Депутат Аманжан ЖАМАЛОВ о проекте Налогового кодекса: Обновился лишь “фасад”
Министерство национальной экономики сейчас разрабатывает проект нового Налогового кодекса. Глава государства в начале года дал четкое указание сделать его максимально простым. Мажилисмен, доктор экономических наук Аманжан ЖАМАЛОВ в интервью газете “Время” рассказал о том, что проект, к сожалению, не предусматривает существенных изменений существующей налоговой нагрузки.
- Концептуальные изменения в данном документе коснулись только администрирования и механизма взимания налогов, тогда как действующий налоговый режим никак не меняется. Фискальная политика, преследующая экономические цели, например, дать развитие какому-либо сектору экономики, не изменилась. Напомню, действующий с 2009 года Налоговый кодекс предусматривает существенное снижение налоговой нагрузки несырьевого сектора. При разработке кодекса корпоративный подоходный налог был снижен с 30 до 20 процентов, НДС - с 13 до 12 процентов, была введена единая ставка социального налога в 11 процентов. Порог по НДС для постановки на учет увеличен в два раза. Все это дало толчок развитию индивидуального предпринимательства. В проекте нового Налогового кодекса изменился лишь “фасад”. Более того, предлагаемые новшества усложнят жизнь субъектам малого бизнеса.
- В чем конкретно это выражается?
- Сегодня многие предприниматели пользуются специальным налоговым режимом, например на основе патента. Министерство национальной экономики предлагает с 2020 года ограничить перечень видов деятельности на основе патента. Так, из перечня будет исключена торговля, то есть предприниматели, работающие в этой сфере, не смогут пользоваться спецрежимом. На данный момент в стране насчитывается около 600 тысяч самозанятых граждан, подпадающих под эту категорию. Они покупают патент и свободно продают свой товар. Так вот, по проекту Налогового кодекса их обяжут платить налог на добавленную стоимость, покупать кассовые аппараты и выдавать чеки, счета-фактуры. То есть они будут нести ту же налоговую нагрузку, что и супермаркеты, вынуждены будут нести затраты на бухгалтерские и консультационные услуги. Но вы сравните обороты супермаркета и владельца торговой точки на рынке! Реализуемые ими товары неминуемо подорожают как минимум на 12 процентов.
Думаю, отмена патента спровоцирует предпринимателей уйти в тень, чтобы не вести учет доходов и расходов и не платить НДС. При отмене специальных налоговых режимов бюджет получит всего 12 миллиардов тенге, при этом ущемит интересы 600 тысяч человек, которые благодаря своему бизнесу худо-бедно кормят семью и создают пару-тройку рабочих мест.
- Для чего разработчик придумал это? Чтобы пополнить таким образом бюджет?
- Поступления в казну от данной меры не окупят даже ее администрирование! Я думаю, это сделано для того, чтобы уполномоченный орган мог отчитаться в том, какие меры принимаются по борьбе с теневой экономикой. Когда проект Налогового кодекса поступит на рассмотрение в мажилис в сентябре, по данному нововведению, уверен, у депутатов будут большие вопросы.
- Какие-то послабления для предпринимателей предусмотрены в Налоговом кодексе? Ведь государство вроде как придерживается курса поддержки малого и среднего бизнеса.
- Проект кодекса предусматривает с 2020 года переход малого бизнеса на так называемый режим роста с ведением учета доходов и расходов. Это значит, что при уплате налогов предприниматель будет иметь право из своих доходов вычесть все расходы и платить налог только с оставшейся суммы прибыли. Но послаблением это можно назвать с большой натяжкой. Предлагается очень запутанная система, в которой не каждый бухгалтер разберется, учитывая то, что далеко не у каждого предпринимателя такой режим роста есть. Более того, люди начнут приписывать себе расходы, создавать, допустим, фиктивные зарплаты или проездные билеты.
Приведу несколько примеров вводимых новшеств. Субъекту бизнеса при уплате налогов разрешат вычесть из доходов 20 процентов на амортизацию, расходы на фонд оплаты труда работников, заработная плата которых не превышает четыре минимальные зарплаты (98 тысяч тенге), дополнительный вычет на заработную плату бухгалтера, фиксированный вычет по документально неподтвержденным расходам на три года с момента введения в действие кодекса.
Это самые простые примеры. Остальные пункты содержат крайне сложные, непонятные подходы. Одни трехэтажные формулировки и аббревиатуры чего стоят! А если бухгалтер ошибется в подсчетах, неправильно вычтет расходы, предприятие неминуемо ждут пени и штрафы. Поэтому, очевидно, учет доходов и расходов необходимо сделать простым и понятным. Кроме того, должны быть решены вопросы о готовности инфраструктуры оказания бухгалтерских консультационных услуг прежде всего в сельской местности.
