Евразийская интеграция: пункты и “пунктики”
Выступая недавно на Евразийском медиафоруме, президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ дал суровую отповедь тем, кто пугает казахстанцев “вторым пришествием русских” в связи с созданием Таможенного и Евразийского союзов. “Казахстан не пойдет на компромиссы по вопросу своей независимости”, - сказал он на форуме. “После обретения независимости Казахстан и его народ впервые почувствовали себя свободными и испытали вкус независимости. Мы никому не собираемся отдавать с трудом заработанную свободу. Если региональные союзы начнут наносить ущерб интересам государства, мы немедленно покинем эту организацию. Союз, к которому мы движемся, всецело заключается в экономической интеграции”, - добавил глава государства.
Это было вполне ожидаемым: едва появился мегапроект Евразийского экологического союза, как тотчас же подали голос его яростные противники, зацикленные на своих “пунктиках”.
Их главный козырь: любая интеграция с Россией, будь то ТС, ЕЭП, либо будущий ЕвразЭС, якобы ведет к полной потере Казахстаном суверенитета, поскольку Россия с ее “имперским прошлым” неминуемо сделает из Казахстана “сырьевой придаток” России. В этом смысле обращают на себя внимание высказывания в СМИ эксцентричного популиста Булата АБИЛОВА типа: “Евразийский союз – это угроза потери суверенитета Казахстаном”, “Это означает возвращение в общежитие под названием “Советский Союз”, “Я как политик и гражданин не хочу возвращения в СССР”, “Нам не нужен старший брат”!.
Что ж, разберемся, как говорится, по пунктам. Итак, миф о советском колониализме. Смешно отрицать, что именно в бытность СССР казахский народ вырвался из оков вековой отсталости и угнетенности. Именно при Союзе казахская нация обрела свою письменность, открыла школы на национальном языке, культурные, научные учреждения. Республика приняла свою Конституцию, получила возможность решать свои внутренние дела. Широкие меры по ликвидации сплошной неграмотности населения, создание бесплатной системы школьного, специального и высшего образования, системы бесплатного здравоохранения и социального обеспечения населения, подготовка, формирование национальных кадров – все это явилось практическими шагами по пути реального равенства и истинной справедливости для всех граждан республики.
Столь же несостоятелен миф о России как “старшем брате”: будто бы она процветала за счет других союзных республик. Нет, не была Москва метрополией, эксплуатировавшей периферию и за счёт союзных окраин обеспечивавшей россиянам высокий уровень жизни.
Ведь именно благодаря всеобъемлющей помощи Российской Федерации в Казахстане на рубеже 30-40-х годов ХХ столетия были построены первые 120 новых крупных предприятий и электростанций, среди которых Турксиб, Карагандинский металлургический, Усть-Каменогорский титаномагниевый, Иртышский полиметаллический комбинаты. На карте республики обозначились современные города с заводами, фабриками, шахтами - это Караганда, Усть-Каменогорск, Джезказган, Балхаш и др.
Примечательно, что в 70-80-е годы в республике при помощи Российской Федерации, Украины, Белоруссии, других союзных республик были сооружены и введены в строй свыше 1500 новых промышленных объектов – предприятий, цехов, новых производств. Среди них такие промышленные гиганты, как Лениногорский полиметаллический, Восточно-Казахстанский медно-химический, Джезказганский, Соколовско-Сарбайский, Жайремский, Качарский, Каратауский горно-обогатительные комбинаты, новые объекты нефтегазовой промышленности - нефтеперерабатывающие заводы в Павлодаре, Чимкенте, нефтепровод Средняя Азия - Центр, многие объекты легкой, пищевой, обрабатывающей промышленности.
Так что же теперь откажемся от всего этого под лозунгом деколонизации?!
Все лучшее, что есть сегодня в Республике Казахстан, - плод бескорыстной дружбы, взаимопомощи и сотрудничества с Российской Федерацией, а также с Белоруссией, Украиной, республиками Средней Азии, внесшими неоценимый вклад в экономическое и индустриальное становление и поступательное развитие нашего государства.
Практика новейшего времени показывает: в условиях растущей конкуренции в стремительно глобализующемся мире, нарастания экономического кризиса в стране, усугубляющейся социальной фрустрации, роста упаднических настроений в беднейших слоях казахстанского общества все больше наших сограждан осознают: альтернативы Таможенному, а в перспективе и Евразийскому союзу нет.
Желание большинства населения Казахстана, Белоруссии и России быть и жить в этом союзе нашло отражение в результатах социологических исследований. Так, согласно опросу, проведенному международным консорциумом “Интеграциональный барометр” и центром исследований Евразийского банка развития в 2012 г., в Казахстане 80% респондентов положительно отозвались о Таможенном союзе и 76% - о создании ЕЭП.
А вот результаты опроса информагентства REGNUM показывают, что 73,5% граждан России, Белоруссии и Казахстана поддерживают объединение своих государств в Евразийский союз, и только 15,2% - против. Эти цифры, согласитесь, говорят сами за себя.
Стоит ли после этого удивляться тому, что затея казахстанской оппозиции насчет “общенационального” референдума о выходе РК из Таможенного союза провалилась как юридически, так и политически? Даже среди сторонников референдума не наблюдалось единства по этому вопросу.
Разумеется, переход к новому Евразийскому экономическому союзу вовсе не означает мгновенного осуществления, решения его важнейших, конкретных задач. Сегодня чрезвычайно важно понять, что создание ЕвразЭС – это долговременный многоуровневый исторический процесс.
Очевидно другое: на пути создания Евразийского экономического союза возникает целый комплекс многозначных, многоаспектных как прежних, так и новых острых проблем во взаимоотношениях стран СНГ; наличие существующих противоречий, столкновений их различных интересов в сфере экономики. Например, сохраняется конфликтный потенциал между республиками Центральной Азии -
Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном. А ведь интеграция им остро необходима для решения вопросов водопользования, использования трансграничных рек, энергетических и транспортных ресурсов. В рамках ЕвразЭС предстоит на основе продуманных подходов и решений добиваться устранения конфликтов во взаимоотношениях этих стран.
Как полагают аналитики и эксперты, трудности функционирования ЕвразЭС могут быть связаны, во-первых, со значительной инерционностью и сопротивляемостью укорененных менталитетов в республиках, во-вторых, с адаптацией населения к длительному, болезненному реформированию.
Сейчас на первом этапе предстоит огромная многоплановая трудоемкая работа по созданию “Союза трёх” - Казахстана, Белоруссии и Российской Федерации. Своеобразие момента как раз и заключается в том, чтобы интеграционный посыл, исходящий на сегодня от верхов, максимально совпал с пока что безотчетным тяготением друг к другу низов. Только при этом условии уже достигнутые и потенциальные договоренности Москвы, Астаны и Минска станут тем общественным договором, на котором базируется любой прочный и жизнеспособный союз. И тогда всем его противникам - от “местечковой” оппозиции до зацикленных на воинствующем изоляционизме национал-патриотов - придется публично признать свое историческое поражение.
Шолпан САРМУРЗИНА, доктор исторических наук