Кому стандарт не писан
Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, юрист: Моя фамилия слишком известная, чтобы обвинять меня в популизме
Адвокат Жангельды СУЛЕЙМАНОВ (на снимке), заявивший о незаконности школьных домашних заданий, считает, что ради оптимизации учебной программы вполне можно пожертвовать некоторыми учебными предметами.
Cулейманов поднял волну на предмет законности “домашки” почти месяц назад. Он утверждает, что эта внешкольная работа превышает нормы учебной нагрузки на детей, установленные в государственном общеобразовательном стандарте среднего образования (ГОСО). После такого громкого заявления адвокат стал одной из самых популярных фигур в Интернете. Его цитировали едва ли не чаще, чем высказывания самых говорливых чиновников страны. Юрист, раздавая интервью направо и налево, развил бурную деятельность и отправил запросы, касающиеся законности домашних заданий, во все мыслимые профильные инстанции. Ответы не заставили долго ждать и подтвердили заявления Сулейманова.
В Министерстве образования и науки признали (в цитатах выделено мной. - О.А.): “ГОСО установлено максимальное количество часов для усвоения учебного материала в школе, но не вне ее. Ранее существовал приказ, в котором были указаны примерные пределы выполнения домашнего задания, но в 2010 году он утратил силу... Нарушения ГОСО в общеобразовательных школах в части превышения максимальной учебной нагрузки не выявлены... В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития РК планируется внесение изменений в 2015 году в действующие санитарные правила и нормы (СанПиН). Нами будут подготовлены предложения по норме домашних заданий...”.
В свою очередь, комитет по защите прав потребителей сообщил Сулейманову:
“В соответствии с приложением 16 санитарных правил в объем максимальной учебной нагрузки входит инвариантная учебная нагрузка, занятия, факультативы и курсы по выбору, а также индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера.
В ходе санитарно-эпидемиологических обследований школьных организаций за 2013-2014 учебный год специалистами государственных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия за превышение учебной нагрузки наложено 164 штрафа по статье 323 часть 1 КоАП РК, выдано 153 предписания.
Одновременно сообщаем, что время подготовки домашнего задания не входит в объем учебной нагрузки и санитарными правилами не нормируется”.
- "той темой я заинтересовался, когда появилось предложение перейти на четырехдневную рабочую неделю, - рассказывает Жангельды. - Все с радостью его поддержали, но при этом никто не подумал о том, что школьники учатся шесть дней в неделю. Сейчас и так есть диссонанс: у взрослых два выходных, у детей - один. Я посмотрел госстандарт, стал считать и понял, что есть нарушения.
- Но ведь домашние задания - это качество образования: чем больше ваш ребенок занимается самостоятельно, тем будет выше уровень его знаний, даже если попадутся неважные учителя.
- Что такое учебная нагрузка? Это время, необходимое для усвоения предмета. Что такое домашнее задание? Игра? Развлечение? Нет, оно тоже относится к указанному выше понятию. Я добиваюсь не отмены домашних заданий, а соблюдения нагрузки, предусмотренной ГОСО. Того, чтобы количество школьных предметов и домашние задания вместе не превышали количества часов, указанных в этом документе. Оппоненты от образования говорят мне о том, что это невозможно сделать в рамках существующей сегодня учебной программы. Но ведь не я разрабатывал эти стандарты! Нужно было предусматривать все это заранее.
А отвечая на ваш вопрос, скажу так: я не вижу прямой взаимосвязи между домашними заданиями и уровнем знаний, но самое главное - нет прямой пропорциональной зависимости между количеством школьных предметов и уровнем образованности и интеллекта ученика. Можно ввести сто предметов, но это не значит, что ребенок будет умным. Важнее - уметь мыслить, а не обладать набором каких-то знаний.
Что же касается моих детей, то я генерировал в них другие ценности. Для меня на первом месте - здоровье, затем - характер и только на третьем - образование. Если человек болен и в нем нет стержня, то никакие знания ему в жизни не помогут.
Чтобы найти истину, Сулейманов предлагает сформировать рабочую группу из числа педагогов, представителей НПО, родителей, журналистов и провести мониторинг, касающийся исполнения образовательного стандарта в части учебной нагрузки. По мнению юриста, сделать это несложно. Достаточно поручить управлениям образования запросить у школ информацию о количестве уроков в неделю в классах с 1-го по 11-й, после чего сравнить полученные сведения с установленными нормативами. Понятно, что чиновники могут лукавить и предоставлять “причесанную” информацию, но ее всегда можно проверить: обнародовать в СМИ и Интернете и попросить родителей школьников “проинспектировать”, насколько они достоверны.
Сейчас Жангельды ждет ответа от уполномоченного по правам человека и из Генеральной прокуратуры. Надзорный орган он попросил разъяснить, каких объемов должны быть домашние задания, а также ответить на вопрос: могут ли они превышать ГОСО?
- Лично я как юрист на этот вопрос ответил бы четко “нет!” - эмоционально продолжает собеседник. - Даже если не принимать во внимание домашние задания, то количество уроков в школах уже превышает нормы, указанные в госстандарте! Например, недельная нагрузка в пятом классе должна составлять 32 часа, а в реальности она в основном равняется минимум 33-34 часам. А теперь прибавьте к этому “домашку”. Можно провести аналогию с машиной, в которую вместо положенных пяти тонн загружают семь, а сверху бросают еще два мешка с песком.
- Чего вы в конечном итоге добиваетесь?
- Моя цель: привлекая внимание к проблеме домашних заданий, добиться оптимизации школьных предметов и улучшения качества образования.
- Какими из предметов, по-вашему, можно было бы без ущерба для образования пожертвовать?
- Многие жалуются на “Самопознание”. Я прожил больше 50 лет и до сих пор до конца себя не познал. Это сложнейшая вещь, мне кажется, невозможно учить тому, что неизвестно. Думаю, этот предмет можно убрать из программы. Можно сократить и объем некоторых других уроков и факультативов. И тогда благодаря оптимизации наши школы могли бы полностью перейти на пятидневку.
- Жангельды, вас можно легко обвинить в популизме. Зарабатываете имя, столь важное для адвоката, на теме, весьма далекой от юриспруденции...
- Нет-нет! - мой собеседник несколько раз повторил это слово, пока я задавала свой вопрос. - Никто так не говорит! Я и без этого считаю себя известным адвокатом, к тому же я человек самодостаточный. Что же касается популизма, о нем не может быть и речи, ведь я защищаю важные общественные интересы. В этой ситуации меня поражает то, что никто из депутатов мажилиса и сенаторов не отреагировал на мои выступления. Но ничего, я буду бороться до конца.
Мы, в свою очередь, предлагаем родителям школьников самостоятельно начать мониторинг соблюдения государственных стандартов образования. Для этого достаточно ознакомиться со школьным расписанием своего ребенка и сравнить количество уроков с данными, которые мы здесь приводим. Свои мнения и выводы вы можете присылать на электронный адрес akulova@time.kz или оставлять в поле для комментариев к данной статье на нашем сайте в Интернете - www.time.kz.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Только факты
- В Казахстане в этом году планируется ввести в эксплуатацию 153 школы. По состоянию на 1 октября построено 60 школ.
- В Казахстане сегодня ощущается нехватка 70 982 ученических мест. Для решения этой проблемы требуется строительство еще 149 школ.
- К концу года в республике останется 85 из 104 функционирующих сегодня трехсменных школ. Наибольшее количество таких учреждений в Алматинской области - 51, в Южно-Казахстанской - 32, в Актюбинской - шесть.
По данным пресс-службы Минобразования и науки