Из плюсов отмечу, что вводится презумпция невиновности, означающая, что налоговые споры между налогоплательщиком и госорганом будут в первую очередь истолковываться в пользу первого.
- Глава государства поручил изучить увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Чего наемным работникам ждать после введения дополнительных пенсионных взносов и платежей в фонд обязательного медицинского страхования?
- К 2020 году налоговая нагрузка на фонд оплаты труда вырастет с текущих 28,5 до 37 процентов за счет пятипроцентных пенсионных отчислений работодателя и четырехпроцентных - в ФСМС. Министерство нацэкономики предложило установить максимально унифицированную базу для социального налога и социальных платежей, но это никак не решает проблему растущей нагрузки на фонд оплаты труда и уклонения от уплаты пенсионных взносов. По данным ЕНПФ, при общем числе занятых по стране 6,3 миллиона человек число вкладчиков, сделавших ежемесячные взносы в 2016 году, составило около 1,4 миллиона человек. При большой нагрузке на фонд оплаты труда, боюсь, работодатели начнут в конвертах выдавать зарплату, что скажется на пенсионных взносах. Фактически увеличение нагрузки на фонд зарплаты тормозит развитие бизнеса - вырастет себестоимость продукции, значит, она станет неконкурентоспособной, начнется сокращение штатов. Эта мера в проекте Налогового кодекса не поощряет создание малых предприятий и рабочих мест.
А вообще, начисление социальных налогов - эта методика, которой пользуются страны ОЭСР. У них происходит старение нации - пенсионеров больше, чем работающих, рождаемость низкая. Чтобы эту массу пожилых людей содержать, правительство вынуждено переложить основную нагрузку на работающих граждан. Но в Казахстане ведь совершенно иная демографическая ситуация! У нас в год рождается около 400 тысяч детей, через двадцать лет они выйдут на рынок труда, следовательно, уже сейчас надо подумать о том, какие рабочие места им предоставить. Очевидно, что сегодня мы должны обеспечивать предпринимателям все условия, чтобы они создавали новые производства. Переложение социальных затрат на бизнес и самих работников - спорная политика.
- Как Министерство национальной экономики решает задачу по отмене неэффективных налоговых льгот?
- В данном проекте Налогового кодекса это сделано формально. Прежде чем исключать или вводить новые налоговые льготы, нужно было провести полную ревизию. Любая льгота должна поощрять тот или иной экономический сектор и способствовать его развитию. У министерства сегодня нет статистики по количеству налогоплательщиков, пользующихся льготами, и суммам таких льгот, поскольку налоговая отчетность слишком упрощена и не включает такие данные, потому и ревизию провести достаточно сложно. Между тем разработчик предлагает изменить следующие налоговые льготы. Льготы по НДС для сельхозтоваропроизводителей будут заменены на пониженную ставку НДС - они будут платить не 12 процентов, как все, а 4 процента. Военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов предлагают отменить льготу по индивидуальному подоходному налогу. Их доходы упадут на 10 процентов, что приведет к социальному напряжению среди данной категории лиц и в конечном итоге к необходимости повысить им зарплату, что нивелирует фискальный эффект. Эта мера выеденного яйца не стоит еще и потому, что бюджет от этого почти ничего не выиграет. Значительное фискальное значение будет иметь только отмена льготы по корпоративному подоходному налогу для свободной экономической зоны “Астана - новый город”. И без того из бюджета выделяются немалые средства на инфраструктуру СЭЗ - с 2003 года на эти цели из республиканского бюджета и Национального фонда выделено 270 миллиардов тенге, и дополнительно еще требуется 200 миллиардов! При этом в СЭЗ в общей сложности создано всего порядка десяти тысяч рабочих мест. Насколько эффективно продолжать предоставление льгот на СЭЗ и строительство дорогостоящей инфраструктуры, остается непонятным.
- Как отмечал глава государства, существующий Налоговый кодекс “создан с вражеской целью для нас всех”. В частности, он указывал на его громоздкость и слишком сложный язык. Новый проект НК упрощен?
- Судите сами: в действующем кодексе 850 страниц, в предлагаемом проекте - пока 767. Количество слов с 319 тысяч сократили до 288 тысяч. Проект содержит порядка 300 отсылок на статьи, 220 отсылок на пункты статей и более 160 отсылок на подпункты. При этом сохранена сложность языка изложения. Поэтому на данный момент поставленная задача пока не выполнена.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана