Не пили бюджет в воздухе!
Член правления Всемирного фонда безопасности полетов, лауреат Государственной премии СССР Валерий ШЕЛКОВНИКОВ (на снимке), в свое время возглавлявший систему управления воздушным движением СССР и Российской Федерации, разместил на своем сайте открытое письмо президенту РК Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, в котором высказал свое мнение по этой проблеме.
Ветеран авиации по телефону ответил на вопросы нашей газеты.
- Валерий Георгиевич, как вы расцениваете идею реформирования РГП “Казаэронавигация”?
- В старые времена это назвали бы вредительством, сегодня терминология помягче. Я бы сказал, что это недомыслие: резать курицу, которая давно и исправно несет яйца, причем - золотые.
- А по-вашему, курочку все-таки будут резать?
- Ну да - для начала ликвидировав ее, а затем соорудив из печальных останков некий непонятный медико-аэроконтрольный гибрид. В свое время я был инициатором обращения к тогдашнему президенту РФ Борису ЕЛЬЦИНУ о выделении службы по управлению безопасности воздушным движением из структур аэропортов и авиакомпаний и создании самостоятельной, полностью независимой и единой государственной корпорации, обеспечивающей максимальную безопасность и предельную эффективность использования воздушного пространства. И 16 июля 1995 года президент РФ дал поручение создать такое объединение.
Тогда же (или чуть раньше) по этому пути пошли 19 передовых государств мира, включая большинство стран Европы и Америку. Впечатляет, что Казахстан, в то время еще только делавший лишь первые шаги на пути становления своей независимости, также взял на вооружение эту перспективную идею. И в этом я вижу не только заслугу профессионалов гражданской авиации, но и политическую волю главы суверенного Казахстана.
- Но от идеи до ее претворения в жизнь, как говорится, дистанция огромного размера.
- Конечно, и Казахстан создавал свою единую национальную систему аэронавигации, соответствующую сегодня самым высоким мировым стандартам и ориентированную на постоянное самосовершенствование, на протяжении почти 20 лет. В декабре прошлого года, как раз в дни празднования независимости РК, я имел честь присутствовать в Алма-Ате на презентации этой системы, осуществившей наконец полное свое становление. На этих торжествах были специалисты по безопасности воздухоплавания из разных стран мира. И многие из них завидовали белой завистью своим коллегам из Казахстана, сумевшим в кратчайшие сроки не только сравняться с ведущими авиадержавами мира в создании современной аэронавигационной системы, но и кое в чем превзойти их. Я уж не говорю о том, что аэронавигация РК признана международной авиационной организацией ИКАО лучшей среди всех служб гражданской авиации в своей стране, и одной из лучших среди структур, обеспечивающих эффективность и безопасность полетов во всем Центрально-Азиатском регионе.
Глава немецкой аэронавигации DFS Дитер КАДЕН в своем выступлении даже включил полушутя РГП “Казаэронавигация” в перечень лучших европейских систем: мол, во всей Европе теперь есть две такие организации - немецкая и казахстанская.
Больше того, международными экспертами отмечено, что путь, по которому нынче идет казахстанская аэронавигация, находится в русле стратегического плана развития этой отрасли, разработанного ИКАО под названием “Путеводная нить гражданской авиации в ХХ1 век”. Так что всякие непонятные слияния аэронавигации с любыми другими структурами, не имеющими прямого отношения к предмету ее деятельности, - это шаг назад и риск для уровня безопасности.
- На публикацию “Опасность для безопасности” пользователи Интернета откликнулись несколькими сотнями комментариев. И многие из них утверждают: вся проблема в том, что огромные финансовые потоки, проходящие через отрасль, движутся, минуя чиновников, и идут частью прямо в казну, частью - на развитие национальной аэронавигации, обучение персонала, обеспечение ему оптимальных условий труда, отдыха, быта. Может быть, дело именно в этом?
- Я не являюсь гражданином Казахстана, и потому мне трудно утверждать, заложена ли в этой реорганизации коррупционная составляющая. Скажу одно: не все можно измерить и оценить деньгами. Кто-то в Британии по случаю смерти российского олигарха БЕРЕЗОВСКОГО (Борис. - Б.К.) удачно вспомнил старую английскую шутку: “Нельзя стать самым богатым на кладбище”.
- Это вы о чем конкретно?
- Просто в этот самый момент, когда мы с вами обсуждаем ситуацию с маловразумительной реорганизацией “Казаэронавигации” и вообще в любую долю отдельно взятого времени, в казахстанском небе пребывает, образно говоря, целый летучий город, временно населенный десятками тысяч пассажиров воздушных судов. Малейший сбой в работе авиадиспетчерских служб может привести просто к катастрофическим последствиям с гибелью огромного количества ни в чем не повинных людей.
- Кстати, готов поспорить, что среди населения этого “летучего города” немало чиновников, которые предпочитают летать самолетами. Выходит, они пилят сук, на котором летят?
- Вряд ли такая шутка тут уместна. Но письмо полутора тысяч работников РГП “Казаэронавигация” в родное министерство и президенту РК убедительно показывает: люди обеспокоены и встревожены. А такое моральное состояние отнюдь не способствует организации качественного контроля воздушного пространства.
- А что будет, когда начнется предреорганизационное расформирование РГП “Казаэронавигация” и персонал ринется в другие страны, где выше уровень зарплаты и социальных благ и где не реформируют то, что в этом не нуждается? Вот к вам, в Россию, побегут - вы же возьмете?
- Ваших диспетчеров возьмут где угодно - по причине всеобщего дефицита мастеров этого дела, а также в связи с высоким профессиональным и образовательным уровнем казахстанских воздушных лоцманов, выученных усилиями РГП и на его деньги.
Казахстан наш, так сказать, небесный сосед. А если учесть, что нынче уже чуть ли не по всему миру верстается так называемое бесшовное воздушное пространство, то ваши соседи теперь - все цивилизованное мировое сообщество. И оно, я думаю, не позволит, чтобы в черный список Евросоюза, где уже числятся, почитай, все ваши авиакомпании - за исключением “Эйр Астаны” - попала еще и до сих пор безукоризненно работавшая казахстанская аэронавигация.
Уверен, что могучее международное авиасообщество - ICAO, LATA, CANSO, IFATCA, IFALPA, IAC - выскажет свое мнение. Слишком уж тесно связано казахстанское небо с мировым.
- Что ж, ваши слова звучат обнадеживающе. Я вот собрался было ехать в отпуск поездом, а теперь побегу за авиабилетом!
Беседовал Борис КУЗНЕЦОВ, Алматы
Комментарий в тему
Бекен Сейдахметов, председатель Комитета гражданской авиации МТК РК:
- Решение о проведение таких изменений в отрасли появилось не сегодня, и даже не вчера. Оно было принято на основании анализа состояния отрасли, рекомендаций международных специалистов, консалтинговых компаний о необходимости создания единой структуры, которая бы обеспечила требуемый уровень безопасности полетов, включающие себя аэронавигационное обслуживание, подготовку и повышение квалификации работников отрасли и качества медицинского обеспечения.
По рекомендациям экспертов ИКАО, согласно принятым поправкам в законодательство, функции РГП “Центр обеспечения безопасности полетов” в части сертификации передаются в Минтранском. А само РГП “ЦОП”, где остаются функции по медобеспечению отрасли, будет объединено вместе с РГП “Казаэронавигация”. Это ни что иное, как оптимизация в целях эффективного управления госимуществом и сокращения количества госпредприятий. Нужно также отметить, что ранее данная структура уже находились в составе “Казаэронавигации” более 7 лет и успешно функционировала.
Создание государственного предприятия, обеспечивающего безопасность полетов, ни коим образом не ухудшит работу аэронавигационных служб. Принятые меры не повлекут за собой дополнительных финансовых затрат, сокращения или увольнения персонала, уменьшения размера оплаты труда и премий. Зато это позволит эффективно использовать государственные возможности предприятия для обеспечения крайне необходимых нужд отрасли в части повышения квалификации работников и современного медицинского обеспечения отрасли. Эти мероприятия не повлияют и на дальнейшие планы по развитию и совершенствованию аэронавигационного обеспечения воздушного движения.
10.07.2013