6848

Велосипед уже изобретён!

Политолог АШИМБАЕВ о ноу-хау архитектора АШИРБАЕВА: “Если все шымкентцы такие умные, то почему из ЮКО уезжают?”

На прошлой неделе казахстанские СМИ с привлечением именитых политологов и аналитиков взахлеб обсуждали предложение главного архитектора Южно-Казахстанской области Бахытжана АШИРБАЕВА (на нижнем снимке), описанное зодчим на своей странице в Facebook: сократить количество областей в Казахстане с 14 существующих до четырех, поделив страну на Западный, Южный, Центральный и Восточный Казахстан. По мнению г-на Аширбаева, это даст возможность сохранить целостность страны, уравнять регионы по количеству и национальному составу населения и сократить чиновничий аппарат. Между тем в многоголосье экспертов не было слышно голоса известного политолога Данияра АШИМБАЕВА (на верхнем снимке), заключения и прогнозы которого, как правило, максимально близки к истине. О том, что он думает по поводу “кружка кройки и шитья” имени г-на Аширбаева, аналитик рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете. 

- Данияр, как вы можете охарактеризовать идею Аширбаева - она гениальна или...?
- Сейчас у нас каждый второй гражданин - вне зависимости от своего статуса и профессии - и историк, и экономист, и политолог, и аналитик в одном лице. При этом все они считают себя общественными деятелями, которые предложили народу гениальную мысль.
На самом деле ничего нового в этой идее нет, аналогичные предложения выдвигались и ранее. Но дело в том, что деление на области в Казахстане уже сложилось исторически. И попытки возрождения под разными соусами жузовой системы у нас не приживаются. Жамбылская область отличается от Южно-Казахстанской, Акмолинская - от Актюбинской, Уральская - от Атырауской и т.д.
В 1997 году Казахстан уже сокращал пять областей и множество районов. Объединив Восточно-Казахстанскую и Семипалатинскую области, мы потеряли Семипалатинск. Объединив Карагандинскую и Жезказганскую области, мы практически похоронили Жезказган. После таких вот объединений, как правило, бывшие областные и районные центры приходят в упадок, потому что все финансирование направляется на поддержание региональных центров. Одним словом, такая практика ни к чему хорошему не приводит. Вспомните, при ХРУЩЕВЕ в Казахстане было три края - Целинный, Южно-Казахстанский и Западно-Казахстанский. Это тоже было сделано с целью развития определенных отраслей промышленности: на юге - хлопок, на западе - нефть, на целине - зерно. Но в итоге из-за такого подхода небазовые отрасли стали приходить в упадок.
- Наш корреспондент в Южном Казах­стане выяснила, что же привело Аширбаева к мысли о территориальной “реформе”. Так вот, по его словам, идея создать четыре области вместо 14 появилась не на пустом месте, главный архитектор ЮКО опасается повторения “крымского сценария” в Казахстане. И считает: формировать новые области следует исходя прежде всего из национального состава их населения. Аширбаев предлагает, чтобы в каждой области проживало примерно по 3,5 млн. человек. Из них от 57 до 85 процентов - казахи. Таким образом, уверен он, если вдруг “пятая колонна” вознамерится провести референдум по присоединению к России, то большинство не даст им это сделать...
- Это бред сивой кобылы! Сегодня в сознании национал-популистов сложился некий образ “идеального” казаха - доброго, высококультурного, порядочного, интеллигентного и образованного человека, который думает исключительно на государственном языке, но при этом владеет еще тремя-четырьмя языками. Ну так вот - то, о чем говорит уважаемый архитектор, по моему мнению, подпадает под закон о разжигании межнациональной розни. Впрочем, оценку его заявлениям должны делать соответствующие органы.
Безусловно, у нас очень неоднозначная миграционная ситуация - уезжают русские, украинцы, евреи, взамен приезжает много этнических казахов. Но если рассматривать эти процессы не в национальном, а в профессиональном разрезе, то мы увидим, что уезжают учителя, инженеры, физики, химики, менеджеры, квалифицированные госслужащие и т.д. А на их место приезжают люди, у которых, как правило, отсутствует образование, квалификация. И едут они на землю предков не от хорошей жизни. Люди, которые устроены, имеют свой бизнес, недвижимость, перспективы и т.д. в Китае, Монголии, Узбекистане или еще где-либо, возвращаться не будут - у них и там все хорошо. Следовательно, приезжают те, у кого там были проблемы с образованием, работой, жильем. Понятно, что в свое время эта политика была объявлена с той целью, чтобы восстановить этнический национальный паритет. Но ведь в результате мы получили мощную подпитку и без того существующей проблемы дисквалификации кадров. То есть, по сути, мы импортируем чужие проблемы. Может быть, из Шымкента этого не видно, но тем не менее такая проблема существует.
Для того чтобы переселять людей куда-либо, необходимо создать для них соответствующие условия жизни, обеспечить работой, жильем. Я думаю, что мало кто согласится переехать в тот же Северный Казахстан, где работы, в принципе, нет. А если людей туда перевезти “добровольно-принудительно”, то они попросту сбегут в ту же Россию, где и работа есть, и перспективы имеются. И в итоге мы получим еще большее отрицательное миграционное сальдо.
Предложить можно что угодно, но, предлагая идею, нужно продумать и методы ее реализации.
- Аширбаев в интервью нашей газете особо подчеркнул: его идея не только обезопасит нас от повторения “крымского сценария”, но и даст ощутимый экономический эффект. Мол, сейчас зерно у нас выращивается на севере, в то время как основным импортером зерна является Узбекистан. Поэтому надо перевести все зерноперерабатывающие заводы на юг страны. А фермы и скотобазы, наоборот, поближе к российским границам. И с этой точки зрения агломерация областей - наилучшее решение.
