“Наша выставка станет лучшей за всю историю EXPO!”
До начала международной выставки EXPO-2017 в Астане осталось чуть больше 100 дней, а скандалы при этом вокруг проекта не кончаются. Кто за этим стоит? Как это отражается на подготовке выставки? На эти и другие вопросы отвечает директор департамента по связям с общественностью нацкомпании “Астана ЭКСПО-2017” Сергей КУЯНОВ (на снимке).
- На днях в Сети появились фотографии некоего объекта с трещиной в конструкции, которые многие тут же связали с EXPO. Это ваш объект?
- Официальную позицию компании я озвучил сразу: эти фотографии были сделаны не на объектах EXPO. Поэтому вынужден еще раз огорчить многих любителей покричать “караул!” в соцсетях: у нас все хорошо.
Как только эта подделка появилась в Сети, я показал ее нашим специалистам, занимающимся строительством. Все объекты, на которых есть трубчатые сочленения, были визуально обследованы. Через несколько часов стало понятно: у нас нигде никаких трещин нет. Откуда она взялась - или это фотошоп, или объект с похожими конструкциями, непонятно.
- Искать источник будете?
- Зачем? Ну если только на выставку пригласить (смеется). Нет, мы не собираемся проводить расследование. Повода для беспокойства у нас нет. А тот, кто эту глупость сделал, пусть она на его совести и останется. Хотя, не скрою, у нас возникали различные версии ответа на вопрос: кто мог пойти на такое?
- В дальнейшем могут возникнуть подобные ситуации?
- Однозначно сказать, могут или не могут, нельзя. Хейтеров, людей, желающих заработать на EXPO и просто неадекватов, много. Но волков бояться - в лес не ходить. Важно другое: наша выставка станет лучшей по количеству участников за всю историю EXPO! Мы закончили со строительством, причем за полтора года сделали то, что нужно было сделать за четыре года. У участников вопросов по качеству строительства нет. Павильоны все готовы, сервисная инфраструктура тоже готова. Остались небольшие объемы работ на самой сфере. Профессиональная мировая общественность признает: Астана будет одной из самых актуальных и интересных площадок за последние десятилетия. Недавно был у нас президент и дал высокую оценку готовности. Международное бюро выставок также дало высокую оценку подготовке. Скоро мы ждем их еще раз - на собрании международных участников. В общем, нам некогда обращать внимание на провокации.
- А обрушение декоративной конструкции? Как сейчас обстоят дела?
- Восстановление продолжается, скоро закончат работы. Конечно, подрядчик поторопился с заявлением, что за месяц все восстановит. Компании пришлось заново сделать расчеты и заказать новую металлоконструкцию. За свой счет, разумеется. Теперь подрядчик будет разбираться с проектировщиком, кто кому сколько должен.
- Но вы после этого ЧП все объекты перепроверили?
- Конечно, мы заново обследовали все аналогичные конструкции. Проблем не выявлено, тем не менее они были дополнительно укреплены. Дело в том, что когда проектировали весь комплекс, был единый подрядчик по проектированию. Но именно по этим мостам каждый подрядчик делал сам свой проект исходя из особенностей конструкции. BI group нанял для проектировки своего отечественного подрядчика. Но заложили не тот тип металла. В ноябре стояли дикие морозы, и в результате сжатия металла соскочили крепления с опор, и конструкция рухнула. Сейчас все это учтено, и ради безопасности под этими декоративными мостами дополнительно установили опоры.
- Вы заявляли, что успели сэкономить на строительстве EXPO 300 млрд. тенге. Каким образом? И за чей счет? Дайте весь расклад по экономии.
- Всего расклада дать пока не могу, потому что это неокончательная цифра. Вот эти здания, что мы видим за окном, предполагались несколько другими. Здесь было много лишнего, много дорогого и нефункционального. Отказались от мегадорогих вещей, которые были не нужны в принципе. Здесь планировался гигантский экран для трансляций. Он стоил каких-то сумасшедших денег - миллиардов. Отказались от супердорогих технологий, которые здесь предполагались. Сами подумайте: планировалось на крышах всех павильонов установить солнечные панели. Это, конечно, интересное решение, но вопрос цены остро встал, очень дорого. К тому же здесь не Сахара: зимой эти панели при морозах просто ломаться будут. Много было таких ненужных элементов...
- Тема маскотов недавно позабавила казахстанцев. Вообще, чья идея была с этими талисманами? Кто отбирал эти фигурки и был ли какой-то конкурс?
