Жизнь.kz: со статистикой не спорят - её улучшают
Сколько людей - столько и мнений. Наверху не устают заявлять, что жить в нашей стране становится лучше, а тем, кто ниже, все больше кажется, что качество жизни стремительно падает. Не исключено, кстати, что это взаимозависимые тенденции. Поэтому, с одной стороны, мы перманентно слышим победоносные спичи. С другой - пессимистичные комментарии в стиле beznadyoga.kz. Кто прав? А что же происходит в реальности - ну для начала хотя бы среднестатистической?
Представим себе простого казахстанца - он только что родился и начинает свою длинную и счастливую жизнь в нашей стране. И сразу первый вопрос: длинную ли?
Средняя продолжительность жизни в стране в 2016 году впервые слегка превысила 70 лет. Это примерно, как в России (70,5), и неожиданно ниже, чем в Кыргызстане (71,1). Тем не менее мы опережаем Туркменистан (66,3), но уступаем Азербайджану (72,7). Такие лидеры по долгожительству, как Япония (83,7), для нас, конечно, недостижимы. Но, может быть, и не стоит так долго преобразовывать кислород в углекислый газ: японское общество уже давно озабочено проблемой тотального старения нации, которое лишает страну энергии молодой пассионарности.
Сойдемся на том, что нашему условному респонденту суждено прожить долго - хотя и не слишком. Нормально.
Но чтобы жизнь свою прожить, сначала надобно родиться.
И тут две новости. Хорошая: детская смертность в Казахстане показывает устойчивую тенденцию к снижению. Плохая: нам все еще далеко до развитых государств. Согласно отчетам ВОЗ, в настоящее время младенческая смертность в нашей стране 11 человек на тысячу рожденных. С 1990 года, когда из каждой тысячи родившихся умирало 44 младенца, это, согласитесь, большой шаг вперед. В Иране, например, который в 1990-м был с нами наравне, пропорция составляет 13 человек на тысячу. На одном уровне с нами Аргентина, Турция, Саудовская Аравия и Молдова. Далеко впереди (точнее, позади) - Кыргызстан (19), Индия (35), Индонезия (22) и Египет (19). Тем не менее показатели таких стран, как Франция, Израиль, Германия и Финляндия, где из каждой тысячи новорожденных умирают всего два-три младенца, нам пока могут только сниться.
А вот шансы не остаться сиротой у нашего героя очевидно высокие. По показателям материнской смертности при живорождении (12 рожениц на 100 000 родов) наша страна в 10 раз опережает Марокко, в 6 - Кыргызстан, впятеро - Колумбию и Эквадор и втрое - Грузию с Узбекистаном. Хотя и отстает в три раза от Австрии, Швеции, Италии, и (вот уж неожиданно!) Белоруссии.
Идем дальше. По мере того как наш герой растет, он неизбежно сталкивается с нашей замечательной системой образования. По данным Всемирного банка, расходы на образование относительно ВВП у нас составляют 2,8 процента (данные за 2015 год). Это примерно, как у Ирана (2,9), меньше, чем у России (3,8), Австралии (4,9), но больше, чем в Афганистане (2,5). В общем рейтинге уровня расходов на образование из 153 стран наша республика занимает 127-е место. Может быть, именно поэтому наши школьники стабильно проваливают тесты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)?
Министерство образования и науки отчиталось, что по результатам тестирования 2015 года наши школяры показали большой прогресс относительно 2012 года. Но успех был обеспечен за счет учеников из Назарбаев Интеллектуальных школ, поэтому программа исключила казахстанские результаты из общего списка - на карте официального сайта PISA Казахстана больше нет.
Занятно при этом, что при абсолютном росте показателей - пусть даже достигнутом слегка кривым путем - относительное положение нашей системы образования, выраженной в компетенции учеников, остается удручающим. Согласно официальному отчету самого Министерства образования, свыше 40 процентов 15-летних учеников не смогли выполнить задания второго уровня в тестах PISA. То есть завтрашние абитуриенты не способны понимать несложные тексты и в целом могут быть признаны функционально неграмотными. Для стран Организации экономического сотрудничества показатель количества таких слабых школьников колеблется в районе 20 процентов. А Казахстан по этому параметру “опережает” развитые страны в два раза!
Здесь стоит иметь в виду: разрыв в уровне знаний между учениками казахских и русских школ составляет 50 баллов, что эквивалентно отставанию в полтора года обучения и равно разнице в полтора года обучения...
Но стать “заложником” казахстанской системы образования еще не самое страшное. Республика на протяжении многих лет стабильно занимает пугающие первые места в мире по подростковым суицидам (по данным Детского фонда ООН UNICEF за 2015 год, второе после России). При этом суицидальным настроениям больше подвержены жители сельской местности. Среди причин депрессия, чувство одиночества, плохие отношения с близкими.
Кроме того, на селе не всегда хорошо с водой - в прошлом году британская газета The Guardian опубликовала статью о доступности питьевой воды со ссылкой на данные ВОЗ. Казахстан попал в не очень завидную таблицу распределения бремени между лицами мужского и женского пола по обеспечению жилища водными ресурсами в странах, где нет водопровода в домах. Помимо нас в этой таблице закономерно находятся все африканские страны, а также Индонезия, Афганистан и Узбекистан. Хотя по общему покрытию водой и санитарными услугами на международных графиках наша страна в голубой, то есть в безопасной, зоне.
Так что нашему герою лучше родиться в городе. Правда, урбанизация вряд ли скажется на шансах молодого человека уцелеть в ДТП. Казахстан - один из лидеров СНГ по числу погибших в дорожных авариях. Согласно отчету ВОЗ от 2015 года, мы теряем в авариях 24 человека на каждые 100 тысяч населения. Это близко к показателям все того же африканского региона (27 человек), больше, чем в Афганистане (15,5), и недостижимо далеко от Европы: в Нидерландах -
3,4 человека, в Норвегии - 3,8.
Недавно силовики отчитались: аварийность на казахстанских дорогах (равно как и смертность в ДТП) значительно снизилась - до 18,33 на 100 тысяч населения в 2016 году. Правда, глава Международной автомобильной ассоциации Жан ТОДТ, будучи в Алматы два года назад, заявил: мол, казахстанская статистика занижена, а реально людей погибает вдвое больше. Честно говоря, не знаю, на чьей совести это должно остаться - иностранного гостя или отечественной полиции...
И тут, конечно, возникают вопросы к правдивости статистики. Многие международные исследования основываются на безальтернативных данных, которые предоставляют казахстанские государственные органы. Все ли они достоверны?
В любом случае, если вдруг кто-то вроде героя нашей публикации встретится вам и пожалуется на отсутствие работы и маленькие доходы - не принимайте близко к сердцу. Может быть, он просто еще не знает, что, согласно свежайшим данным комитета по статистике, средняя зарплата в Казахстане превысила 157 тысяч тенге.
Пусть поскорее узнает и порадуется за себя. А порадовавшись, поймет: у него все хорошо.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы