19540

Экс-посол Казахстана в Норвегии Аскар ТАЖИЕВ: Посторонних людей в МИД хватает

В конце июля этого года на страницах нашей газеты мы рассказали историю казахстанского консула Куаныша АГАЙДАРОВА, работавшего в норвежском посольстве нашей республики. Менее чем за год сотрудник дипмиссии влип в несколько некрасивых ситуаций: то при его непосредственном участии из посольства пропали более 20 бутылок дорогого алкоголя, то он вынес из здания важные документы, то отдал неизвестно кому служебный автомобиль… В итоге в один день дипломат собрал вещи и самовольно покинул страну пребывания. А крайним в итоге оказался… посол Казахстана в Королевстве Норвегия Аскар ТАЖИЕВ (на снимке), изо всех сил пытавшийся “перевоспитать” своего подчиненного!

Материал “Невероятные похождения бравого консула в Осло” (“Время” от 29.7.2014 г.) вызвал огромный ажиотаж: статью перепечатали практически все электронные СМИ Казахстана, а в день выхода текст про Куаныша Агайдарова стал одним из самых популярных в Казнете. Большинство читателей интересовал вопрос: как же так получилось, что в МИД работал человек без знания английского языка да еще и с явными проблемами с дисциплиной? Тем более что о странном поведении своего подчиненного посол Тажиев регулярно докладывал - то ответственному секретарю МИД, то самому министру, написав в общей сложности семь служебных записок. Но в Астане дипломатическую почту дипломатично игнорировали. В итоге закончилось все плачевно: консул попросту сбежал из Норвегии, что само по себе является страшнейшим ЧП для любого внешнеполитического ведомства - кроме нашего, по всей видимости.
И вот наступил час расплаты. За провинности подчиненного ответственность в итоге понес его первый руководитель. Аскар Тажиев, проработав в должности посла ровно год, покидает Осло. Новым шефом дипмиссии указом главы государства назначен Кайрат АБУСЕИТОВ, ранее занимавший аналогичный пост в Великобритании. Может ли этот кадровый поворот быть связан с похождениями бравого консула? Об этом мы спросили у Аскара Тажиева - нам удалось дозвониться до экс-посла, пока он еще в Норвегии.
- Аскар Сагиевич, как вы считаете, ваше увольнение может быть связано с поведением Куаныша Агайдарова, о котором вы сообщали в Астану? С вами свели счеты, сделали крайним?
- Подставили, свели счеты или сделали крайним - я это комментировать не буду. Меня официально информировали, что Куаныш Агайдаров уволен из МИД, что подтверждает мою правоту. Правда, пока не знаю, уволили окончательно или “с переводом в резерв”. Мне за свою работу не стыдно: я руководствовался задачами, поставленными президентом Казахстана перед тем, как я отбыл в Норвегию. Эти задачи касались наведения и поддержания порядка в кадрах, создания деловой, рабочей обстановки в коллективе, развития бизнеса, диверсификации контактов, туризма, укрепления договорно-правовой базы между двумя странами. Но для начала мне надо было поставить элементарную работу: представьте, в посольстве не было даже номенклатуры дел (в том числе файлов, справочных материалов, записей бесед и так далее)! То же самое  и в так называемом закрытом делопроизводстве. Тем не менее за прошедший период в три раза увеличился объем информационно-аналитических документов посольства, направленных в Центр, налажено сотрудничество с крупнейшими компаниями Норвегии.
Заместитель министра иностранных дел Норвегии ХОУГЛАНД, когда узнал, что отбываю на родину, сказал мне: “Не знаю насчет вашего будущего назначения и карьеры, но для Норвегии это будет в определенном смысле потеря”.
- Ни для кого не секрет, что даже у самого мелкого дипломата могут быть могущественные родственники. Они не могли оказать влияние на вашу карьеру?
- Мне сложно об этом рассуждать... У представителей Казахстана за рубежом есть свои обязанности. Я приехал в Осло с конкретными целями: в частности, необходимо было наладить контакт с местными корпорациями, работающими в сфере высоких технологий, найти новые инвестиции для современных проектов, реализуемых в Казахстане. Посольство проработало вопрос сотрудничества с ТНК ElkemAS - производителем металлического кремния, алюминия, углеродной продукции, а также литейных ферросплавов и других технологичных материалов. “Казатомпром” сейчас начинает производство солнечных панелей, в котором используется поликристаллический кремний и ферросилиций “солнечной чистоты” компании Elkem Solar. С марта этого года мы прорабатываем возможность реализации в Казахстане проекта строительства солнечной энергоустановки с участием мирового лидера в этой области - норвежской корпорации Scatec Solar. Установить солнечную батарею предлагается в Алматинской области на территории месторождения полиметаллов и редкоземельных металлов. Я считаю эти проекты весьма важными для Казахстана, и мы видим, что норвежские корпорации заинтересованы в сотрудничестве с нашей страной. Но, к сожалению, бюрократия, за которую глава государства недавно критиковал МИД, проявилась и здесь. Судите сами: посольство сообщило о данном проекте еще 13 марта этого года. А в госорганы эта информация была направлена только 8 августа - через полгода наших настойчивых напоминаний! Представляете, как неудобно было перед норвежскими бизнесменами?.. Недавно я в очередной раз встречался с главой холдинга ScatecAS господином БЬОРСЕТОМ, и он подтвердил: его компания готова установить в Казахстане, обеспечив финансирование, солнечную энергоустановку мощностью до 150 МВт. Она аналогична объекту, введенному корпорацией в ЮАР (75 МВт, сумма проекта 200 млн. евро) - крупнейшему в мире. Это как раз та самая “зеленая экономика”, о которой мы столько говорим в преддверии EXPO-2017. Вообще, норвежцы очень хотят работать в Казахстане - у нас есть необходимые ресурсы, сырье, а у них - высокие технологии. Кроме того, налажены контакты в сфере образования, туризма, космоса, есть договоренности по совместной работе в рыболовстве и так далее. И это за неполный год сделали два человека - мой зам и я сам…
- Как я понимаю, мы можем долго говорить о проделанной вами работе. Но нас все-таки больше интересует ситуация с вашими подчиненными. Спрошу прямо: правда ли, что половина всех сотрудников МИД - просто “блатные мальчики и девочки” и что отсюда все скандалы в наших зарубежных дипмиссиях?
- Я не знаю, половина или меньше, но посторонних людей, как мы видим, хватает. Не случайно глава государства поставил задачу очищать министерство от случайных людей, которые не приносят никакой пользы, а один только вред. Вот почему я считаю, что все сделал правильно.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта посольства Казахстана в Норвегии,  Алматы

 

От редакции Мы постараемся отследить, куда приведут в дальнейшем карьерные пути Аскара Тажиева и Куаныша Агайдарова.

Поделиться
Класснуть