- Конкурс был, образы маскотов утверждались государственной комиссией, то есть на самом высоком уровне. То, что случилось, результат работы нерадивого подрядчика. Мы долго разбирались, вызвали подрядчика, спрашиваем: как ты это сделал? Ну, говорит, так получилось... В итоге мы пришли к тому, что он их переделает, - естественно, за свой счет.
- Сумма большая затрачена?
- Небольшая, эти фигурки стоят каждая несколько сотен тысяч тенге. Там не миллионы точно.
- Проясните окончательно вопрос о принудительной покупке билетов. Все-таки есть ли разнарядка по регионам?
- Нет, конечно! Объясню, как это произошло. Когда готовились расчеты выставки, вышли прогнозы по посещению и количеству туристов, в том числе цифры по Казахстану и регионам по отдельности. Естественно, в конце прошлого года эту информацию мы довели до акиматов областей. Мол, ребята, из вашего региона ожидаемый прогноз приезда жителей - 100 тысяч человек, из вашей области - 200, из другой - 150. Для чего это было сделано? Чтобы на местах акимы областей озаботились логистикой, транспортом, отработали с акиматом Астаны вопросы проживания людей, и так далее. Астана обеспечила гостей всем необходимым, в том числе и жильем. В принципе, эти прогнозные цифры сейчас подтверждаются. Проблема в том, что на местах акиматы восприняли эти цифры по-своему. И отреагировали по-своему. Когда в СМИ прошла негативная информация, мы возобновили работу “горячей линии”. Получили где-то десятка три сообщений из регионов. Процентов 90 этих звонков приходится на две области. Не буду их называть, скажу лишь, что одна - южная, другая - восточная...
Иногда создается впечатление, что люди не понимают: один билет, который они заставили купить, - это энное количество не купленных добровольно билетов.
- Кстати, по регионам почему-то вообще не видно рекламы выставки…
- Коллеги-маркетологи говорят, что рекламная кампания скоро начнется. Сейчас ограничиваются только наружкой, следом пойдет телевидение и событийное продвижение. Ну у них свои планы и резоны. В регионах скоро начнется заметная активизация. Совсем скоро мы будем говорить о самой продаваемой части выставки - культурных мероприятиях. Сейчас мы оформляем контракты с артистами - как с нашими, так и с зарубежными. Культурная программа почти сверстана. Сейчас мы уже можем сказать, что у нас будет Цирк дю Солей, фестиваль Spirit of Tengri будет проводиться здесь, на территории выставки. По другим зарубежным гостям более подробно будем говорить чуть позже.
- И все же дорогим удовольствием окажется для нас EXPO. Есть резонный вопрос: окупится ли это мероприятие?
- Необходимость окупаемости EXPO - один из странных и безграмотных мифов, родившихся несколько лет назад. Нужно понимать: EXPO - не торговое предприятие. Здесь невозможно подсчитать сальдо и подбить прибыль. Два с лишним миллиона посетителей и пять миллионов посещений мы реально ожидаем. Компании-реселлеры у нас уже законтрактовали 600 тысяч билетов.
Теперь давайте подумаем более масштабно. Вот комплекс зданий, в которых будет проводиться выставка. После EXPO эти здания никто не снесет и не увезет, здесь будет деловой центр столицы, которого, кстати говоря, у Астаны до сих пор нет. И лет через 5-10 никто даже не попытается отнести затраты на его строительство на счет EXPO. Теперь о доходах.
Вопрос в том, что EXPO дает возможности, а не прибыль. Если вы покупаете билет на самолет и опаздываете на рейс, это не вина авиакомпании. Здесь аналогичная ситуация. Задача страны - выжать максимум профита из этих возможностей - и в продвижении, и в технологическом развитии, и в туризме. Южная Корея в начале 90-х сумела это сделать, после EXPO их Тэджон стал научно-технологическим центром. И сами корейцы говорят, что их нынешнее господство в области бытовой техники зиждется во многом на тэджонских разработках.
У нас тема выставки гораздо серьезнее: не холодильники и телевизоры, а энергия. То есть основа всего - от экономики до бытового комфорта. Нефтяная эра в мире заканчивается. Начинается эпоха новой энергии. И если мы все сделаем правильно, она начнется отсюда - из Астаны.
Беседовал Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото автора и с сайта vlast.kz, Астана