Если бы депутатом был я... поставил бы вопрос о новой Конституции
Предстоящее подписание Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) - событие во всех смыслах поворотное. Кого-то ожидаемое за этим обнадеживает, кого-то тревожит, а кого и возмущает. И действительно: бывшее “до того” и грядущее “после” - это совсем разные исторические эпохи, поэтому привыкание-приспособление к евразийским интеграционным реалиям объективно потребует не только немалого времени и усилий, но и чисто ментальной и эмоциональной притирки.
Самое время всю объективную разноголосицу суждений, несовпадающих оценок и настроений перенести с кухонь, страниц СМИ, а то и - не дай бог! - площадей и улиц в такие представительные государственные институции, в которых плюсы и минусы, желания и нежелания переплавлялись бы не в противостояния, а в компетентные и взвешенные решения.
Скажем прямо: пора бы к процессу интеграции подключить такой новый парламент, который сам бы формировал ответственное перед ним правительство, и чтобы на них вместе с главой государства лежала своя часть компетенции и ответственности.
Да и непонятно зачем существующий Конституционный совет тоже совсем не лишним было бы преобразовать в полноценный Конституционный суд.
А все это требует существенных изменений и дополнений в Конституцию, которая, кстати сказать, все равно нуждается в корректировке в связи со вступлением Казахстана в ЕАЭС.
Ситуация такова: действующая редакция Основного закона дает право президенту выступать от имени высшего источника власти - народа - и, в частности, подписывать международные договоры, которые после ратификации мажилисом и сенатом вступают в силу. И если обязательства по таким договорам реализуются имеющимися органами власти - министерствами или акиматами, тогда пожалуйста. Но вот создавать такие наднациональные органы, которые бы имели собственную компетенцию на территории РК, этого в Конституции не предусмотрено.
Конечно, можно было бы обойтись и чисто формальными добавлениями в Конституцию, например, насчет “наднациональных” органов. Благо опыт скорострельных изменений у парламентариев наработан. Однако, боюсь, чисто процедурной формалистикой здесь не обойдешься - нужны тщательно продуманные изменения.
Торопиться, конечно, не стоит, но и тянуть с такой работой опасно. А потому (что-то мне подсказывает!) не стоило бы тянуть и с парламентскими выборами. Этот депутатский и правительственный составы уже слишком много “нарешали” - с повышением пенсионного возраста женщин, ценами, тарифами и прожиточным минимумом, девальвацией… чтобы им доверить столь важное для будущего страны конституционное совершенствование.
Пётр СВОИК, Алматы