10424

Тимур ОМАРОВ, нарколог: У нас не пьют, а бухают

Если пьет - значит, любит. В смысле - пить. В нашей стране запрещена реклама алкоголя, спиртное не продают позже 9 вечера и раньше 21 года. Тем не менее употреблять наши соотечественники меньше не стали, и нарколог-психиатр Тимур ОМАРОВ регулярно сталкивается с последствиями неумеренных возлияний.

- Основная проблема в том, что у нас не пьют, а бухают. Культуры пития нет, - говорит Тимур. - Употребляют много, соответственно, и болеют по-черному. Если пить понемножку, то это даже приносит пользу организму: меньше откладывается холестерина, есть транквилизирующий эффект. Но кто у нас пьет по фужеру вина в день? У нас начинают с бутылки.
- Слышал от одного врача, что спинальникам на ночь надо выпивать 100 граммов коньяка. Тогда расслабляется внутренняя мускулатура, и позвоночник полностью отдыхает.
- Миорелаксирующий эффект у алкоголя действительно есть. Еще он снимает напряжение. Этанол не антидепрессант, как иногда его представляют. Он не убирает депрессию, а иногда даже усиливает ее. Но он снижает тревогу, беспокойство, т.е. обладает транквилизирующим, успокаивающим действием. Но 100 граммов - это много. Здоровая печень в состоянии переработать без ущерба для организма 25 граммов этанола. Это 50 граммов водки. Больше уже во вред. И больше всего страдает мозг - алкоголь в первую очередь нейротоксичный яд. Хотя нет ни одного органа, который бы не страдал от него: почки, печень, сердце и т.д., вплоть до костного мозга.
- В смысле водка угнетает мозговую активность? Регулярно выпивающие глупее трезвенников?
- Умный останется умным, на интеллект алкоголь не влияет (за исключением памяти). Ломается эмоционально-нравственная составляющая, личность под воздействием алкоголя значительно деградирует. В психиатрии есть даже понятие “алкогольный юмор”. Это черный юмор, как правило, сексуально окрашенный. То есть происходит снижение нравственных критериев, человек становится более раздражительным, грубым, черствым. Если я вижу человека и знаю, что он страдает алкоголизмом, то я, даже не зная, каким он был раньше и какой сейчас, тем не менее могу точно сказать, как его характер изменился за последние годы. Настолько типичны характерные для алкоголизма изменения личности.
- А вы сами бухаете?
- Частый вопрос, который мне задают пациенты. Я могу выпить. Но если я буду пить часто и много, то заработаю алкоголизм. Тем более у меня наследственность отягощена. Собственно, от пьянства меня спасло то, что до 24 лет я не пил вообще. Ни капли. А потом начал пить в ординатуре по наркологии, но уже осознанно и ответственно.
- Все военные пьют, все полицейские пьют, все врачи - тоже. Почему?
- Это не связано с профессиональной деятельностью. Просто где-то принято бухать, а где-то - нет. В перечисленных профессиях, на мой предвзятый взгляд, процентов 70-80 страдают алкоголизмом. Спасти может только наличие какого-либо заболевания, несовместимого с употреблением спиртного, например язвенной болезни. Среди врачей сильно пьют хирурги, анестезиологи, оперирующие гинекологи. Те же 80 процентов. А у терапевтов, например, не принято бухать. Кстати, среди наркологов около 60-70 процентов пьющих, что говорит о том, насколько эта болезнь тяжелая: вроде люди все о ней знают, а сами справиться не всегда могут.
- В легендарной уже программе “Здоровье” Елена МАЛЫШЕВА советовала всем славянам не распивать с азиатами, поскольку те неадекватно реагируют на крепкие напитки. Это правда? Казахи тоже в зоне риска?
- Не совсем так. У Малышевой хромала фактология. В 70-х годах прошлого века ученые обнаружили, что у половины монголоидов есть атипичная форма гена, отвечающего за расщепление алкоголя. И этот аллель гена может быть в 50 или даже 100 раз активнее, чем тот, который впервые был выявлен у европейцев. Соответственно, в организме азиатов алкоголь быстрее распадается и быстрее образуется токсичный ацетальдегид - тот самый яд, который заставляет человека болеть и “аромат” которого знаком всем как перегар. Но, во-первых, это касается не всех представителей расы, а во-вторых, нет точных исследований варианта гена у казахов. Хотя существует карта распространения атипичного гена, в которую входит и Казахстан. На ней, кстати, видно, что на юге и западе у нас распространенность гена выше, чем на севере и востоке.
У казахов в целом атипичный вариант гена встречается примерно в 20 процентов случаев. Если же проводить какие-то параллели с родами, то можно сказать, что этот процент будет выше там, где оказалось больше влияние монголо-ойратских генов. Увеличение частоты атипичного аллеля гена на западе Казахстана и в нижнем Поволжье обусловлено только калмыцким населением.
- Но вы в своей практике сталкивались с этническими или родо-племенными особенностями алкоголизма?
- Нет, пьют и страдают от пьянства все одинаково. Сейчас больше пациентов-казахов, но это в силу изменения демографического состава населения. И все, ничем больше это не объясняется. Пьют все - казахи, русские, корейцы и так далее. И миллионеры, и бедняки.
- Тем не менее природа алкоголизма все-таки ведь разная, скажем, у ВЫСОЦКОГО и сантехника?
- Природа одна, психологические оправдания разные. Забудьте про творческие кризисы и так далее. Это болезнь биологическая. Что давно доказали опытами на крысах, которых поили исключительно разведенным алкоголем. По завершении эксперимента им дали право выбора: пить воду или алкоголь. Треть стала пить только этанолсодержащую жидкость, треть - только воду и треть - попеременно из разных поилок. Крысы, оставшиеся верными этанолу, предпочитали его не потому, что у них творческий процесс замедлился, а из-за генетической предрасположенности к алкоголизму. У людей тот же процесс и примерно те же общественные пропорции.
- Алкоголизм в нашей стране - это социальное заболевание?
- Да. С одной стороны, вроде бы становится не модно пить. С другой - молодежь вся поголовно с пивом или алкогольсодержащими энергетиками. Соответственно, лет через 10-15 нас ждет всплеск алкоголизма и сердечно-сосудистых заболеваний. Особенно если учесть, что пиво содержит кобальт, который приводит к патологиям сердца, точнее, к так называемому пивному сердцу.
- В США очень популярны общества анонимных алкоголиков. Почему у нас нет такой традиции?
- Скорее всего, сказывается то, что изначально эти коллективы организовывались на религиозных, протестантских принципах. Кстати, жаль, что у нас их нет - это, пожалуй, самый эффективный метод реабилитации. И некоторые наши реабилитационные центры практикуют программу “12 шагов”, основанную как раз на их методиках.
Тут еще важно отметить то, что у нас алкоголизм в массовом сознании не считается серьезным заболеванием. Вроде как бухают все, и это нормально. А только в Алматы по 10-12 человек в день умирают от похмелья. Если в тех же США большинство алкоголиков умирают от цирроза, то у нас до циррозов просто не доживают. И есть прямая зависимость между статистикой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и количеством проданного алкоголя. Разница в смертности от сердечно-сосудистой патологии между Казахстаном и европейскими странами обусловлена тем, что в статистику попадает непосредственная причина смерти - сердечный приступ. И нигде не указывается, что причиной его было похмелье.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из архива Тимура ОМАРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть