А есть ли кризис?
Козьма Прутков говаривал: “Если на клетке со слоном увидишь надпись “буйвол” - не верь глазам своим!”
А от одного из романов Максима Горького остался знаменитый вопрос-восклицание “А был ли мальчик?”. Вот и нам впору вопросить: а есть ли кризис?
Опроси на улице первых сто встречных (среди них наверняка найдется пара докторов экономических наук и один без среднего образования), 99 уверенно скажут: “Да, в Казахстане кризис”. А если судить, например, по действиям премьера Бакытжана САГИНТАЕВА, то выходит, что кризис вроде бы есть, но его в то же время и нет.
С одной стороны, премьер предпринял такой нестандартный шаг, как встреча с группой считающихся независимыми экспертов, специально прилетевших к нему на рандеву из Алматы. В обход, между прочим, министра и Министерства национальной экономики, будто без советов неформалов главе правительства уже не обойтись. И далее у него в минувшем октябре было еще три встречи подряд с группами тоже неправительственных экспертов: по экономике, торговле, обрабатывающей и пищевой промышленности. Это уже под эгидой Нацпалаты предпринимателей, но в поиске того же ответа на вопрос “Что делать?”.
С другой же стороны, правительство уверенно держит линию на то, что все в порядке, в предыдущую пару лет была создана основа для уверенного движения вперед, и вот сейчас пошла отдача. Динамика по всем основным показателям уже позитивна, дно кризиса преодолено, есть, пусть и незначительный, рост экономики. Цены под контролем, жилищное строительство ведется, урожай хороший.
Но! Если почитать тех же самых независимых экспертов (которые у нас еще и блогеры), то их рецептами по переделке оказались накрыты едва ли не все сектора экономики. И немудрено: ведь если “правильно” сформулированный вопрос уже содержит в себе половину ответа, то на вопрос без такой половинки получаешь ворох ответов, в которых рискуешь еще больше запутаться.
И тут впору спросить: если правительство действительно собирается реально работать с экспертами, то готово ли оно задавать им вопросы точно по существу проблем? То есть видит ли оно само те главные проблемы, которые составляют суть то ли переживаемого, то ли уже пережитого нами кризиса?
Начнем, например, с падения цен на нефть, что и повергло нас в кризис. Как должен быть сформулирован вопрос по поиску выхода?
Суть здесь не в арифметике: было, мол, 100 долларов за баррель, стало 50, а в исчезновении долларового избытка платежного баланса, который был двигателем экономического роста. Часть этого избытка отсекалась в Нацфонд, другая часть скупалась в золотовалютные резервы Нацбанка в обмен на пополняющие экономику тенге. Вот это пополнение, достававшееся сырьевым экспортерам, и обеспечивало пусть и однобокое, но развитие. Сейчас некоторую компенсаторную роль играет возврат денег из Нацфонда, переведенного из накопительного в расходный режим. Отсюда и содержательный вопрос: на что, если не хотим просто проедать, расходовать эти деньги? В какую конкретно новую экономическую инфраструктуру взамен экспортно-сырьевой их вкладывать? И через какие механизмы?
Следующий вопрос по цепочке: как относиться к замене западных иностранных кредитов и инвестиций китайскими? С тем обязательным уточнением, что сотрудничество с Китаем, конечно, равноправное, но… не равновесное. Ведь если человек падает с крыши, то не только он летит к земле - Земля по закону Ньютона тоже падает на человека. Все дело в разнице масс, неодинаковых отрезках падения и разном воздействии друг на друга при соприкосновении. Например, 51 производство, переносимое из Китая в Казахстан, - это, конечно, немножко и наш проект, но более китайский. И тогда в чем наш интерес и как он должен реализовываться?
Или обратимся к нашим собственным делам. Есть, например, такая важная для населения и уже целую вечность нерешаемая проблема КСК - давайте озадачим экспертов, но только конкретно и предметно. Накопительная пенсионная система тоже зависла в старых проблемах и новых переделках, а тут еще и медицинское страхование - пусть эксперты выпишут и для них системные решения.
Тарифы, зарплаты, самозанятые, устройство местного самоуправления, сбор и переработка отходов, закупки и тендерные комиссии и т. д., и т. п. - только навскидку можно назвать десятка два конкретных экономических и социальных узлов, развязывать которые правительство либо даже не пытается, либо запутывает еще больше. Дежурными встречами с экспертами.
Тут ведь главное - правильно спросить. Тогда и получишь правильный ответ.
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы