Пора прикрывать лавочку по разбазариванию госсредств!
Читателям газеты “Время” хорошо известно критичное отношение руководителя парламентской фракции “Ак жол” Азата ПЕРУАШЕВА к тому, как чиновники и нацкомпании распоряжаются своими полномочиями и государственными средствами. Из года в год под раздачу депутата попадают различные ведомства - от министерств индустрии, чрезвычайных ситуаций, образования до Жилстройсбербанка и владельцев счетов в офшорных зонах.
Вот и под занавес завершившейся парламентской сессии лидер демократов выдал очередной залп - на этот раз по безответственности и раздутым затратам в системе закупок “Самрук-Казыны”.
Насколько болезненной оказалась эта критика можно судить по тому, что буквально на следующий день в различных СМИ посыпались разъяснения госменеджеров о том, что сведения депутата неточные, а закупки фонда прозрачны как никогда. Газета “Время” решила дать возможность и г-ну Перуашеву выдать, так сказать, свой “ответ Чемберлену”.
- Азат Турлыбекович, в который раз после ваших нелицеприятных обвинений разворачивается ответная информационная волна. Но, может быть, руководству “Самрук-Казыны” было бы правильнее ответить вам лично, а не поднимать столько шума?
- Напротив, я думаю, что это правильная реакция. Во-первых, репутация организации очень важна, и фонд просто обязан ее поддерживать.
Во-вторых, разъяснение своей позиции фондом ведется корректно, без личных выпадов. Это говорит о наличии культуры дискуссии.
Ну и, в-третьих, работа фонда касается всех казахстанцев, и обществу нужно знать, что там происходит. Ведь прямые вливания из бюджета и Нацфонда в уставные капиталы этих дочерних гигантов - это все народные деньги, на которые мы их содержим.
Поэтому стремление фонда раскрыть больше информации, пускай даже под давлением депутатов, уже определенный шаг к подотчетности перед обществом, на чем мы постоянно настаиваем.
Выступая в парламенте, я говорил не только о “Самрук-Казыне”, но и о квазигосударственном секторе в целом, назвав также холдинги “КазАгро”, “Байтерек”, “Касипкор”. На самом деле государственных холдингов и компаний в экономике уже больше 400. И проблемы с использованием госсредств присутствуют в каждом.
“Самрук-Казына” через свою “дочку” “Самрук-Казына Контракт” хотя бы ведет статистику, принимает жалобы от предпринимателей, проводит какие-то разбирательства. Я привел данные по “Самруку” просто потому, что у них эта информация имеется, в отличие от других. Как раз здесь мы видим определенное стремление к прозрачности, и это надо уважать. Но одного стремления, конечно, мало.
- Вы говорите “без личных выпадов”. Однако в одной из публикаций представители фонда прямо заявили, что вы озвучили неправильные данные.
- Да, читал, но лучше бы они об этом промолчали. Например, было сказано, что объем закупок фонда составил не 3,5 триллиона тенге, а “всего лишь” 3,4 триллиона. Разве это как-то меняет общую картину? По закону больших чисел, если от большого числа отнять малое - остается большое число. Может быть, для менеджеров “Самрука” три триллиона четыреста миллиардов тенге - небольшие деньги, но для миллионов казахстанцев - это не просто большое, а очень большое, гигантское число.
Еще было сказано, что наказали не 255, а 276 сотрудников, допустивших финансовые нарушения. Я в своем запросе указал, какие это были, с позволения сказать, “наказания”: троих понизили, 13 получили сокращенные премии (то есть за фокусы с государственными деньгами им еще и премии выплатили), 89 объявили выговор. А остальным даже выговоры не сделали, обошлись замечаниями.
Мы говорим о финансовых нарушениях, связанных с использованием триллионов, а нас успокаивают тем, что еще 21 менеджер получил замечания. Разве что-то изменилось с точки зрения тенденций? Ни-че-го.
Самое же интересное в том, что те данные, на которые я ссылался, мне предоставил как раз “Самрук-Казына Контракт”. Их официальный ответ с этими данными я могу показать кому угодно. Поэтому все претензии не ко мне, а к самому фонду, точнее к его “дочке”, напрямую ответственной за закупки.
- Получается, вы не видите для себя никакого конфликта. Тогда в чем был смысл вообще поднимать эту тему?
- Конфликт есть, но он не личный, а системный. В конце концов спор о том, что в регулировании закупок госхолдингов и национальных компаний образовалась огромная дыра. И в эту дыру улетают со свистом государственные деньги и доходы предпринимателей.
Несколько лет назад холдинги с “дочками” и “внучками” освободили из-под действия закона “О государственных закупках”, с чем депутаты “Ак жола” и тогда не соглашались. Теперь “бизнесмены от государства” проводят закупки по собственным правилам и за нарушения тоже отвечают сами перед собой, хотя крутят государственные деньги.
Ко мне постоянно обращаются бизнесмены, права которых были нарушены на закупках в квазигоссекторе. Понятно, что закупки проводят не головные холдинги, а национальные компании и прочие дочерние структуры. Так вот, тендеры нередко проводятся таким образом, чтобы контракты достаются “нужным людям”. Либо - еще хлеще - отстраняя потенциальных конкурентов, чтобы закупки производились из одного источника, вне конкурсных процедур. В этом случае организаторы могут неограниченно завышать суммы контрактов, потому что просто некому предлагать более дешевую цену. Такие действия однозначно связаны с коррупционными рисками.
Я говорю не с чьих-то слов, а из собственной практики, потому что в партии “Ак жол” постоянно находится в обороте несколько подобных обращений от частных предприятий, по которым мы работаем и с нацкомпаниями, и с тем же “Самрук-Казына Контрактом”, и с органами прокуратуры. И я регулярно участвую в этих дискуссиях, защищая отечественный бизнес.
Но даже когда у нас на руках прямые факты, одни бюрократы заявляют, что черное - это белое, а другие разводят руками: по законодательству субъектами коррупционных нарушений считаются только госслужащие. А менеджеры нацкомпаний и прочих “дочек” госслужащими не являются! Поэтому им все сходит с рук.
Мы пытались отрегулировать эту сферу хотя бы через закон о закупках в нацкомпаниях и на госпредприятиях по примеру России и Беларуси. Но на неоднократные требования фракции “Ак жол” - 18 декабря 2013 г., 24 июня 2014 г., 13 февраля и 12 июня 2015 г. - внести такой законопроект правительство дважды (23 апреля и 11 августа 2015 г.) ответило отказом.
А поскольку нет закона, то нет и информации о его нарушениях, и даже самих нарушений формально тоже не существует, поскольку нарушать-то нечего.
Следовательно, мы даже не представляем себе истинные масштабы злоупотреблений в этой сфере! Обращающиеся в “Ак жол” за помощью предприниматели - только верхушка айсберга. Думаю, что в уводе денег из Казахстана в офшорные зоны квазигосударственные предприятия занимают далеко не последнее место, а сами эти структуры порой служат не столько государству, сколько личному обогащению коррупционеров.
Здесь именно системная проблема, проблема корпоративной коррупции. Нужно вытащить на белый свет скрытую часть деятельности квазигоспредприятий. Я совершенно точно знаю, что рано или поздно тайное станет явным, а многим из тех, кто сегодня стоит за этими схемами, придется отвечать перед законом.
- Знаете, ваши регулярные споры то с министрами, то с нацкомпаниями вызывают определенные вопросы об амбициях. Ну, работают себе люди, никого не трогают. Вам-то это зачем? Плетью обуха не перешибешь…
- Амбиции тут ни при чем. Дело в здравом смысле: мнение, будто халтурщиков и коррупционеров можно не трогать, не только ошибочно, но и опасно для общества. Ведь квазигоссектор существует не сам по себе, а за наш с вами счет. Корпоративная коррупция пожирает государственные финансы, убивает честную конкуренцию и душит бизнес. Сегодня произошло тотальное огосударствление экономики: мы построили не рыночный, а государственно-монополистический капитализм. А это означает неэффективные решения, завышенные расходы и высокую коррупцию.
Те же миллиардные внешние займы, которые привлекают “Самрук-Казына”, “Байтерек”, “КазАгро” и дочерние компании, ложатся финансовым бременем на каждого из нас и на наших детей. Почему наши дети должны выплачивать долги, которые наделали и “распилили” ушлые дяденьки?
Реальное решение здесь именно то, о котором говорит президент: резкое сокращение государственного участия в экономике, приватизация госпредприятий и передача их в конкурентную среду.
- Да, но это поручение президента глобальное и потому займет определенное время. Почему же вы как депутат ждете правительство, раз оно уже дважды отказалось вносить такой закон? Может, пора самим двигаться?
- Как сказал один известный бизнесмен, “жизнь научила”. Наша система выстроена так, что законопроект, инициированный депутатами, не имеет перспектив без поддержки правительства. Только правительство решает, выделять или нет средства на его реализацию. А без положительного заключения бюджетной комиссии при правительстве о том, что деньги на это имеются, даже самый замечательный законопроект не двинется с места.
Это не просто слова - из шести разработанных и инициированных с 2012 года нашей фракцией законопроектов ни один не был принят.
Но в данном случае ситуация настолько назревшая, что решение искать все равно придется. Наш депутатский запрос 23 июня не был гласом вопиющего в пустыне: в нем я сослался на аналогичные выступления депутатов О. Оксикбаева и Н. Сабильянова из фракции “Нур Отан”.
Кроме того, изучив проблему за столько времени, мы нашли решение, где можно обойтись без принятия нового закона, а путем внесения депутатских поправок в уже действующее законодательство. Весной мы разработали поправки в 1-ю, 8-ю, 10-ю, 11-ю и 18-ю статьи закона “О противодействии коррупции”, а также в 30-ю, 676-ю, 677-ю, 678-ю, 680-ю и 681-ю статьи Кодекса об административных правонарушениях, а также в пункты 16, 26, 27 и 28 статьи 3 Уголовного кодекса, где предлагаем включить в число субъектов антикоррупционных расследований не только чиновников, но и должностных лиц национальных компаний, холдингов и госпредприятий.
Еще за неделю до нашумевшего запроса, 14 июня текущего года, фракция “Ак жол” направила эти предложения руководству Национального бюро по противодействию коррупции с тем, чтобы отработать их до начала осенней сессии, когда фракция внесет пакет поправок на рассмотрение коллег. Так что работа продолжается, а лавочка по разбазариванию государственных средств и отжиманию бизнеса постепенно будет сокращаться. Во всяком случае, мы приложим к этому максимум усилий.
Беседовал Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы