Если бы депутатом был я... внес бы законопроект
о целевой государственной поддержке трех-(на будущее -двух-) партийного представительства в законодательном органе.
Ситуация, когда правительство сделалось “мальчиками для битья” - причем одновременно сверху, снизу и сбоку, - для Казахстана небывалая. И если дружно осмелевшие СМИ сами недоумевают - к чему бы это, то привычные ко всему министры и депутаты, оказавшись в непривычных ролях, в тем большей растерянности.
Министрам еще хорошо: втянули голову в плечи, язык засунули дальше - в то место, где полагается их держать. А депутаты - в смятении. Они у нас привыкли жертвовать собой: скажут, что мажилис - “тормоз” и надо распускаться - распустятся, скажут, что надо повышать пенсионный возраст - проголосуют, вернут им закон - переголосуют. Действовать же на свой страх и риск - это не для них.
Между тем времена, когда соподчиненность структур власти по президентской вертикали была, скажем так, востребована, закончились. Новое время несет в себе риски и вызовы, которые одному человеку и одному центру власти объективно не разрулить.
Президенту хватило бы политической части деятельности, а за экономику, где объективно схлестываются конфликтующие интересы, пора отвечать самостоятельному правительству.
А то ведь как получается: премьер строжится, а результат же скорее смешон, чем страшен. Объявил выговоры десятку вице-министров, “напугал” тем же заместителей акимов - а первые руководители ему не по зубам. За такое в любом государстве из первой тридцатки, куда мы собираемся попасть, просто засмеют! Там министры и губернаторы опираются на парламентские партии. И если даже это правительство технократов, все равно его создает парламентское большинство - иначе не бывает.
Впрочем, доказывать необходимость формирования правительства парламентом - банально. Рискну высказать утверждение не столь бесспорное: этого нельзя делать на базе имеющихся у нас партий!
Не в том смысле, конечно, что они заведены в мажилис искусственно, а оппозиция - столь же искусственно - не пропускается.
Я о серьезном: если уж назревает формирование правительства многопартийным парламентом, это нужно делать на базе сформулированных под совершенно определенные цели трех партий.
В центре пусть будет “Нур Отан”, благо он избавился от “народно-демократической” приставки.
С правого же и левого флангов должны быть партии, представляющие два объективно сложившихся социально-экономических среза. А уже через них - межнациональное, региональное и все прочее разнообразие.
Первый срез - это “нефтестан”: экспортно-сырьевая экономика, иностранные инвестиции и кредиты, импорт на “нефтедоллары” непроизводимого в Казахстане. Это олигархическая и, по сути, колониальная экономика, но, извините, она нас кормит!
Политически представлять эту часть должен “Ак жол”. Пусть либерально-демократический “Светлый путь” отдаст другим заботу о малом-среднем бизнесе, о сельском производителе - это не его. И займется увеличением отдачи от сырьевого экспорта - ему и стране это пойдет на пользу.
На левом фланге - Социал-демократическая партия. Не обязательно ОСДП, но обязательно представляющая не внешний эксплуатационный, а интерес внутреннего развития. Пока гораздо более хилый, чем интерес “вывозной”, экспортно-сырьевой. Но разве не в интересах всего государства, чтобы социальное крыло в парламенте и правительстве хотя бы уравнялось (для начала) с компрадорским?
Пётр СВОИК, Алматы