Если бы депутатом был я...вменил бы в обязанность министрам и народным избранникам владение госязыком
Поставленная президентом задача разработать патриотический акт “Мəңгілік Ел” очень непроста. Опять все упрется в споры о языках и в то, какая в Казахстане нация.
Развитые страны выводят национальное из гражданского. В той же Франции все граждане вне зависимости от происхождения - африканского, арабского или галльского - по национальности французы.
У нас в реальности национальная переплетенность налицо. Особенно в городах и у молодежи. Кроме того, юридически в Казахстане “граждане всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляющие вместе с ней единый народ Казахстана”. Так сказано в Законе “О государственной независимости”, принятом в 1991 году.
И в Основном законе страны все четко: определение “казахский” напрямую связано с языком. То есть юридически казахи - это все граждане, владеющие государственным - казахским - языком. При этом из граждан “всех национальностей” Конституция адресно выделяет русских: это граждане, использующие официальный русский язык.
Еще в Древнем Риме было сказано: лучший закон тот, который закрепляет сложившиеся обычаи и порядки.
И коль скоро адекватно нашим реалиям сложилась казахская государственность, на общую пользу будет такая доработка правовой базы, которая снимала бы все сомнения и разночтения на этот счет. По той очевидной причине, что только закрепившаяся во всех своих гарантиях казахская национальная государственность сможет уверенно обеспечивать права и той части народа Казахстана, которая не входит в казахскую нацию.
Поэтому, если исходить из конституционной нормы, что Казахстан - правовое государство, то правильным было бы узаконить обязательное знание госязыка работниками всех органов государственной власти, учреждений и организаций. Не как дискриминационное, а чисто квалификационное требование. Не может же человек, не знающий госязыка, работать на государство!
И, конечно же, госязыком должны владеть кандидаты на все избираемые должности и во все представительные государственные органы. Включая тех, кого вносят в избирательные списки партий, делегатов съездов, которые за это голосуют. А там, глядишь, и в избиратели тоже надо будет записывать только знающих госязык - иначе как они поймут, что им обещает кандидат?
Может быть, сразу привести практику в соответствие с законодательством будет и трудновато, но уж для первых-то лиц государственных органов и нацкомпаний требование владеть государственным языком должно быть неукоснительным! Тем более что особых пертурбаций не возникнет, а Божко, Школьника, Рогова и других можно трудоустроить по-другому.
И уже на такой правовой базе казахское государство сможет привести в соответствие с практикой и Закон “О языках”. Ведь его нынешняя версия мало того что не соответствует Конституции, так еще и не исполняется.
Остальным гражданам казхахской национальности волноваться тоже не стоит. Ведь все без исключения казахи во власти юридически одновременно и русские (об этом см. выше), а они себя в обиду не дадут. Им придется вспомнить и о конституционной обязанности обеспечивать необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами, и об официальном применении в государственных органах наравне с казахским русского языка.
И вот такой, соответствующий как конституционным гарантиям, так и жизненным реалиям, языковый закон и станет, пожалуй, искомым патриотическим актом.
Пётр СВОИК, Алматы