4750

Кто прячет рояль в кустах?

Акбар Тукаев, экономист: Нефтяники вчистую проиграли информационную кампанию

Главный товар Казахстана - нефть - продолжает падать в цене, увлекая за собой тенге и экономику всей страны. А ведь еще в конце лета один из исследователей казахстанской нефтегазовой сферы Акбар ТУКАЕВ (на снимке) обещал нашей газете, что черное золото в декабре будет стоить не меньше 60 долларов за баррель! Но углеводороды его явно подвели. В декабре нефть марки Brent опустилась до 36 долларов за баррель и продолжает дешеветь.
- Почему же прогноз не сбылся? - спросили мы у Акбара Тукаева.
- Потому что начал повторяться мартовский сценарий, когда падение цен на нефть началось из-за индекса доллара США, - объясняет наш собеседник. - Но при этом я не отказываюсь от своего прогноза: Brent должен стоить 60 долларов за баррель, а нынешняя цена не отражает реального соотношения спроса и предложения. Бальзамом на душу для меня прозвучало недавнее заявление Клаудио ДЕСКАЛЬЦИ, главы Eni, одной из крупнейших нефтегазовых компаний мира. Он считает, что справедливая стоимость барреля сейчас - это 60 долларов!
Кроме того, в нефтяной сфере ведут расчеты исходя из среднегодовой цены. За 11 месяцев этого года средняя цена Brent была равна 55 долларам за баррель. То есть даже с учетом декабрьского падения ниже 40 долларов среднегодовая все равно будет выше 50 у. е. Таким образом, средняя стоимость нефти в этом году держится на ожидаемом уровне.
Мы с вами заключили пари в конце августа, когда Brent стоил 42 доллара, и я тогда сказал, что есть дюжина факторов, которые позволяют нефти подняться выше. В итоге к середине октября цена выросла до 54 долларов, и были перспективы дальнейшего роста. Но затем вмешался политико-спекулятивный аспект. Индекс доллара США за пару недель превысил 100 пунктов - это уникальнейший случай в мировой экономике, мощнейший удар по ценообразованию в нефтегазовой сфере. И этот импульс поддерживается до сих пор! Добавьте сюда невразумительную позицию ОПЕК (организация стран - основных экспортеров нефти. - М. К.) плюс решение Федеральной резервной системы США о повышении базовой ставки. А все остальное - это биржевые игры, слухи, сплетни и чушь, которую, грубо говоря, пипл со смаком если не хавает, то потребляет.
- Но все эти сплетни, слухи и чушь ведь напрямую влияют на ценообразование. Такое ощущение, что биржи реагируют на любую новость, касающуюся нефтяной сферы, понижением цен.
- Именно так. Мировая нефтегазовая пресс-служба в этом году вчистую проиграла информационную кампанию. Попробую объяснить. Допустим, идет предвыборная кампания, и один кандидат является явным фаворитом. У него все идет хорошо, и он расслабляется. И в один момент пропускает пиар-атаку своих оппонентов, потом еще одну, еще и еще. И в какой-то момент он уже не лидер гонки. Так же получилось и в нефтяной сфере. Неф­тедобывающие страны, крупные нефтегазовые корпорации за несколько лет привыкли к высоким ценам и настолько уверовали в свою мощь, что не заметили масштабную кампанию на биржевые котировки. Фактически цены обрушили с помощью ряда мифов и потока негативной информации. Знаете, есть такая поговорка - пуганая ворона и куста боится. Именно это и происходит сейчас на мировых биржах - там даже не куста боятся, а любого шороха. Рынок попал в зависимость от мифотворцев - этаких современных гомеров. При этом цифры опровергают все эти мифы.
- И какой же самый популярный миф на сегодняшний день?
- Миф о том, что на рынке предложение намного превышает спрос. То есть, проще говоря, добывается больше нефти, чем мир может употребить. На самом деле количество буровых установок к концу 2015 года снизилось на треть - до уровня 90-х годов. При этом, как показывают конкретные отраслевые данные, предложение превышает спрос на 1,2 млн. баррелей в сутки. Это где-то 1,3 процента от спроса. И это совершенно не критично. Например, в 2012 году предложение превышало спрос на два процента в течение 200 дней, то есть более полугода! И какова была стоимость Brent в тот период?
