2529

Наше учреждение прочно заняло своё должное место в правовой системе страны

Одними из важных результатов состоявшегося перерас­пределения властных полномочий в Казахстане стали повышение статуса омбудсмена и передача функций по его избранию сенату по представлению главы государства. Эти решения позволят существенно укрепить национальную систему защиты прав и свобод человека. Об этом и многом другом уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар ШАКИРОВ (на снимке) рассказал в интервью корреспонденту “Времени”.

- Закрепление положения об омбудсмене в Конституции страны - это не только повышение его статуса, но и прежде всего акцентирование приоритетности вопросов прав человека в государстве и обществе, - отметил Аскар Шакиров. - Как нельзя точно с данной приоритетностью корреспондируется программная статья президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”, в которой определена задача построения единой нации сильных и ответственных людей через повышение конкурентоспособности, прагматизм, толерантное отношение друг к другу и развитие человеческого капитала.
Новый статус уполномоченного по правам человека дает возможность для дальнейшего совершенствования законодательной базы, регулирующей его деятельность, в соответствии с Парижскими принципами - сводом общепринятых стандартов для национальных правозащитных институтов. Данный вопрос я поднимал осенью прошлого года перед премьер-министром Бакытжаном САГИНТАЕВЫМ, который, как известно, является руководителем Национальной комиссии по модернизации.
Соответствие вышеупомянутым Парижским принципам предоставляет омбудсмену существенные привилегии. В частности, речь идет о доступе к таким международным инструментам правозащитной деятельности, как право голоса во всех правозащитных органах, включая Совет по правам человека.
Практически сразу после конституционной реформы я посетил штаб-квартиру Совета Европы (СЕ) в Страсбурге и проинформировал о ее основных положениях в ходе встреч с руководством секретариата данной организации, Венецианской комиссии СЕ и Европейского суда по правам человека. Данная информация встретила положительный отклик и получила высокую оценку.
Следует особо отметить, что перераспределение полномочий по избранию омбудсмена отнюдь не ослабляет роль главы государства как гаранта обеспечения прав человека, так как именно по его представлению сенат будет избирать омбудсмена.
- Какие инструменты есть у вас как у уполномоченного по правам человека? Какие есть рычаги воздействия на нарушения прав наших граждан?
- Основными инструментами в работе омбудсмена являются обращения и рекомендации в адрес госорганов и должностных лиц, в том числе, в частности, премьер-министра, председателя Верховного суда, первого руководителя госструктур. В 2016 году такие инструменты были использованы по итогам посещения около 700 объектов мониторинга, в том числе в рамках национального превентивного механизма против пыток и других видов жестокого обращения (НПМ), который охватывает пенитенциарную, медико-социальную, детскую, военную и другие сферы. В первом квартале этого года таких посещений было более 200. По итогам каждого такого посещения вырабатываются конкретные рекомендации, которые направляются в соответствующие государственные органы для принятия необходимых мер.
Вместе с тем картина была бы неполной, если бы речь шла о реакции только на поступившие непосредственно нам жалобы. Объектом рассмотрения нередко становится информация, полученная самостоятельно, в том числе из СМИ, и вызвавшая широкий общественный резонанс. Например, недавняя ситуация с временной регистрацией граждан в первые дни ее ввода в действие. Учреждение омбудсмена было, пожалуй, первым и единственным на тот момент, кто публично обратился к правительству с предложением установить временную отсрочку применения штрафных санкций, чтобы снять напряжение, при том, что сами меры, в принципе, были применены обоснованно, поскольку предполагают искоренение масштабной латентной миграции и сокрытия доходов. В результате, как вам известно, этот срок был продлен практически более чем на два месяца, до 15 марта.
Другой пример связан с открытым письмом омбудсмена министру образования и науки Ерлану САГАДИЕВУ по поводу нашумевшего сообщения о возможном продлении учебного года и сокращении летних каникул в школе без обсуждения данного вопроса с общественностью. Такой подход шел вразрез с установкой главы государства на системный подход, всесторонний анализ и высокий уровень организации решения задач государственного уровня.
Таких примеров можно привести немало. В последнее время омбудсмен публично в СМИ высказал свою позицию и по несанкционированным митингам в связи с внесением поправок в Земельный кодекс, инициативе призыва нетрудоустроенных граждан в Вооруженные силы, выселению многодетных семей, защите детей от негативной информационной среды и другим актуальным вопросам.
- Кстати, интересно узнать, с какими вопросами чаще всего обращаются к вам казахстанцы?
- К омбудсмену ежегодно поступает около 1500 обращений граждан, которые затрагивают практически все сферы жизнедеятельности. Вместе с тем следует выделить, если можно так выразиться, традиционно лидирующую тройку жалоб, касающихся действий правоохранительных органов (30%), несогласия с судебными решениями (28%) и некачественного оказания госуслуг местными органами власти (16%). Решение данных проблем, как известно, потребовало применения на государственном уровне системных мер, в выработке которых активное участие принимало и наше учреждение. В качестве главных из них следует назвать создание механизма “открытого правительства” в рамках пяти институциональных реформ и “100 шагов” по их реализации; проведение правовой реформы с принятием пяти кодексов, существенно либерализовавших уголовное правосудие; переход на трехзвенную судебную систему; создание НПМ, действующего при координирующей роли уполномоченного по правам человека.
- Какие основные достижения вы бы отметили в работе учреждения омбудсмена?
- Прежде всего то, что мы прочно заняли свое должное место в правовой системе страны в качестве независимого национального правозащитного института.
Другим достижением можно назвать небезуспешное выполнение нами функций медиатора между государством и обществом, госор­ганами и гражданским сектором. Убедительным примером вышесказанного является уже упомянутый НПМ. За трехлетний период его участники провели беспрепятственный мониторинг 1688 закрытых учреждений страны.
Важным следует считать, на мой взгляд, успешное интегрирование в международное правозащитное сотрудничество и достаточно эффективную работу в нем. Мы вступили в Международный координационный комитет национальных правозащитных учреждений (омбудсменов) и активно работаем в рамках одной из его сетей - Азиатско-Тихоокеанского форума (АТФ), как, впрочем, и со всеми остальными ведущими правозащитными организациями. К слову, на следующей неделе в Астане под эгидой АТФ состоится практикум по актуальным правозащитным вопросам с участием омбудсменов центральноазиатских стран, Афганистана и Монголии.
Благодаря активной работе с международными партнерами наша страна в отдельных правозащитных вопросах является уже не реципиентом, а донором. Так, результаты совместного проекта учреждения омбудсмена с ЮНИСЕФ по противодействию насилию над детьми в семье, школе и городской среде рекомендованы для использования в других странах.
- Скажите, насколько удается вам защищать права казахстанцев за пределами нашей страны?
- Находящиеся за рубежом соотечественники, конечно, также являются объектами нашего пристального внимания и защиты. Могу привести два наиболее показательных примера.
Первый связан с убийством молодых казахстанцев, усыновленных гражданами США. Данный трагический случай выявил серьезные системные проблемы в этой сфере. Как выяснилось, по 673 казахстанским детям из 6609, усыновленных гражданами США, в нашу страну не поступали утвержденные законом постусыновительные отчеты, а по 237 какая-либо информация и вовсе отсутствовала, т.е. они не были взяты на консульский учет. После нашего соответствующего обращения в МИД и Мин­образования и науки надлежащие учет и контроль были установлены.
Другой случай связан с нашумевшими заявлениями наших граждан в связи с их незаконным удержанием, эксплуатацией и жестоким обращением в Москве бывшими казахстанцами - ныне гражданами России. По инициативе нашего учреждения правоохранительные органы обеих стран приступили к расследованию упомянутых фактов. Я также обратился к своей коллеге омбудсмену России Татьяне МОСКАЛЬКОВОЙ, которая в настоящее время оказывает необходимое содействие с целью доведения этого дела до логического конца.
- А как вы как омбудсмен и гражданин относитесь к наблюдающейся тенденции - закрытию детских домов в стране?
- Вы затронули достаточно чувствительную проблему, которая вызывает определенное беспокойство. Действительно, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к закрытию детских домов и замене их на альтернативные формы устройства детей в семьи (патронат и опека). Так, в 2015-2016 годах на патронатное воспитание и опеку был передан 1841 ребенок, закрыты 48 детских домов. Вместе с тем за этот же период из этих детей 399 были возвращены обратно, то есть почти каждый четвертый ребенок пережил вторичное сиротство.
Одной из основных причин происходящего, на наш взгляд, является отсутствие необходимой подготовки патронатных родителей, как это в обязательном порядке принято в большинстве стран. К сожалению, при нынешней ситуации мы не имеем реальной оценки мотивации патронатных родителей. Это особенно тревожит после заявления вице-министра образования и науки о том, что около 40% родителей не владеют навыками дошкольного воспитания, а 50% не разбираются в вопросах физиологического развития детей.
В настоящее время сложилось так, что оформить ребенка на патронатное воспитание порой - как бы цинично это ни звучало - бывает проще, чем получить иной документ в ЦОНе.
К слову, патронатным воспитателям ежемесячно выплачиваются зарплата от 35 тыс. тенге и выше, а также пособие в 9-10 МРП (22 тыс. тенге).
- Наверняка некоторые люди именно по этой причине и берут на патронатное воспитание детей-сирот...
- Я бы не стал брать на себя ответственность говорить именно так, но, например, на днях в Москве разгорелся скандал в связи со случаями массового возврата детей патронатными воспитателями в детские дома именно по причине невыплаты им причитающейся зарплаты. Данный вопрос уже вынесен на обсуждение всероссийского съезда детских омбудсменов.
Мы обратились к премьер-министру республики с письмом, в котором выразили обеспокоенность по поводу того, что форсирование деинституционализации детских домов без создания необходимой базы и учета существующих реалий может привести к необратимым последствиям.
На прошлой неделе я посетил детский дом в Акколе Акмолинской области, который даже по международным меркам является образцовым, к уровню которого необходимо подтягивать остальные аналогичные учреждения по стране. На сегодняшний день государственный детский призор с его десятилетиями сложившимся опытом, кадрами, инфраструктурой является наиболее надежной защитой детей-сирот. Во всяком случае, до перехода на вышеупомянутые альтернативные формы при условии, что они будут отвечать необходимым требованиям.
- В своей деятельности вы вообще определяете какие-то приоритетные направления?
- Приоритетных направлений, связанных с какими-либо социальными, политическими, расовыми, национальными и иными признаками, мы не выделяем. По определению институт омбудсмена деполитизирован, и вовлечение его в этот процесс бесперспективно.
Вместе с тем в качестве приоритетных можно назвать обеспечение прав уязвимых групп нашего общества, прежде всего детей, женщин и инвалидов, которым мы уделяем особое внимание.
В Казахстане вопросам прав детей придается особое значение: в Министерстве образования и науки есть отдельный комитет по охране прав детей, а недавно решением президента учреждена должность детского омбудсмена. С первых дней создания этого нового института мы оказываем ему всестороннюю поддержку и интегрируем его в совместную работу, прежде всего в рамках ранее начатых проектов, имея в виду, что цели и задачи у нас едины.

Самат АШИМОВ, фото с сайта rus.azattyk.org, Астана

Поделиться
Класснуть