2949

Азат Перуашев, лидер парламентской фракции партии “Ак жол”: Не ждите халявы!

С подписанием в конце мая в Астане договора о создании ЕАЭС Астана, Москва и Минск сделали еще один шаг к экономическому сближению своих стран. И если выгода для самых крупных отечественных экспортеров налицо, то малому и среднему бизнесу Казахстана будет непросто выдержать конкуренцию со стороны российских и белорусских коллег. Как жить и работать предпринимателям в новых условиях? Об этом в интервью газете “Время” рассуждает руководитель фракции “Ак жол” в парламенте Азат ПЕРУАШЕВ (на снимке).

- Азат Турлыбекович, до подписания соглашения о создании Евразийского экономического союза было много разных разговоров, но больше всего наших соотечественников все-таки пугает усиление конкуренции со стороны россиян и белорусов во всех сферах экономики. Насколько эти прогнозы реальны?
- Я думаю, у каждой страны есть выбор: или жить обособленно, или участвовать в интеграционных процессах, сотрудничать с другими государствами на взаимовыгодных условиях. Ни одна закрытая, изолированная страна (возьмите Албанию, Мьянму, КНДР) не обеспечила благосостояния и равных возможностей для своих граждан. С другой стороны, есть примеры действительно удачных взаимодействий: Европейский союз, США - Канада - Мексика, Азиатско-Тихоокеанский регион. Один из главных плюсов интеграции - открытая и честная конкуренция.
Действительно, есть опасения, что на определенных участках мы будем уступать нашим коллегам по ЕАЭС. Например, в прошлом году экспертами Национальной индустриальной палаты был проведен такой анализ: взяли порядка 90 групп товаров во взаимной торговле с Россией и Белоруссией, где сумма оборота превышала 50 миллионов долларов. И получилось, что по 87 процентам наименований мы проигрываем России. Но если быть объективными, то у нас эта тенденция в любом случае наблюдалась бы. Если не в торговле с Россией, то в торговле с ЕС или Китаем.
Но если мы сейчас будем стараться не замечать наших слабостей на каких-то рынках, от этого экономические процессы не изменятся и проблемы не исчезнут. Есть ведь и другие цифры. В целом экспорт Казахстана в рамках Таможенного союза с 2009 по 2013 год вырос на 64 процента. Правда, 2009 год - это пик кризиса, объемы торговли тогда были объективно ниже.
- Хотелось бы, чтобы и внут­ри страны доля отечественных производителей не уменьшалась, а росла. Пока такого ощущения нет.
- Показатели роста экспорта важны и с точки зрения анализа природы деформированности структуры нашей экономики. Ведь до кризиса 2007-2008 годов мы выстраивали открытую экономику, старались всеми способами наполнить наш внутренний потребительский рынок и прак­тически потеряли производство потребительских товаров. Теперь пришло время компенсировать потерянное.
Ведь что такое казахстанский внутренний рынок? У нас есть областные центры, более или менее крупные и средние города, вокруг которых проживает основная часть населения. А значительная часть территорий - это полупустыня, степи или горы. У нас нет единого рынка в Казахстане. Например, из Уральска выгоднее продавать в российскую Самару, чем в Алматинскую область.
Более того, большинство запус­каемых сейчас проектов, связанных с высокой степенью переработки в области машиностроения и других отраслей, ориентировано именно на внешний рынок. Здесь у нас участники этих проектов смогут продавать только пятую или четвертую часть продукции. Все остальное - 70-80 процентов - предназначено для экспорта. И если не открыть им российский или какой-то другой рынок, то на всей реальной индустриализации можно ставить крест. Предприятия не смогут работать на полную мощность, при загрузке в 20-30 процентов они не выйдут на точку безубыточности, а деньги, вложенные в индустриализацию, окажутся выброшенными на ветер.
Вы знаете, что партия “Ак жол” и я лично постоянно критикуем ход реализации госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ГП ФИИР). И я еще раз подтверждаю свое критическое отношение к тому, как госорганы исполняют важнейшее поручение президента! Но тем не менее нельзя отрицать и того факта, что по результатам первой пятилетки ГП ФИИР структура казахстанской экономики начинает меняться, о чем говорят и цифры нашего экспорта.
И очень важно контролировать этот процесс. Например, в рамках Дня индустриализации показывать на всю страну не только запуск новых предприятий, но и отчеты тех заводов, которые открылись годом или двумя ранее. Пусть расскажут, как они работают, вышли ли на проектную мощность, насколько загружены, оправдываются ли вложенные в них инвестиции, особенно из государственных ресурсов. Нам нужна реальная картина хода индустриализации, а не только красивые телесюжеты с перерезанием ленточек.
- Однако есть крупные производители, которые с вами не согласятся: товар можно продавать за границу даже без создания экономических союзов. И не надо соперничать с конкурентами на своем рынке...
- Согласен, есть и такие. В основном это те, кто работает по накатанной колее, занимает определенные ниши и озабочен сохранением собственных позиций и доходов. Конечно, мы должны думать и об интересах таких предприятий. Но тут главное не превратить такую политику в самоцель. У нас есть негативный опыт Советского Союза, в котором промышленность была защищена от любой конкуренции. Сегодня любят идеализировать ту эпоху. А я помню, как в 80-х учился в российском Свердловске, и все продукты - масло, сахар, колбаса, мясо - продавались по карточкам. Помню голодные бунты перед Новым годом, когда рабочие громили магазины, где не было ни заварки, ни конфет накануне праздника.
Именно отсутствие конкуренции и рыночных механизмов привело к тому, что люди голодали, носили что придется, а экономика не мог­ла обеспечить даже элементарные потребности населения. Это путь в никуда. Или мы будем активно интегрироваться, или останемся на обочине цивилизации вечными лузерами, неудачниками. Поэтому даже консервативные предприятия надо вовлекать в конкуренцию и развитие.
- Вы затронули очень важную тему - защиту интересов местных компаний. Как вы считаете, Азат Турлыбекович, нужно ли уравнивать казахстанских производителей с российскими и белорусскими, чтобы в конкурентной борьбе выживали сильнейшие?
- Конкуренция, безусловно, необходима. При том, что создание Евразийского экономического союза несет большой позитивный потенциал, оно сопровождается и серьезными рисками, в том числе экономического характера. Так, новым законом утвержден единый национальный режим доступа производителей всех стран ЕАЭС к участию в тендерах по госзакупкам.
Наша фракция выступала с резкой критикой такого подхода. Все-таки государственные закупки мы должны были сохранить для отечественных производителей. И российское, и белорусское законодательства оставили такие возможности для своих правительств и производителей, а мы - нет. К сожалению, депутаты “Ак жола” при голосовании остались в меньшинстве, но нам удалось договориться с правительством, что подобные преференции будут предусмотрены в новом законе, регулирующем закупки национальных компаний и предприятий с государственным участием, то есть квазигосударственного сектора.
Но сегодня в прессе появляются сигналы, что в ходе работы и над проектом закона о закупках уполномоченный госорган в лице Агентства по защите конкуренции также предлагает отказаться от поддержки национального бизнеса. Это недопустимо! Мы призываем правительство обеспечить поддержку казахстанских предприятий хотя бы в данном секторе. Этот как раз тот вопрос, где нужно стоять до конца.
- Не менее важный вопрос - уравнивание налоговых сборов в странах ЕАЭС. Нам это крайне невыгодно - ставки наших налогов меньше.
- Партия “Ак жол” также выступает против выравнивания налоговых ставок в Евразийском экономическом союзе. Сегодня более либеральный уровень налогообложения является важнейшим конкурентным преимуществом Казах­стана в ЕАЭС. Например, ставка по НДС у нас 12 процентов, а в России - 18. Такое положение нивелирует логистические затраты и небольшие объемы производства, что влияет на себестоимость товаров.
- Это одна из главных причин более комфортного делового и инвестиционного климата в нашей республике. При сохранении этого положения будет выгоднее производить у нас, а продавать в Россию. А в случае выравнивания ставок мы потеряем такое пре­имущество.
Российская сторона с момента образования Таможенного союза поднимает вопрос о выравнивании налоговых ставок. Более того, в 2012 году Евразийская экономическая комиссия объявила и провела конкурс на тему сближения ставок НДС в странах - участницах ТС. Между тем налоговая политика является суверенным правом каждого государства. Она обеспечивает наполнение бюджета государств, который у каждого члена союза остается самостоятельным, а также остается инструментом стимулирования местных предпринимателей. Без сохранения самостоятельности в этих подходах исчезает открытая конкуренция за инвестиции, которые автоматически перетекут к самому крупному участнику с наиболее емким и компактным рынком, то есть в европейскую часть России.
В ответ на такую постановку вопроса Евразийской экономической комиссией в декабре 2012 года фракция “Ак жол” в парламенте направила депутатский запрос правительству с выражением категорического несогласия с передачей функций по выработке налоговой политики в наднациональные органы.
В полученном нами ответе сообщалось, что правительство Казахстана не уполномачивало ЕЭК разрабатывать поправки в казахстанское налоговое законодательство. Исследование по заказу комиссии ЕврАзЭС провела некая российская консалтинговая компания, и сам этот факт говорит о серьезности таких устремлений. Поэтому мы призываем правительство учитывать наличие таких тенденций, создающих определенные риски интересам казах­станской экономики и отечественного бизнеса.
В целом же партия “Ак жол” выступает исключительно за экономический характер интеграции в ЕАЭС с сохранением за госорганами Казахстана самостоятельности в принятии важнейших решений, включая законодательные вопросы. Мы против создания каких-либо наднациональных политических органов вроде парламента ЕАЭС, о чем я неоднократно заявлял и ранее. Можно и нужно вести работу по координации и гармонизации экономической политики, поскольку это выгодно и создает массу возможностей для роста и развития. Как говорится, если появляется возможность заработать - грех не заработать. Но при этом государственная независимость является нашей главной ценнос­тью, поэтому мы идем в Евразийский союз именно как в экономическое объединение.
- Чисто обывательские же опасения связаны с неизбежным ростом цен на продукты питания и товары народного потребления. Ведь если что-то в Казахстане стоит дешевле, чем в России или Белоруссии, то бизнес будет вывозить эти товары туда.
- Согласен, так оно и есть. Выравнивание в рамках единого экономического объединения ценовой политики будет все равно. Но если при этом аналогично вырастут доходы у предприятий, а у человека вырастет зарплата, то это не вызовет особых вопросов. Сегодня ценовые ситуации на рынках ЕАЭС разные, а выравнивание цен, скорее всего, будет в более высокую сторону. Но при грамотной экономической политике этого не надо бояться.
А лучшим ответом на рост цен в рамках ЕАЭС может стать только увеличение доходов экономики и населения. Если создание ЕАЭС позволит нам в рамках производственной кооперации создавать новые рабочие места, увеличивать доходность предприятий и обеспечить рост доходов, и если этот рост будет серьезно опережать инфляцию, то тогда рост цен нам особо ничем не навредит. Условно говоря, если цены поднимутся на 10 процентов, а доходы через какое-то время - на 50, то никто не расстроится.
Самое же главное, на чем я хотел бы акцентировать внимание: нужно понимать, что любое объединение предполагает риски и вызовы, но одновременно оно же создает и открывающиеся возможности. Без этих вызовов невозможно выйти на новые горизонты развития. Можно, конечно, отказаться от всего, довольствоваться сегодняшним и запереться в собственной квартире; но тогда придется отказаться от лучшего и смириться с тем, что успех в жизни - не для нас. А вот чтобы развиваться, расти, улучшать жизнь людей - надо быть готовым к испытаниям и упорной работе. Это удел смелых.
Евразийский экономический союз создает огромные возможности. Но то, насколько мы этими возможностями воспользуемся для своей страны или, напротив, бездарно прошляпим их, полностью зависит от нас самих. Но халявы не будет - это точно!

Евгений ПОЛЯКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть