, заложенная в те годы, дала мультипликативный эффект для всей казахстанской экономики. Кроме того, следует напомнить, что по соглашениям инвесторы брали на себя обязательства по профессиональной подготовке наших кадров, которых жутко не хватало в стране. И все эти годы максимально развивалось местное содержание. Конечно, непосредственно всем переговорным процессом руководил сам глава государства, но на председателе госкомитета по инвестициям была вся исполнительская работа.
В общем, несмотря на его не самый публичный стиль работы и нелюбовь к бурному пиару, карьере Есимова может позавидовать каждый чиновник в этой стране. Ему доставались посты не для того, чтобы пересидеть. И как кризис-менеджер президента он себя реализовал. Самоназначенные аналитики и эксперты прочили разные повороты карьерной судьбы нашему сегодняшнему герою по окончании выставки - от возвращения в Алматы до премьерского кресла. Однако Назарбаев однозначно заявил, что задача Есимова сделать так, чтобы проекты, которые планируется запустить на базе ЭКСПО, стартовали. Сопоставляя наши изыскания с этим поручением, можно предположить, что на эти проекты президент делает большую ставку.
Игорь НЕВОЛИН, Алматы