- Точно больше 100 долларов.
- От 110 до 127 долларов за баррель! И никто тогда и не пикнул про 30 или 20 долларов. При этом тогда еще ощущались последствия кризиса 2008-2009 годов.
- Но предложение ведь на самом деле продолжает расти! Не случайно же США сняли запрет на экспорт нефти впервые за 40 лет!
- Давайте обратимся к цифрам. В начале года американцы добывали 9,1 млн. баррелей сырой нефти (crude oil) в сутки (б/с). В июне-июле они увеличили добычу до 9,6 млн. б/с, а начиная с августа и по настоящее время у них идет спад до объемов начала года. То есть пик был пройден летом, а затем были вынуждены откатиться назад. При этом потребление неф­ти в США выросло на 300 тысяч б/с!
Да, действительно, американцы активно занялись сланцевой нефтью, и именно ее они собираются экспортировать. Дело в том, что нефтеперерабатывающие заводы США в основном работают на тяжелой нефти из Канады, Мексики, Венесуэлы, Эквадора, Колумбии. А сланцевая нефть легкая. Поэтому крохотную часть ее и будут вывозить. Но при этом она будет оставаться в том же регионе - везти ее в Европу невыгодно, из-за транспортировки стоимость будет слишком высокой.
Еще один важный момент: США являются крупнейшим потребителем нефти. Треть черного золота, так необходимого американцам, они импортируют из других стран. И эти цифры растут. Но стоит только Бараку ОБАМЕ отменить запрет на экспорт, как тут же рынки реагируют понижением…
- Увеличивает объемы неф­ти и главный добытчик - Саудовская Аравия. Или это тоже миф?
- Саудиты обычно наращивают добычу в течение 4-5 месяцев подряд. В уходящем году этот период пришелся на март-июнь, когда был установлен новый рекорд - 10,6 млн. баррелей в сутки. По итогам ноября этот показатель ниже - 10,2 млн. Но и здесь есть интересный момент: за последние два года Саудовская Аравия нарастила свои нефтеперерабатывающие мощности на 700 тысяч б/с. Это означает, что внутренние потребности страны в энергоресурсах растут.
Есть еще один фактор. Чуть больше года назад появилась версия, что падение цен связано с тем, что Саудовская Аравия объявила войну сланцевой нефти американцев. Но при высоких ценах саудиты поставляли в США 1,4 млн. баррелей в сутки, а после “активных боевых действий” поставки сократились до 1,1 млн. б/с!
- Еще одна страшилка из нефтегазовой сферы, как мне кажется, касается Ирана. Якобы как только с этой страны будут сняты экономические санкции, Тегеран начнет продавать нефть по любой цене - даже ниже 30 долларов за баррель.
- Это правда. Бюджет Ирана испытывает дефицит, и как только отменят санкции, эта страна выйдет на рынок со своим товаром. Но нужно понимать, что за годы экономической изоляции нефтегазовая сфера Ирана не развивалась и сейчас находится в тяжелом технологическом положении. Максимум, что иранцы смогут выдать на гора, - около 500 тысяч баррелей в сутки. Это не сыграет сверхкритической роли, как многие считают. Хотя, знаете, еще в 2014 году я предположил: сложная геополитическая ситуация может привести к тому, что с Ирана будут сняты ограничения и нефть из этой страны начнут использовать как еще одну карту в борьбе за снижение цен. Так и получилось. А пиарщики, работающие против нефтедобывающих стран и нефтяных корпораций, не упустили возможности в очередной раз запугать рынок.
- Но с тем, что Россия заметно увеличила добычу, вы спорить не станете?
- Увеличила, не спорю. Но есть ведь цифры - объемы возросли на полтора процента максимум! Думаю, в среднем за год эта цифра будет равна 1,3 процента. Это не такой уж гигантский рост, чтобы испугать весь мир. При этом среднесрочные перспективы россиян не самые радужные: из-за кризиса приходится сильно ограничивать расходы на разведку новых месторождений, что обязательно аукнется уже через пару-тройку лет. Нынешние месторождения начнут иссякать, а новые еще не исследовали.