- Это та же идея, что и с кластерами. Ничего нового здесь не вижу. Ну хорошо - будем мы выращивать зерно на юге, к примеру. А будет ли оно там расти в нужном объеме и нужного качества? На юге хорошо растет хлопок. Опять-таки если в Шымкенте все такие умные, то почему огромное число жителей ЮКО стремится переехать в другие регионы? Почему по зарплате регион не входит в число лидеров по стране? Если они генерируют гениальные идеи, то пусть сначала реализуют их у себя в регионе, а потом уже делятся опытом с другими. Опять-таки в том же Узбекистане полно мельниц и мукомолен. Поэтому они у нас покупают зерно, а не готовую продукцию. Если бы все было так просто, как говорит Аширбаев, то мы все уже давно были бы в шоколаде.
- Тем не менее куча именитых политологов восприняли его откровения всерьез и поспешили “творчески развить”. Одни считают, что надо не сокращать, а увеличивать число областей, другие полагают, что существующих регионов вполне достаточно. Но при этом все сходятся во мнении: архитектор поднял актуальную проблему, с которой надо “что-то делать”.
- Благодаря социальным сетям мы получили такую ситуацию, что экспертами по любым вопросам у нас стали все. Кроме того, пресса у нас любит вне зависимости от того, кто и что сказал, взять комментарии у трех-четырех людей. В результате получается, что бред одного человека не только тиражируется, но и получает какие-то “обоснования” со стороны других людей. Вот я недавно где-то читал: более 50 процентов населения Мангистауской области намерено эмигрировать. Послушайте, если бы они хотели уехать - давно уже уехали бы! В конце концов, право на свободу передвижения и выбора места жительства гарантировано Конституцией...
Или возьмите Союз мусульман Казахстана, где есть только один-два человека. Они каждую неделю генерируют какие-то перлы. И ладно бы это обсуждалось только в нашей стране. Но те же российские СМИ, опираясь на их пресс-релизы, пишут: мусульмане Казахстана считают то-то и то-то. И ведь никто не удосужился проверить, сколько человек входит в этот “союз”, чьи интересы они представляют и т.д. И таких вот “экспертов” по всем вопросам - от устройства атомного реактора до административного деления - у нас предостаточно. Понятно, что существую­щее разделение на области далеко не идеаль­но. Но оно уже исторически сложилось. Посмот­рите на объединение Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей. Оно по сути ничего не дало: Восточный Казахстан был развитым регионом и таковым остался, а Семей по-прежнему депрессивный.
- Помнится, в августе 2011 года эколог Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ на встрече с главой государства предложил сократить количество областей до восьми в соответствии с количеством водных бассейнов. Однако это предложение так и не было претворено в жизнь. Каковы перспективы у идеи Аширбаева? Что если он все-таки направит свои предложения главе государства?
- Количество идей, которые поступают в администрацию президента, в правительство и лично президенту от различных общественных деятелей, чиновников и просто Мыслителей, уже давно не поддается учету. К примеру, один уважаемый общественный деятель - не историк, подчеркну! - в своей книге пишет: Ноев ковчег причалил к горе Казыгурт, а не к горе Арарат. Доказательством чему являются зубы акулы, обнаруженные им в местном краеведческом музее. Или другой уважаемый товарищ давал на днях интервью областной газете, в котором заявил, что казахи ели из золотой посуды, носили шитую золотом одеж­ду, ездили в золотых седлах. “Это никакое не преувеличение, это есть историческая правда. Всему есть подтверждения. Легенды, эпосы, сказания, дошедшие до нас из глубины веков”, - сказал он. Я бы на месте таких мыслителей вообще не заморачивался насчет доказательной базы, а руководствовался принципом: что я придумал - то и правда. А “правдой” можно и с газетой поделиться, и с президентом.
Что же касается конкретного случая Аширбаева, то спешу его разочаровать: у нас идеи об объединении регионов, как правило, не встречают поддержки властей.
- Почему, на ваш взгляд, вообще появляются такие идеи? Причем от людей, весьма далеких от управления государством? Что это - попытка сделать себе имя или действительно искреннее радение за судьбы Отечества?
- Одно время у нас было очень популярно обзаводиться различными наградами и регалиями - “Выдающийся мыслитель”, “Гений современности”, “Почетный гражданин”, “Великий магистр” и т.д. Сегодня в Центральном парке Алматы есть небольшой уголок, где собираются нумизматы. Так вот там можно купить за 4-5 тысяч тенге какую-нибудь казахстанскую награду - не государственную, конечно, а медальку, выпущенную каким-нибудь общественным объединением. Но грудь в медалях и орденах - этого нашим людям недостаточно. Поэтому и пошла мода на выступление с какой-нибудь “национальной идейкой”: запретить, ограничить, создать, развить и т.д. Ребята, вы 20 лет в независимости, и если бы вы могли что-нибудь развить, вы бы уже это развили! Мне кажется, что все эти идеи - синдром болезни роста, когда всем хочется “простого” общественного признания: чтобы о них говорили, чтобы их цитировали - на зависть родственникам, друзьям и соседям. Но к реальности это имеет такое же отношение, как медальки из бывшего парка Горького к настоящим госнаградам.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть