3030

Наша пенсия спета

Айдар Алибаев: В неразберихе с объединением пенсионных фондов у некоторых казахстанцев на счету остался... ноль!

Давно ли вы проверяли свои пенсионные счета? 1 сентября должен начаться перевод средств из частных пенсионных фондов в недавно созданный Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). Казахстанцы боятся потерять при этом свои накопления. Сейчас общественность собирает в Интернете подписи под обращением к премьер-министру Серику АХМЕТОВУ с просьбой не допустить применения коэффициентов перерасчета пенсионных вкладов, из-за которых накопления могут существенно уменьшиться.

“Есть вероятность того, что при поступлении взносов в ЕНПФ суммы на пенсионных счетах будут уменьшены из-за того, что при слиянии фондов произойдут переоценка стоимости ценных бумаг и различные корректировки, - говорится в онлайн-петиции на имя премьера. - Мы просим вашей помощи в неприменении коэффициентов перерасчета”.
На сегодняшний день под обращением к главе кабмина подписались 42 человека. Прямо скажем, не густо... Может быть, потому, что опасения граждан беспочвенны?
Президент Ассоциации пенсионных фондов Айдар АЛИБАЕВ (на снимке)считает, что дело вовсе не в этом.
- Опасения вполне обоснованны, - говорит он. - Они базируются не на пустом месте - уже есть жалобы. Люди звонят, жалуются, что происходят какие-то непонятные движения на счетах. Идут изменения в сторону уменьшения на разные суммы, пока еще не очень большие, но факт остается фактом. Люди не могут найти логичного, внятного объяснения, почему это происходит, ни в своем пенсионном фонде, ни тем более в ГНПФ, который, по-моему, на запросы населения сейчас вообще не реагирует. Сейчас лето, и 90 или даже все 100 процентов вкладчиков пока не уделяют должного внимания этому вопросу. В сентябре-октябре эта проблема, мне кажется, станет очень актуальной. Не забывайте, что, даже если формально подходить к статистике, у нас в стране 8,5 миллиона вкладчиков. Что бы там ни говорили, что реально платят 5 или 6 миллионов, это все равно огромные цифры. И у нас ведь есть случаи, когда не просто какой-то суммы не хватает -
случались даже обнуления счетов! Я знаю людей, у которых за 16 лет по 6-7 миллионов тенге накопилось. Для казахстанца это очень приличная сумма. А осталось на счету... ноль.
- Как так получилось?
- Это объясняли мошеннической схемой. Предъявлялись поддельные паспорта и доверенности, на основании которых пенсионным фондом производились выплаты. Как минимум, это безалаберность и безответственность фонда, а как максимум - соучастие фонда. Но поскольку пока это не доказано, я не могу никого обвинять. В этой неразберихе с объединением фондов таких случаев было не один и не два, а гораздо больше.
- Объясните, за счет чего может произойти уменьшение пенсионных накоплений, если не брать в расчет мошенничество?
- Первая и самая серьезная объективная причина - это переоценка портфеля. Допустим, в портфеле пенсионного фонда множество разных ценных бумаг. Какую-то часть бумаг фонд приобрел два-три года назад, когда была другая ситуация, по 1000 тенге за штуку. Сегодня они стоят 500 тенге - за них просто больше никто не даст, это рынок. Фонд в своем портфеле номинально, теоретически продолжает их учитывать по той цене, которую за них заплатил. Но когда он будет отдавать свой портфель ЕНПФ, хочешь не хочешь, а переоценка этих бумаг будет происходить. ЕНПФ не захочет принимать эти бумаги по 1000 тенге, если их реальная рыночная стоимость составляет 500 тенге. Получается, будет происходить переоценка портфеля в сторону понижения. А ведь нам известно, что и “БТА”, и “Улар Умит”, и другие фонды брали очень много непонятно каких “мутных” бумаг. Брали бумаги аффилированных компаний, которые покупались по завышенной цене, и так далее.
Вторая причина субъективная - уменьшение денег может происходить в силу разных нестыковок. Слияние фондов будет проходить быстро и безалаберно. У каждого пенсионного фонда своя компьютерная база, свое программное обеспечение. Они не едины, у каждого свои фишки, свои ноу-хау. Невозможно сразу слить все фонды в один даже технически. К тому же вы когда-нибудь видели, чтобы при бардаке деньги на счетах увеличивались? Если с ними происходят изменения, то в 100 процентах случаев в сторону понижения.
Есть и третья причина, тоже субъективная. И в банках, и в пенсионных фондах много желающих половить рыбку в мутной воде. В условиях, когда происходят такие революционные слияния, когда ломается частный пенсионный рынок и все сливается в руки чиновников, нет никакой гарантии, что не найдутся люди - и в частных фондах, и в государственном, - которые не захотят под шумок что-то прихватить. Все эти факторы накладываются друг на друга и усиливают друг друга. Насколько мне известно, сейчас в частных фондах царит настроение “да гори все синим пламенем”. Им уже неинтересно работать. Закон вышел, фонды сливаются - а что я буду напрягаться? Пораженческие настроения: все равно через месяц-два активы сольют, а меня уволят. И почему бы под таким соусом что-нибудь не прихватить? Я никого не хочу обвинять, но сама ситуация на частном пенсионном рынке напоминает гражданскую войну. Почему я все это время выступал против идеи создания ЕНПФ? Да потому, что не надо обладать большим умом, чтобы все это предвидеть. Тем более что мы все прекрасно знаем, что из себя представляют наши чиновники. Я предсказывал, что в ЕНПФ будет бардак. Они уже сейчас не знают, с какого конца подойти - а ведь деньги должны начать перечислять из частных фондов в государственный с 1 сентября.
- А есть ли механизмы, которые могут помочь гражданам защитить свои накопления?
- У вкладчиков таких механизмов нет. Сейчас такое будет твориться! А люди не знают, куда обращаться. Прак­тически во всех областях Казахстана накопительные пенсионные фонды уже позакрывали свои филиалы. Вкладчикам даже выписку негде получить. Многие, кто сегодня вышел на пенсию, даже не представляют, куда идти и где брать деньги. Фонды их отфутболивают, какие-то отписки дают. Полный хаос. Людям я могу посоветовать: контролируйте свои вклады и в случае чего сразу обращайтесь в суд. Это фактически единственный реальный инструмент, с помощью которого вкладчик может защитить свои интересы. Больше способов нет.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы, рисунок Владимира Кадырбаева

29.08.2013

Поделиться
Класснуть