- С предложением на рынке более-менее понятно. Но нас еще пугают падением спроса - например, замедляются темпы роста экономики Китая, по всему миру переполнены хранилища, и вообще уже лет через десять нефть никому не будет нужна…
- О том, что нефть через десять лет никому не будет нужна, говорят где-то с середины прошлого века. Но при этом каждый год потребление только увеличивается! Например, в 2015 году этот показатель возрос на 1,8 млн. баррелей в сутки. Это невероятный рекорд. Если динамика сохранится, то скоро планета будет потреблять 100 млн. б/с! А ведь еще в 2011 году мировой спрос составлял 89 млн.
Что касается Китая как второго потребителя нефти в мире, то, на мой взгляд, эти слухи им выгодны, и у них сейчас удобная ситуация - запросы растут, а цены на сырье все время падают. При этом в Поднебесной приращивают потребление на 300 тысяч баррелей в сутки каждый год. И в 2015 году ситуация совсем не изменилась. Есть еще один фактор: в КНР каждый месяц продается более двух миллионов автомобилей. Рост в этом году более 10 процентов. И это не электромобили, а самые обычные машины, работающие на ГСМ. Кроме того, у китайцев есть программа по выводу своих нефтепродуктов на европейский рынок. А как мы знаем, если в Китае что-то запланировали, то обязательно сделают.
А по поводу переполненных неф­техранилищ в США даже говорить не хочется. Каждую неделю американское управление энергетической информации публикует обширные сведения, касающиеся в том числе и нефтегазовой сферы. Вряд ли есть много желающих копаться в них, а они на этом легко играют. Так вот за последние полгода коммерческие запасы нефти в США выросли на 20 млн. баррелей. Крупная цифра на первый взгляд. Но этого Штатам хватит на один день потребления. В целом хранилища заполнены на 80 процентов - еще 100 млн. баррелей они могут залить на черный день. Есть еще стратегические госрезервы, но их никто никогда не будет выводить на рынок для продажи. А знаете ли вы, что запасы бензина в США за этот год уменьшились на девять процентов? А ведь американцы - самая автомобильная нация в мире.
- Когда же все эти мифы будут разоблачены и мир вернется к приятной для нас цене в 100 долларов за баррель?
- Я уверен, что 2016 год станет определяющим для мировой неф­тегазовой сферы. Сложности не закончатся в один день - и ставка ФРС будет меняться, и Иран нач­нет торговать, и зима, кстати, практически во всем мире будет теплая, что означает сезонное снижение потребления энергоресурсов. Поэтому в первом полугодии цена будет очень изменчивой или станет снижаться.
Но очень важно, что в последние месяцы на биржах практически замерло число долгосрочных нефтяных контрактов: по Brent их около 300 тысяч, по американской нефти - около 260 тысяч. Это своего рода рояль в кустах. Его могут использовать либо как еще один импульс к снижению цен на нефть, либо в качестве сверхприбыльного актива при возросшей цене. Если не произойдет первое, то уже к лету спрос и предложение на рынке начнут стабилизироваться, а к концу года баррель будет продаваться по 60-70 долларов. При этом среднегодовая цена составит порядка 50 долларов. А вот с 2017 года начнется возврат к высокой планке. И это связано не только с геополитикой или спекулянтами, но и с объективными причинами: себестоимость нефти растет, углеводородов становится все меньше, и этот фактор будет усиливать свою роль. Сейчас в мире традиционным способом добывается где-то 75 процентов всей нефти. Но уже через десять лет эта цифра уменьшится до 50 процентов. При этом глобальный спрос и не думает падать. Так что еще один год будет сложным, а затем возможен период роста.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива Акбара ТУКАЕВА и с сайта informante.web.na, Алматы

Продолжение темы в материале "Манат упал, игла осталась..."

Поделиться
Класснуть