Здоровье стоит дорого
Сферу здравоохранения не ругает только ленивый. И медицинские скандалы лишь подогревают общественное недовольство. Чего стоит недавний трагический случай в Алматы, когда умер донор после пересадки почки. Министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ в эксклюзивном интервью газете “Время” ответил на проблемные вопросы и даже поделился некоторыми тайнами своей профессиональной деятельности.
- Гибель донора в крупнейшей больнице Алматы всколыхнула все общество. Этот неординарный случай в очередной раз обнажил проблему непрофессионализма, а может, и халатности врачей. Вы выезжали в ту больницу, выясняли обстоятельства дела?
- Давайте пока не будем делать поспешных выводов и кого-то обвинять. Следствие идет, еще нет заключения экспертизы. Давайте дождемся результатов. Мы хотели направить комиссию в эту больницу, но проверять нечего - все документы, истории болезней изъяты правоохранительными органами. И только они сейчас имеют право провести анализ и дать патологоанатомическое заключение. Удаление зуба сопряжено с немалыми рисками, опасностью, и есть соответствующая статистика осложнений после таких стоматологических процедур. А тут трансплантация органа... Врачи не боги, не роботы. Врачебные ошибки, увы, были, есть и будут. И не только в Казахстане. В США, где, казалось бы, здравоохранение очень развито, по статистике, допускается самое большое количество врачебных ошибок в мире! В Америке даже есть официальная статистика врачебных ошибок, так называемый конфиденциальный аудит без персональных данных. А в Казахстане, что греха таить, врачебные ошибки скрывают - переписывают диагнозы, утаивают различные осложнения, потому что врачей, допустивших ошибку, сразу с работы увольняют! Недавно мы начали эту систему менять - проводим проверки и по каждому случаю принимаем меры. В 2016 году комитет контроля медицинской деятельности Минздрава выявил 929 административных правонарушений, к ответственности привлечены 742 физлица, 143 должностных лица и 44 юридических, 467 дел направлены в правоохранительные органы. Плюс проверки проводят прокуратура, МВД.
- Елжан Амантаевич, а вы допускали врачебные ошибки?
- Естественно. А как бы я стал опытным врачом? Я работал врачом-реаниматологом, и каждый раз, когда пациент, находившийся на грани жизни и смерти, в итоге все-таки умирал, я спрашивал себя, все ли я правильно сделал, грамотно ли просчитал каждый свой шаг. Медицина - это же вам не физика, где реакция либо есть, либо нет. Врачи, прежде чем принять решение, анализируют тысячу всевозможных факторов и рисков и то не застрахованы от ошибки! Вы посмотрите, как учатся студенты медицинской академии, какая у них нечеловеческая нагрузка. Я до сих пор помню, как в час ночи последним выходил из здания вуза, и в нем оставался только сторож. Общество навешивает ярлыки на наших врачей. Таким образом, мы дождемся, что завтра людей просто некому будет лечить! Врачи разъедутся по разным странам, где их уважают и платят достойную зарплату. Наши врачи и так уже превратились в ежей, защищающихся от тех, кто их постоянно критикует. Если доктор допустил ошибку, люди сразу звонят во все колокола, требуют его уволить, а то и вовсе засадить за решетку. Если врач допустил ошибку, его нужно не бить по рукам, а дать возможность сделать работу над ошибками, пройти дополнительное обучение. Разумеется, ошибку надо четко отделять от халатности, за которую следует строго наказывать в соответствии с законом. Быть врачом - это привилегия и величайшая ответственность.
- На прошлой неделе во время вашей встречи с медперсоналом столичной поликлиники № 5 одна пенсионерка устроила скандал, потому что никак не могла попасть на прием к узкому специалисту. Действительно, чтобы получить консультацию у того же эндокринолога или невропатолога, ждать приходится порой по нескольку недель. Как Минздрав собирается решать эту проблему?
- Да, дефицит узких специалистов в поликлиниках сегодня огромный. Причина банально проста - они не хотят работать в государственных медучреждениях из-за низкой зарплаты и уходят в частные клиники, где пользуются спросом, уважением и получают достойные деньги. Проблему поможет решить внедрение обязательной системы медицинского страхования (ОСМС). Мы хотим, чтобы в Казахстане сложилась рыночная система здравоохранения, когда врачи работают в частных клиниках, получают хорошую зарплату, а пациенты приходят к ним и ничего не платят - за них это делает страховка. Фонд медстрахования будет заключать договоры со всеми поставщиками медицинских услуг - государственными и частными - и будет выделять им деньги. Таким образом на рынке появится конкуренция - за пациентов, за деньги, ведь фонд будет выделять средства тем, кто оказывает качественные услуги по невысоким тарифам. А конкуренция, как известно, способствует повышению качества. Наряду с этим мы будем добиваться того, чтобы в частных и государственных клиниках установились единые тарифы на оказание медуслуг.
- Но ведь за такие блага гражданам все равно придется отстегивать деньги из своего кармана, делая взносы в фонд медстрахования. В год в среднем сумма отчислений для наемных работников составит 40 тысяч тенге. Для многих наших граждан это немалые деньги. А есть ли гарантия, что в итоге мы будем получать качественную медицинскую помощь?
- Существующая в Казахстане бюджетная модель здравоохранения накладная и неэффективная. Казахстан все время плетется в хвосте, потому что исходя из возможностей бюджетной системы в год на здравоохранение одного гражданина выделяет всего 200 долларов. Мы просто застряли на этой цифре. Сегодня мы не позволяем себе многие противоопухолевые препараты, не можем полностью обеспечить население высокотехнологичными операциями, не можем даже на первичной медико-санитарной помощи позволить себе нормальных врачей, потому что платим им 40-50 тысяч тенге в месяц. Тогда как в развитых странах на одного гражданина государство тратит от тысячи долларов и выше!
Если мы хотим позволить себе такое же здравоохранение, как, например, в Турции, Израиле или Корее, то должны использовать 60-70 процентов республиканского бюджета, но это, разумеется, нереально. В США, Европе, Японии, Турции, Корее работает система обязательного медстрахования, она доказала свою эффективность.
И мы создадим модель, которая позволит системе здравоохранения быть устойчивой. В фонд медстрахования 70 процентов средств будет поступать от государства, 30 процентов - от доходов работодателей, предпринимателей и наемных работников.
Принципиально важно, что у фонда будут мощные рычаги контроля качества медицинских услуг. Например, в 2016 году Минздрав провел экспертизу и наложил штрафные санкции - более 4 миллиардов тенге поставщикам медуслуг за различные нарушения. А у фонда будет еще больше инструментов: эксперты станут проверять амбулаторные карты, истории болезней пациентов. Фонд будет нести ответственность за каждый тенге!
Я помню, как работал фонд медстрахования в 1994 году, тогда эксперты регулярно наведывались в больницы и поликлиники и досконально проверяли каждую историю болезни. Для врачей это был мощный стимул работать ответственно, обдумывать каждый свой шаг.
- Сегодня даже в государственных поликлиниках большинство медицинских услуг платные - анализы крови, магнитно-резонансная томография, лечебный массаж и прочее. Станут ли эти услуги с введением ОСМС бесплатными? Будет ли пересмотрен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи?
- Многие из этих услуг можно будет получать бесплатно в государственных поликлиниках либо в частных клиниках, имеющих договор с фондом. Система обязательного медстрахования постепенно будет стремиться к тому, чтобы те услуги, которые показаны пациенту, стали бесплатными. Но их человек сможет получить только по направлению своего участкового врача.
- Сегодня многие жалуются, что приходится полдня сидеть в очереди к терапевту, чтобы получить направление к узкому специалисту. К чему такая волокита? Неужели нельзя сделать так, чтобы пациент напрямую обращался к нужному врачу?
- Так было всегда: чтобы попасть к узкому специалисту за счет государства, нужно взять направление у участкового врача. Такой принцип действует во всех странах. Базовая подготовка врача общей практики позволяет ему самостоятельно справляться с большинством проблем на ранних стадиях заболевания. Если у вас с балкона украли белье, необязательно идти в Комитет национальной безопасности - для этого есть участковый полицейский. Так и здесь: если болит сердце, нет необходимости сразу идти к кардиологу. Это я вам как врач говорю - мне не нужно быть нейрохирургом, чтобы снять головную боль. Кроме того, электрокардиограмма, ультразвуковое исследование, анализы - все это стоит денег. Если мы сейчас скажем пациентам: идите к какому захотите специалисту, никаких денег у государства не хватит.
- Как решается проблема с обеспечением населения бесплатными лекарствами? Сегодня, например, онкобольные вынуждены порой самостоятельно приобретать даже трамадол…
- Тендеры мы начинаем проводить за полгода до поставки лекарств, но даже этого запаса времени бывает недостаточно. Проблема в том, что производители лекарств зачастую не приходят на конкурс, требуя повышения цены. Мы с одной всемирно известной компанией уже полгода не можем договориться, потому что жестко защищаем экономические интересы государства. Мы знаем, что соседней стране эта компания в два раза дешевле продает лекарства. Теперь будем искать другого производителя, который будет реализовать нам товар по адекватной цене.
- Кстати, о ценах. Почему медикаменты в Казахстане намного дороже, чем, например, в России? Какие меры примет Минздрав, чтобы решить эту проблему?
- У нас пока нет права регулировать розничные цены на лекарства. Но по поручению главы государства мы разработали законопроект, который позволит нам устанавливать предельные цены. До конца этого года закон будет принят.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото предоставлено пресс-службой Министерства здравоохранения, Астана